Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Поэтому для каждого государства наиболее актуальной проблемой на любом этапе развития является разработка и реализация эффективных и рациональных мероприятий по антиинфляционному регулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5
1. Антиинфляционная политика и методы ее осуществления…………..7
1.1 Понятие антиинфляционной политики……………………………….7
1.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики……………...9
2. Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь……..15
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…15
2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………..19
3. Мировой опыт борьбы с инфляцией………………………………….23
Заключение……………………………………………….…………………31
Список использованных источников……………………………………...33
Приложения…………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     2) для снижения текущего спроса  без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости. [2,104] 

     1.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики

    В настоящее время среди ученых и практиков, занимающихся проблемами денежно-кредитного регулирования, получила распространение точка зрения, что даже умеренная инфляция препятствует нормальному развитию экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения, то есть достижение относительной стабильности цен, рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста.

    Выбор целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий.

    Многофакторность инфляционного процесса, как правило, обуславливает необходимость применения целого комплекса стабилизационных мер – как монетарных, так и общеэкономических.

    Антиинфляционное регулирование в сфере финансов. Антиинфляционные меры  в этом случае направлены на сокращение дефицита государственного бюджета (когда он является причиной чрезмерной эмиссии денег) и стимулирование уменьшения совокупного спроса.

    К прямым фискальным методам регулирования в сфере финансов относятся снижение государственных расходов, в том числе объемов государственных закупок и государственных капиталовложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных расходов. Косвенные методы регулирования включают главным образом меры по изменению налогообложения, то есть повышение налога на прибыль, косвенных налогов и подоходного налога, уменьшение налоговых льгот, сокращение не облагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов и т.п. Все это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного потребления и объем инвестиций.

    Антиинфляционные мероприятия в денежно-кредитной сфере. Меры денежных властей по снижению инфляции реализуются в рамках рестрикционной денежно-кредитной политики. Она включает ограничение эмиссии денег центральным банком, а также применение общих и селективных методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объемов кредитования экономики и ограничение денежной массы.

    Обычно денежно-кредитная политика влияет на темпы инфляции через воздействие на спрос на внутреннем рынке. Рестрикционные мероприятия (повышение учетной ставки и нормы обязательных резервов, продажа государственных ценных бумаг центральным банком) приводят к ограничению ресурсов банковской системы, используемых для кредитования, и росту рыночных процентных ставок (политика «дорогих денег»). [8, 184]

    Центральный банк может также предпринимать меры по стимулированию роста объемов срочных денежных вкладов и снижению в структуре денежной массы доли наиболее ликвидных активов. Это приведет к замедлению скорости оборота денег, что аналогично уменьшению денежной массы в обращении. В результате сократится внутренний спрос, возрастут товарно-материальные запасы в реальном секторе экономики. Это заставляет хозяйствующие субъекты пересматривать свои планы производства и политику ценообразования в сторону их снижения – темпы роста объема производства и инфляции замедляются.

    Существуют различные подходы к выбору проведения денежно-кредитной политики. В частности, выделяют дискреционную денежно-кредитную политику и автоматическую  денежно-кредитную политику, то есть политику, осуществляемую в рамках заранее определенных правил.

    При проведении дискреционной денежно-кредитной политики центральный банк обладает полной свободой действий: в зависимости от экономической ситуации он сам определяет направление (экспансия или рестрикция), степень жестокости и методы денежно-кредитного регулирования. По мнению сторонников данного подхода, такая свобода необходима для того, чтобы центральный банк для достижения установленных целевых ориентиров имел возможность быстро и адекватно реагировать на изменения экономической ситуации. При этом он может использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитного регулирования.

    Автоматическая денежно-кредитная политика проводится центральным банком согласно раннее установленным законам и правилам (эти законы и правила могут быть изменены только в случае крайней необходимости), по большей части независимо от существующей экономической ситуации. Сторонниками такого подхода являются экономисты, придерживающиеся монетаристских воззрений. Они считают, что современная рыночная экономика по своей природе является стабильной и саморегулирующейся (то есть цены и заработная плата корректируются в долгосрочной перспективе спонтанно, таким образом, чтобы восстановить равновесие на всех рынках). Поэтому частое изменение темпов роста денежной массы будет отрицательно влиять на уровень инфляции, не оказывая реального воздействия на экономический рост. Кроме того, по их мнению, воздействие мер денежно-кредитного регулирования на конечные цели проявляется со значительным опозданием, а к тому времени экономическая ситуация может измениться коренным образом. В этом случае регулирующие мероприятия дадут результат, далекий от ожидаемого.

