Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Поэтому для каждого государства наиболее актуальной проблемой на любом этапе развития является разработка и реализация эффективных и рациональных мероприятий по антиинфляционному регулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5
1. Антиинфляционная политика и методы ее осуществления…………..7
1.1 Понятие антиинфляционной политики……………………………….7
1.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики……………...9
2. Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь……..15
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…15
2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………..19
3. Мировой опыт борьбы с инфляцией………………………………….23
Заключение……………………………………………….…………………31
Список использованных источников……………………………………...33
Приложения…………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

    Третий период (1997 – 1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998 – 1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства в агропромышленном комплексе, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками).

    Четвертый период (начался в 2000 году). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало положительные результаты. Несмотря на отклонение денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции до 208 % за год. Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине ноября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. С ликвидацией множественности курсов наметилась тенденция легализации валютных операций.

    Благодаря постепенному переходу к более жесткой политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации, снижение уровня инфляции до 4 процентов в 2005 году, понижение уровня процентных ставок.

    Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

    1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

    2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

    Всю совокупность мер, применяемых в Беларуси, можно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному планированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

    Комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению включает меры:

    ● по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

    ● поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

    ● снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения трудоемких ресурсосберегающих технологий;

    ● реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая минимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, торговых ставок и обязательных платежей;

    ● сокращению трансакционных издержек и др.

    Комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции охватывает меры:

    ● по регулированию объема и структуры денежной массы;

    ● проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

    ● сокращению скорости оборота денег;

    ● регулированию резервных требований;

    ● ограничению бюджетного дефицита;

    ● регулированию доходов населения;

    ● сокращению бартерных операций, неплатежей;

    ● стабилизации белорусского рубля и др.

    Комплекс мер по структурному планированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования предусматривает меры:

    ● по государственному регулированию цен на продукты  и услуги первой необходимости;

    ● государственному регулированию цен на товары монополистов;

    ● регулированию уровня рентабельности;

    ● стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

    ● ограничению инфляционных ожиданий;

    ● ликвидацию ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

    Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Также руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и др. Это ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики. [7,203]

    В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.

    Согласно «Программе развития банковского сектора экономики на 2006–2010 годы» денежно-кредитная политика проводится в условиях замедления инфляционных процессов, обеспечивающего выход к 2010 году на темпы прироста цен, сопоставимые с существующими в странах с переходными экономиками, достигшими наибольшего прогресса в ограничении инфляции.

    В связи с этим конечной целью денежно-кредитной политики в 2006–2010 годах, наряду с мерами экономической политики, станет обеспечение с помощью монетарных инструментов снижения темпов инфляции и поддержания ее на низком уровне. При этом уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, в 2010 году должен составить не более 5 процентов.[13,82]

    Следует отметить, что денежно-кредитная политика Национального банка Беларуси сохраняет ориентацию на обеспечение стабильности обменного курса белорусского рубля в целях дальнейшего снижения интенсивности инфляционных процессов.

    Таким образом, реализация предложенной системы антиинфляционного регулирования позволит государству реально влиять на уровень инфляции в экономике и способствовать повышению жизненного уровня населения. 
 

ГЛАВА 3

       МИРОВОЙ ОПЫТ БОРЬБЫ  С ИНФЛЯЦИЕЙ

 

     Антиинфляционная  политика является составной частью экономической политики. Поскольку инфляция стала одним из элементов воспроизводства, антиинфляционная политика государства направлена на регулирование ее темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий.

    Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.). Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

    Как свидетельствует мировой опыт, набор основных антиинфляционных мер типичен для большинства государств. Их специфика в отдельных странах определяется темпов инфляции, состоянием экономики, экономической политикой государства, теоретической концепцией, на которой она основана.

     В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

     Важное значение для сдерживания инфляции имеют общеэкономические меры, направленные на поддержание относительно стабильных темпов экономического роста. Это объясняется тем, что инфляция возникает как при «перегреве» экономической конъюнктуры, так и при спаде производства. Не менее важную роль в стабилизации денежного обращения играет равновесие государственных финансов. С целью поддержания такого равновесия государство сокращает прежде всего непроизводственные бюджетные расходы и принимает меры по увеличению доходов в целях снижения бюджетного дефицита.

     В развитых странах для антиинфляционного  регулирования используют два типа экономической политики.

     1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Радикальным вариантом этой политики является дефляционная политика.

     2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Применяется индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуемая с динамикой индекса цен.

     Антиинфляционная  политика ведущих промышленно развитых стран включает в себя регулирование  процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое “денежное правило” Фридмана гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.

     Важным  направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование  валютного курса. Рост инфляции ведет  к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в  том, чтобы не допустить обратного  воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены – валютный курс – цены.

     Послевоенная  инфляция в США, как и в других капиталистических странах, вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики. Рост денежной массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и имел инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная масса увеличилась на 44%, а розничный товарооборот в реальном выражении – только на 26%. В 1969-1970 гг. имел место кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте 1971 г. общий индекс промышленной продукции США был почти на 5% ниже уровня 1969 г., но общая масса денег в обращении возросла с марта 1969 г. по март 1971 г. на 11%. С марта 1971 г. по март 1972 г. денежная масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция – только на 4%. В результате инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с 1945г. по 1972 гг., общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем только за 1963-1972 гг. его рост составил 37%.

     Особенностью  послевоенной инфляции в США по сравнению  с рядом других капиталистических  стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 г. оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г.

     Активные  антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в 1981 г., способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики. В числе этих мер прежде всего назовем повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита за счет урезывания государственных расходов, уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и физических лиц и некоторое уменьшение военных расходов (вследствие подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений).

     Период  после Второй мировой войны в Великобритании характеризуется более высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых странах. В 1951-1960 гг. розничные цены росли в среднем на 4,1% в год; в 1971-1980 гг. – на 13,3%; в 1981-1986 гг. – на 7,5%. Причины инфляции в Великобритании коренятся и в сфере производства, и в сфере обращения. Одной из основных был бюджетный дефицит, который сопровождался ростом государственного долга. Задолженность только центрального правительства в 1986 г. составляла 47% ВНП.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь