Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Поэтому для каждого государства наиболее актуальной проблемой на любом этапе развития является разработка и реализация эффективных и рациональных мероприятий по антиинфляционному регулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5
1. Антиинфляционная политика и методы ее осуществления…………..7
1.1 Понятие антиинфляционной политики……………………………….7
1.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики……………...9
2. Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь……..15
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…15
2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………..19
3. Мировой опыт борьбы с инфляцией………………………………….23
Заключение……………………………………………….…………………31
Список использованных источников……………………………………...33
Приложения…………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Для борьбы с инфляцией Банк Англии применял разнообразные инструменты. До конца 70-х гг. в основном осуществлялся неокейнсианский подход к денежно-кредитному регулированию. Использовались три метода денежно-кредитной политики: маневрирование процентной ставкой Банка Англии; изменение норм «специальных депозитов», т.е. депонирования коммерческими банками доли средств, привлеченных на депозиты, на специальном счете в Банке Англии; применение прямых селективных методов контроля за банковскими ссудами, выдаваемыми частному сектору. С 1976 г. наблюдалось усиление влияния на денежно-кредитную политику неоклассических и особенно монетаристических концепций. В монетарной политики акцент первоначально был сделан на таргетировании показателей денежной массы. Однако к началу 90-х гг. правительство убедилось в том, что контроль под ее ростом осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был избран обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке. Такая политика продолжалась до сентября 1992 г., когда Великобритания вышла из механизма обменных курсов Европейской валютной системы. С тех пор ключевым элементом антиинфляционной политики стало изменение краткосрочных процентных ставок.

       Послевоенная инфляция во Франции была тесно связана с хроническим бюджетным дефицитом, который обусловлен крупными военными расходами, а также расходами, связанными с государственным регулированием экономики и осуществлением «политики роста». После Второй мировой войны неоднократно осуществлялись девальвации франка; две последние девальвации были проведены в декабре 1958г. и в августе 1969 г. Девальвация 1958 г. сыграла определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок. Золотовалютные резервы Франции значительно возросли: с 1050 млн. долл. в конце 1958 г. до 6994 млн. долл. в конце 1967 г. Однако внутренний процесс инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом повышении товарных цен. Так, с 1962 г. по август 1971 г. индекс розничных цен поднялся на 55%.

       В связи с этим правительство Франции  в сентябре 1963 г. провозгласило «план  стабилизации», включавший блокирование розничных цен и заработной платы, ряд мер кредитной рестрикции (ограничение банковских кредитов предприятиям и потребительского кредита, повышение учетной ставки Банка Франции в ноябре 1963 г. с 3,5 до 4%), а также меры по сокращению бюджетного дефицита путем значительного увеличения налогов. Но реальной стабилизации франка не произошло: военные расходы и денежная масса продолжали увеличиваться, а покупательная сила франка падать. Тогда в сентябре 1969 г. правительство Франции опубликовало «план оздоровления», предусматривающий сокращение внутреннего потребления, уменьшение бюджетного дефицита и рост экспорта. Были вновь применены меры кредитной рестрикции (учетная ставка Банка Франции была поднята в 1969 г. с 6 до 8%; ограничен банковский и потребительский кредит), а для сокращения бюджетного дефицита повышены налоги.

     Преодоление бюджетного дефицита. В 90-х годах ХХ в. в России важное место в антиинфляционной стратегии занимало преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса. В числе этих форм: неисполнение бюджета; финансирование расходов в произвольном объеме; секвестирование (сокращение) расходов в зависимости от реальных бюджетных доходов; нецелевое использование бюджетных средств; слабый контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Согласно мировому опыту рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. В 90-х годах задачей антиинфляционной политики России было реальное уменьшение бюджетного дефицита, который составлял в 1997 г. – 3,6 % ВВП, в 1998 г. – 3,2 %, в 1999 г. – 1,2 %. [18, 40]

    Бюджетный дефицит в разных размерах существует в ряде развитых стран, но там обычно применяются неинфляционные методы его покрытия. Россия в 90-х годах использовала все известные в мировой практике источники финансирования бюджетного дефицита: налоги, займы, денежную эмиссию, но неэффективно, так что эти меры не стимулировали экономический рост; к тому же они не опирались на научно обоснованную экономическую политику. Лишь на основе улучшения макроэкономических показателей федеральный бюджет стал сводиться с профицитом (1,4 % ВВП – в 2002 г., 1,2% – в 2003г.). 

    Денежная политика. С 70-х годов ХХ в. мировой практике стало применяться таргетирование – установление центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Таргетирование денежных агрегатов на Западе стало увязываться с состоянием экономики, определяющим потребности хозяйственного оборота в деньгах. Односторонняя ориентация на ограничение денежной массы в обращении была заменена более гибким подходом. Новым явлением в антиинфляционной политике развитых стран стало расширение сферы таргетирования, которое в современных условиях включает целевые ориентиры динамики денежных агрегатов и инфляции.

    Объект таргетирования – это также потребительские цены, динамика которых в основном отражает темпы инфляции. Например, Европейский центральный банк устанавливает целевой ориентир роста гармонизированного индекса потребительских цен (2 – 2,5 %) для стран – членов зоны евро. Для стран, где велика доля импортных товаров на внутреннем рынке, важным объектом таргетирования является динамика валютного курса, которая влияет на темп инфляции.

    Хотя на практике таргетирование не обеспечивает выполнение целевых ориентиров, оно сохраняет свое значение в большинстве стран, так как служит базой для корректировки экономической, в том числе денежной, политики.

    В антиинфляционной политике в мировой практике важное место принадлежит регулированию скорости обращения денег, так как при прочих равных условиях ее увеличение равносильно дополнительной денежной эмиссии.

    Кредитная политика. В практике антиинфляционного регулирования важную роль играет кредитная политика. Для ограничения банковских кредитов периодически повышается официальная учетная ставка центрального банка (ставка рефинансирования), что оказывает влияние на всю структуру банковских процентных ставок.

    В мировом арсенале инструментов антиинфляционной политики известны примеры прямого воздействия центрального банка на объем банковского кредита. Так, во Франции после Второй мировой войны практиковались лимитирование ежегодного роста банковских кредитов, предварительный контроль центрального банка за предоставлением крупных ссуд и другие методы выборочного контроля.

    Регулирование цен. Самое трудное направление антиинфляционной политики – регулирование цен. Как свидетельствует мировой опыт, некоторые развитые страны, например страны Западной Европы, в условиях сильной инфляции после Второй мировой войны вводили административное регулирование цен, которое охватывало от 15 до 50 % розничного товарооборота. Иногда применялась крайняя мера – блокирование роста цен на отдельные товары, например, во Франции в 50–60-х годах, в Италии, Нидерландах, Испании, США – в 70-х годах. На Западе такие меры не играют существенной роли в сдерживании инфляции.

    В условиях несовершенной рыночной конкуренции необходимо разумное сочетание рыночного и государственного регулирования цен.

    Планы стабилизации. С 60-х годов ХХ в. в экономически развитых странах стали применяться планы стабилизации. Отличительная черта этих планов – координация основных методов регулирования экономики и инфляции в рамках двух основных вариантов антиинфляционной политики в зависимости от стратегии развития экономики.

    Для сдерживания инфляции в условиях снижения темпов экономического развития применяется набор антиинфляционных мер, не противодействующих стратегии экономического роста. С 80-х годов США, Германия, Япония и другие страны сделали упор на стимулирование реального предложения экономических ресурсов путем предоставления налоговых, амортизационных льгот, субсидий предприятиям, снижения процентных ставок в целях интенсификации и структурной перестройки экономики. Таким образом, в результате экономического роста увеличивается товарное обеспечение денег. [9, 152]

    Регулирование инфляции на основе комплексных планов стабилизации в принципе более эффективно, чем разрозненные меры, применявшиеся в экономически развитых странах в 40–50-е годы.

          Фактор доверия. В антиинфляционной политике важен субъективный фактор – восстановление доверия к деньгам и правительству, которое их выпускает. Поэтому политическая стабильность, достигнутая после частой смены правительств в периоде после Второй мировой войны, например, во Франции, Италии, Великобритании, явилась предпосылкой сдерживания инфляции.

    В результате антиинфляционной политики, основанной на регулировании экономического роста (по принципу «стой – иди»), на Западе инфляция стала относительно контролируемым процессом. [3,370]

    Девальвация. Распространенным методом стабилизации курса валют является девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам. В прошлом девальвация иногда сопровождалась обменом старых денег на новые и фактически совпадала с нуллификацией, если обесцененные деньги обменивались на новые по крайне низкому соотношению. Например, в Германии в связи с колоссальным обесценение марки в период и после Первой мировой войны (в 1,6 трлн. раз) во время денежной реформы 1924 г. обмен проводился по соотношению 1 новая марка за 1 трлн. старых марок. В Греции в ноябре 1944 г. денежная реформа была проведена путем обмена 50 млрд. старых драхм на 1 новую драхму. После Второй мировой войны в ряде стран Латинской Америки была проведена фактическая нуллификация денег и замена их новыми денежными единицами, которые продолжали обесцениваться. [1, 335]

    Опыт Европейского союза. Западноевропейская интеграция послужила почвой для межгосударственного регулирования инфляции. Первым опытом коллективной антиинфляционной программы в 1964 г. был «план Маржолена», по имени вице-президента Комиссии Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В 70–80-х годах периодически проводились совместные антиинфляционные программы, направленные на уменьшение темпа роста денежной массы, дефицита государственного бюджета, заработной платы. В 90-е годы Маастрихское соглашение о создании Европейского политического, экономического и валютного союза (ЕС) в числе критериев присоединения страны к зоне евро (с января 1999 г.) предусматривало низкие темпы инфляции. Европейский центральный банк осуществляет политику таргетирования инфляции в странах экономического и валютного союза. [10,123]

     Таким образом, как свидетельствует мировой  опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Для этого  используются рыночное и государственное  регулирование. Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Таким образом, инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах  мира. Это один из самых болезненных  и опасных процессов, негативно  воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

       Многообразные  негативные  социальные и экономические  последствия инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику.

         В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции. 
             В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни. Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости всей экономической системы.

         Инфляционные процессы в 2009 году в Беларуси протекали неоднородно. В начале года они были инициированы высокими инфляционными и девальвационными ожиданиями, обусловленными проведенной корректировкой обменного курса белорусского рубля к основным иностранным валютам и административным повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также в определенной мере предпринятыми в конце 2008 года мерами по либерализации ценообразования. Также произошло очередное повышение цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители. Последующая стабилизация инфляционных и девальвационных ожиданий, падение внутреннего и внешнего спроса на продукцию отечественных предприятий, снижение уровня цен на мировых рынках как на импортируемые промежуточные товары, так и на готовую продукцию способствовали замедлению инфляционных процессов в стране. 

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь