Центральный банк и его роль в организации денежного обращения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность Центрального Банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Центральный банк Российской Федерации, его правовой статус и функции
1.1. Правовой статус банка России……………………….……...………….…...5
1.2. Организационная структура и функции Банка России….....……...……….8
Глава 2. Деятельность Центрального Банка России в регулировании денежного обращения
2.1. Понятие денежного обращения…..….……………………………..………17
2.2. Регулирование денежного обращения Центральным банком……..……..20
Глава 3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики
3.1. Реализация денежно-кредитной политики в 2011 году…………………..26
3.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов ………..….………….29
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая ДКБ - копия.docx

— 399.44 Кб (Скачать)

     Реализация  функций Банка России в реальных общественных отношениях и достижение стоящих перед ним задач и  целей возможны благодаря соответствующей  организации Банка России и предоставленным  ему законом полномочиями.[17, с. 37] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Деятельность Центрального Банка России в регулировании денежного обращения 

     2.1. Понятие денежного обращения 

     Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах. Под принципами организации денежной системы понимаются основные правила, в соответствии с  которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. Рассмотрим основополагающие принципы современной денежной системы, базирующейся на рыночных отношениях.

     Одним из основных принципов является наличие  централизованного регулирования. Регулирование со стороны государства  характерно как для рыночной, так  и для административно-командной  системы. Но при рыночной экономике  помимо административных рычагов система  подвергается воздействиям экономических  реалий, что заставляет все финансовые механизмы оптимизировать свою работу.

     Для денежных систем характерно прогнозирование  и планирование денежного оборота. Она должна быть гибкой и соответствовать  потребностям экономики: при росте  объемов товаров и услуг денежная масса должна увеличиваться и  наоборот.

     Денежная  эмиссия в современных условиях носит кредитный характер, то есть наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в результате проведения банками кредитных операций. Кредитный характер денежной эмиссии  обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты  коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют  кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности  и возвратности предоставляемых  ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким образом, эмитированные денежные знаки обеспечены материальными активами.

     Центральный банк подотчетен парламенту страны и  не подчиняется правительству. Борьба с инфляцией является одной из основных задач центрального банка. Правительство, в силу возложенных  на него задач, для финансирования различных  программ может обращаться к центральному банку за дополнительными денежными  средствами, которые не будут иметь  материального подкрепления. Поэтому  для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных  противоречиях центрального банка  и правительства выполняет парламент  государства.

     Денежные  средства предоставляются правительству  только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки  правительства финансировать дефицит  федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный  банк должен кредитовать правительство  под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными  ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.

     Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота.

     На  территории государства допускается  функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается  только для платежей за рубежом.

     Государством  осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной  валюты, ценных бумаг и т.п. могут  служить обеспечением денежной эмиссии.

     Государством  устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным  оборотом, с другой - через определение  пропорций между денежными знаками  разной купюрности во всем объеме денежной массы.[13, с. 62]

     Важным  принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок  кассовой дисциплины отражает набор  общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации  налично-денежного оборота, проходящего  через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты.

     Государством  определяется и порядок установления курса национальной валюты по отношению  к иностранным валютам.[13, с. 65] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Регулирование денежного обращения Центральным банком 

     Центральный банк воздействует на денежное обращение  через рынок с помощью рыночного  механизма. Объектом воздействия служат:

  • объем предложения денег в наличной и безналичной формах;
  • объем спроса;
  • цена кредита.

     Возможность воздействия на предложение денег  обеспечивается центральному банку  совмещением субъекта денежной эмиссии  в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию  банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного  обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных  ресурсов банковской системы в целом  создает основу для определения  возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения  повышает значение регулирования центральным  банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным  банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

     Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной  политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в  частности положения в ней  банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения  денежного рынка в процесс  интеграции. Адекватность мер по регулированию  денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Эволюция инструментов регулирования  денежного обращения вслед за изменением, например, объекта регулирования  отнюдь не является автоматической, но все тот же механизм эффективности  придает ей принудительный характер. Так, изменения в банковской системе меняют типы учреждений, операций подлежащих регулированию, а также каналы, по которым соответствующие регулирующие меры доходят до экономических агентов. Это меняет эффективность используемых инструментов, требует изменения их соотношения или разработки новых инструментов регулирования.[8, с. 65]

     Эволюция  методов регулирования денежного  обращения стимулируется отчасти  и его особенностями как объекта  регулирования. Дело в том, что регулирующая деятельность центрального банка накладывает  определенные ограничения на условия  денежного обращения, вызывая двойственную реакцию. С одной стороны, изменение  одного из параметров рынка ведет  к изменению состояния всей системы  в направлении достижения рыночного  равновесия. С другой стороны, происходит приспособление форм рыночной деятельности в направлении, компенсирующем воздействие  регулирующих мер или позволяющем  обходить их. В качестве непосредственных причин изменений методов регулирования денежного обращения можно назвать:

  • достижение высокой степени развития инструментов денежного рынка, чья гибкость позволила быстро приспособиться к регулирующим мерам;
  • изменение структуры банковской системы, расширение сферы оптовых банковских операций, повышающих устойчивость денежной сферы;
  • интернационализация банковской деятельности, также увеличившая мобильность этой сферы, ее способность компенсировать воздействие регулирующих мер.

     Центральный банк имеет в своем распоряжении комплекс инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной  политики. [8, с. 68]

     Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

     - обязательные резервы;

     - операции на открытом рынке;

     - рефинансирование банков;

     - депозитные операции;

     - процентная политика.

     Для регулирования ликвидности банковской системы Банк России активно использует такой инструмент денежно-кредитной  политики, как обязательные резервы. В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

     В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»  кредитная организация обязана  выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Размер обязательных резервов, согласно статьи 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом Директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации. Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть урегулированы в течении 2-х рабочих дней. Банк России и его территориальные учреждения обеспечивают контроль за своевременностью и полнотой депонирования обязательных резервов кредитными организациями. Этому в значительной мере способствовало введение оперативной пятидневной (а по ряду показателей ежедневной), а также ежемесячной отчетности о своевременности и полноте формирования обязательных резервов и использование этой отчетности для оперативного принятия решений, направленных на четкое соблюдение действующих Положений об обязательных резервах.[18, с. 58]

       С кредитных организаций, нарушающих  установленный порядок формирования  обязательных резервов, в том  числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

     Важным  инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Центральный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.

     Как правило, при продаже государственных  ценных бумаг Центральный банк устанавливает  льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В  свою очередь выкуп этих ценных бумаг  может осуществляться государством в заранее установленные сроки  по заранее определенной цене или  по рыночной цене. Или государство  обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с  условием индексации.

Информация о работе Центральный банк и его роль в организации денежного обращения в России