    Наиболее известное правило автоматической денежно-кредитной политики утверждает, что увеличение денежной массы (денежная эмиссия) должно происходить постоянно и равномерно, независимо от колебаний конъюнктуры. Темпы этого увеличения должны совпадать с ожидаемыми темпами роста реального производства в долгосрочной перспективе и обеспечивать сдерживание инфляции на уровне, приемлемом с точки зрения органов денежно-кредитного регулирования. Это стабилизирует обстановку, дисциплинирует правительство и экономических агентов, снижает инфляционные ожидания, так как известно, что предложение денежной массы не будет увеличиваться.

    Одним из вариантов проведения автоматической денежно-кредитной политики является «currency board» – «валютное управление». Политика валютного управления  используется в основном развивающимися странами с переходной экономикой для борьбы с высокой инфляцией. Политика предполагает отказ центрального банка от выполнения одной из основных своих функций – денежно-кредитного регулирования. Валютное управление позволяет в наиболее простой форме решить проблему высокой инфляции, но его введение практически означает отказ государства от самостоятельной монетарной политики.

    Антиинфляционные меры в сфере экономики. Антиинфляционные меры в данном случае направлены на проведение структурной перестройки производства в соответствии с потребностями народного хозяйства.

    В числе общеэкономических мер немаловажное значение имеет антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т.д.

    Антиинфляционные мероприятия государства по регулированию процессов ценообразования. Эти меры носят административный характер и могут быть направлены:

    ● на контроль над ценами в государственном секторе экономики, что способствует сдерживанию роста общего уровня цен;

    ● на законодательное определение пределов роста цен на отдельные товары или группы товаров;

    ● на использование антимонопольного законодательства для противодействия повышению цен в монополизированном секторе экономики и т.д.

    Однако искусственное занижение и сдерживание цен способно дать положительный эффект только в краткосрочном периоде и само по себе не может оказать заметного влияния на развитие инфляционного процесса. Более того, рассматриваемые меры могут усугубить негативные социально-экономические последствия инфляции, поскольку препятствуют эффективному перераспределению ресурсов и стимулируют инфляционное перераспределение доходов.

    Политика доходов. Государственные органы осуществляют эту политику с целью ограничения платежеспособного спроса населения путем прямого контроля одновременно заработной платы и цен.

    При проведении политики доходов могут применяться различные методы: 

    ● прямое «замораживание» заработной платы и цен;

    ● установление нормативных пределов роста заработной платы и цен;

    ● установление верхних пределов заработной платы только для государственного сектора с целью воздействия на частный сектор путем примера;

    ● введение налога на сверхнормативный фонд оплаты труда;

    ● применение системы поощрений и санкций (например, ставок налога) для соблюдения установленных пределов роста цен и заработной платы и т.д.

    Эти мероприятия обычно носят краткосрочный характер, так как негативно влияют на жизненный уровень населения.[17,133]

    При развитии гиперинфляции некоторые страны прибегают к жесткой антиинфляционной политике, известной под названием «шоковая терапия». Ее суть заключается в резком ограничении темпов прироста денежной массы в обращении до нескольких процентов в месяц на протяжении достаточно длительного периода времени (не менее года). Одновременно «замораживаются» заработная плата и все доходы населения или значительно сокращаются темпы их прироста, намного уменьшаются расходные статьи государственного бюджета. В результате быстро и резко сжимается совокупный спрос, темпы роста цен падают до нескольких процентов в месяц, устраняется фактор инфляционных ожиданий, и хозяйствующие субъекты начинают активно приспосабливаться к изменившейся экономической конъюнктуре. В силу своей жестокости политика «шоковой терапии» весьма болезненна для населения и экономики, но при решительном и грамотном проведении эффективно подавляет инфляцию, обеспечивает быстрый выход из экономического кризиса и создание реальных предпосылок для экономического роста.

    Политика валютного курса – представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано. Основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

    ● гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия о поддержки;

    ● создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

    ● ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию бюджетного дефицита;

    ● введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

    ● стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами. [6,112]

    Денежная реформа. Под денежной реформой понимают изменение денежной системы, направленное на упорядочение и стабилизацию денежного обращения в стране. В широком смысле это переход от одной денежной системы к другой, то есть введение в оборот новой денежной единицы, а в узком – частичные изменения денежной системы.

    Реформирование организации денежного обращения в стране осуществляется в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, политической ситуации в стране и других факторов.

    При образовании новой денежной системы проводится нуллификация, то есть объявление обесценившихся денег недействительными, потерявшими силу законного платежного средства. Нуллификация часто сопровождается девальвацией, при которой старые денежные знаки обмениваются на новые по очень низкому курсу.

    К частичным изменениям денежной системы относя изменение порядка эмиссии и обеспечения национальной денежной единицы, введение в оборот наряду с обесценившейся национальной валютой твердо обеспеченных денежных знаков («параллельной валюты») и постепенное расширение сферы их обращения, временное блокирование (полное или частичное) средств предпринимателей и населения на банковских счетах и другие формы стабилизации денежного обращения в стране.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь