Аудит учета расчетов по олате труда на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является разработка методики аудита учета операций по заработной плате на примере конкретного предприятия, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, изучение законодательного регулирования соответствующих расчетов с персоналом.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы аудита учета расчетов по оплате
труда на предприятии

1.1 Цели, задачи и объекты аудита учета расчетов по оплате труда

1.2 Основные этапы проведения аудита учета расчетов по оплате труда
5

5

9


2 Аудит расчетов по оплате труда МУП ЭС
2.1 Общие сведения о предприятии

2.2 Этапы проверки

2.2.1 Оценка аудиторского риска

2.2.2 Оценка уровня существенности

2.2.3 Определение объемов и видов выборки

2.2.4 Планирование и документирование аудита

2.3 План и программа аудита

2.3.1 Аудит соблюдения положений законодательства о труда на

МУП ЭС

2.3.2 Аудит системы начисления заработной платы

2.3.3 Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из

заработной платы
12
12

13

13

15

16

17

19

22


25

30

2.3.4 Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности
и регистров бухгалтерского учета
31
2.3.5 Аудит расчетов по начислению налогов и платежей во
внебюджетные фонды
32
2.4 Аудиторское заключение 35
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

аудит.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

     К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1).

     Основным  нормативным документом, регулирующим трудовые отношения в РФ, является Трудовой кодекс РФ, принятый Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой Кодекс РФ состоит из шести частей. Он призван устанавливать уровень условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников. Нарушение любой статьи ТК является серьёзным противозаконным действием и карается в административном или уголовном порядке, поэтому выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников.

     Помимо  ТК РФ, ведение бухгалтерского учёта  в области оплаты труда регламентировано следующими нормативными документами, иерархию которых можно представить в виде уровней.

     Первый  уровень - законодательный. Основным актом  первого уровня является Федеральный  закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. В Законе представлены основные требования к содержанию первичных документов и регистров бухгалтерского учета по учету труда и заработной платы, а также порядок проведения инвентаризации расчетов.

     К документам первого уровня относится  также Гражданский и Налоговый кодексы РФ. Правовая сила ГК РФ безусловно выше положений по бухгалтерскому учету. Поэтому гражданское законодательство диктует порядок организации бухгалтерского учета по отдельным вопросам и имеет приоритетное начало перед нормативным регулированием бухгалтерского учета на предприятиях.

     К документам первого уровня, регулирующим исчисление заработной платы, также необходимо отнести Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», Постановление Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213 «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» и др.

     Второй  уровень - нормативный. Представлен  Положениями (стандартами) по бухгалтерском учету, главным среди которых является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н. В этот уровень входят и Положения по бухгалтерскому учету отдельных участков учета и операций, которые также утверждены Минфином России.

     Указанные положения по бухгалтерскому учету  разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 22 положений по бухгалтерскому учету.     

     Третий  уровень регулирования бухгалтерского учета - методический. Представлен методическими  разъяснениями и указаниями Минфина  России по применению ПБУ. К документам третьего уровня, регламентирующим оплату труда и исчисление заработной платы, относятся также Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» и т.д. Эти документы определяют общие правила организации и ведения учета труда и заработной платы и распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы. Техническим документом этого уровня является также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.  

    1.    Основные этапы проведения аудита учета расчетов по оплате труда
 

     Для успешной реализации целей и задач конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита:

  1. подготовка и планирование аудиторской проверки;
  2. выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации;
  3. составление аудиторского заключения.

     Начальным этапом проведения аудита является планирование аудиторской проверки. Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы  своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности хозяйственных операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета. Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ, определение объема и времени проведения аудиторских процедур, а также разработку аудиторской программы.

     Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.

     Программа документально оформляется, т.е. обозначается номер или код каждой проводимой аудиторской процедуры. Аудиторская программа может составляться в виде программы тестов контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах). Порядок составления и оформления плана и программы проверки аудитор определяет самостоятельно.

     Планируя  аудиторскую проверку, необходимо установить материальность (существенность) –  максимально допустимый размер ошибочной  суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах  и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение. В настоящее время считается, что отклонение показателя отчетности до 5 процентов является незначительным, а более 10 процентов – материальным (существенным).

     Существенность  выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры позволяют выявить ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователей.

     Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности с большой вероятностью будет не в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

     Важным  элементом аудиторской деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска. Различают два основных метода оценки аудиторского риска: интуитивный и расчетный.

     Интуитивный метод заключается в том, что  аудиторы, исходя из собственного опыта  и знания деятельности клиента, определяют риск на основании отчетности в целом  или отдельных групп операций и используют эту оценку в планировании аудита. Интуитивная оценка риска проводится также по данным устного опроса (тестирования) администрации, специалистов и бухгалтерского персонала экономического субъекта.

     Расчетный метод предполагает оценку аудиторского риска путем составления и  решения специальной факторной  модели относительных величин.

     Аудиторский риск – вероятность того, что  бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки, а также искажения после подтверждения аудитором ее достоверности.

     В соответствии с российскими стандартами  аудитору следует дать оценку состояния  бухгалтерского учета и системе  внутреннего контроля в проверяемой организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Четко отлаженная система внутреннего контроля существенно снижает аудиторский риск при проведении как внешнего, так и внутреннего аудита. Если в результате проверки системы внутреннего контроля аудитор установит ее эффективность, то может в достаточной степени доверять информации и, следовательно, сократить объем собственной работы. Для каждой аудиторской процедуры разрабатываются несколько тестов средств контроля.

     В процессе проверки аудитор должен составлять рабочие документы, являющиеся основными  документами, подтверждающими объем и качество выполняемой им работы. Рабочие документы составляются в произвольной форме. В них должна содержаться необходимая справочная информация о клиенте, краткое описание выполненной работы. В частности, необходимо указывать:

     - метод проведения проверки (сплошной или выборочный) либо объем проверенной документации;

     - замечания по результатам проверки;

     - перечень первичных и других  документов, не представленных к  проверке;

     - иные выявленные несоответствия  действующему законодательству;

     - мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков;

     - другие рекомендации по улучшению  финансово-хозяйственной деятельности  клиента.

     Кроме того, в рабочих документах должна быть описана система внутрихозяйственного контроля клиента, программа аудита, а также результаты аудита за прошлый год. На основании записей, произведенных в рабочих документах, составляется аудиторское заключение.

     Проверка  документов позволяет аудитору убедиться  в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

     В соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности в Российской Федерации результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

     Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение о достоверности этой отчетности. Различают четыре варианта аудиторского заключения: безоговорочно положительное  мнение, мнение с оговоркой, отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и отрицательное мнение.

     Заключение  аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных  органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2    Аудит расчетов  по оплате труда  МУП ЭС 

2.1    Общие сведения  о МУП ЭС 

    Муниципальное унитарное предприятие электрических  сетей образовано в результате реорганизации предприятия электрических и тепловых сетей и выделения из его состава подразделения «Район электрических сетей» в самостоятельное юридическое лицо.

    Свидетельство о внесении записи в единый государственный  реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года: серия 24 № 000852172 от 28 октября 2002 года.

     Сокращенное наименование предприятия: МУП ЭС.

    Место нахождения: 663690, г. Зеленогорск, ул. Октябрьская, 57.

    Функции учредителя предприятия осуществляет: Администрация г. Зеленогорска в  лице комитета по управлению имуществом. Администрация г.Зеленогорска решает вопрос о создании предприятия, его  реорганизации, ликвидации, определяет предмет и цели деятельности предприятия, согласовывает кандидатуру на должность директора предприятия, является собственником имущества.

Информация о работе Аудит учета расчетов по олате труда на предприятии