Центральный банк и его роль в организации денежного обращения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность Центрального Банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Центральный банк Российской Федерации, его правовой статус и функции
1.1. Правовой статус банка России……………………….……...………….…...5
1.2. Организационная структура и функции Банка России….....……...……….8
Глава 2. Деятельность Центрального Банка России в регулировании денежного обращения
2.1. Понятие денежного обращения…..….……………………………..………17
2.2. Регулирование денежного обращения Центральным банком……..……..20
Глава 3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики
3.1. Реализация денежно-кредитной политики в 2011 году…………………..26
3.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов ………..….………….29
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая ДКБ - копия.docx

— 399.44 Кб (Скачать)

     Операции  на открытом рынке, в отличии от других методов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка России исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Центральный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения. Другими словами, это правовое оформление займа государства у тех или иных кредиторов. Полученные таким образом деньги используются для не инфляционного финансирования дефицита госбюджета.[8, с. 69]

     Выпуск  государственных ценных бумаг отвлекает  огромные средства с денежного рынка  на нужды государства, уменьшает  возможности использования денежных средств непосредственно в сфере  хозяйства, поскольку данные операции имеют спекулятивный характер, и  это ведет к повышению стоимости  денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и  т.д. Поэтому выпуск государственных  ценных бумаг должен согласовываться  с общими принципами денежно-кредитной  политики. Необходимы точные расчеты  основных параметров выпуска государственных  ценных бумаг

     Другим  важным финансовым инструментом Банка  России является политика рефинансирования, т.е. кредитования им коммерческих банков, предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных затруднений и на другие цели. Рефинансирование коммерческих банков Банком России до 1996 года почти не практиковалось из-за отсутствия соответствующей базы, неплатежеспособности многих коммерческих банков и по другим причинам. Центральный банк России, проводя политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по своей учетной ставке. Также Банк России может самостоятельно устанавливать процентную ставку по некоторым видам кредитов. В настоящее время рефинансирование Банком России банков осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также ломбардных кредитов.

     В целях изъятия излишней ликвидности  банковской системы Банк России активно  использует такой инструмент, как  депозитные операции. Эти операции позволяют Банку России оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

     Следующим инструментом, при помощи которого ЦБР регулирует денежно-кредитную  политику, является процентная политика по операциям Банка России, т.е. политика учетной ставки. Учетная ставка – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы резервных фондов дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Изменение ставки рефинансирования, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизирует платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам. [17, с. 66]  
 

     Глава 3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики 

     3.1. Реализация денежно-кредитной политики в 2011 году 

     Анализ  динамики денежных агрегатов позволяет выявлять инфляционные риски в средне и долгосрочный период. Увеличение совокупного денежного предложения в конце 2009 года и в 2010 году, превысившего рост спроса на деньги, свидетельствовало о возрастании инфляционных рисков в первой половине 2011 года. Вместе с тем сформировавшееся замедление роста денежной массы создает условия для снижения инфляции, обусловленной действием монетарных факторов. В 2010 году уровень годовых темпов прироста денежного агрегата М2 был достаточно высоким — более 30%. Однако с сентября 2010 года годовые темпы прироста рублевой денежной массы постепенно снижались, и в 2011 году эта тенденция продолжилась.

     В результате на 1.09.2011 годовой темп прироста денежной массы М2 составил 20,9% (на1.01.2011 — 31,1%). В январе—августе 2011 года происходило снижение годовых темпов прироста рублевых депозитов населения и нефинансовых организаций. В то же время уровень годовых темпов прироста рублевых депозитов населения был существенно выше аналогичного показателя у нефинансовых организаций. Так, несмотря на снижение, годовой темп прироста депозитов населения в национальной валюте в среднем за январь—август был равен 33—34% (за январь—август 2010 года — 43—44%), в то время как соответствующий показатель в секторе нефинансовых организаций составил порядка 18% (за январь—август 2010 года—около 34%). По состоянию на 1.09.2011 годовой темп прироста рублевых депозитов населения составил 26,8%, а депозитов нефинансовых организаций — 15,1%. 

     Рис.3.1.1

     Денежные  агрегаты (прирост в % к соответствующей дате предыдущего года)

     Годовые темпы прироста широкой денежной массы (включающей депозиты в иностранной валюте) с декабря 2010 года также стали постепенно уменьшаться, и в январе-августе текущего года эта тенденция продолжилась (на 1.09.2011 они составили 18,8%, на1.09.2010 — 24,1%). Существенное изменение курсовой динамики с августа 2011 года привело к тому, что объем депозитов в иностранной валюте в рублевом эквиваленте за январь-август 2011 года увеличился на 2,1% (за январь—август 2010 года он сократился на

7,2%). Годовой темп прироста депозитов в иностранной валюте в рублевом выражении на 1.09.2011 составил 8,6% (на 1.09.2010 депозиты в иностранной валюте сократились по сравнению с соответствующей датой 2009 года на 13,8%). Тем не менее уровень валютизации депозитов2 в течение января-августа 2011 года был ниже аналогичного показателя предыдущего года и на 1.09.2011составил 15,5% (на 1.09.2010 — 16,9%). Согласно предварительным оценкам платежного баланса Российской Федерации, объем наличной иностранной валюты вне банков за девять месяцев 2011 года сократился, однако в существенно меньшей степени, чем за аналогичный период 2010 года.

     В январе—августе 2011 года существенно возрос вклад банковского кредитования экономики в увеличение широкой денежной массы. Прирост требований к нефинансовым организациям и населению со стороны банковской системы составил 2805,6 млрд. рублей, то есть более чем в два раза превысил аналогичный показатель за предыдущий год (1148,5 млрд. рублей). Заметное повышение роли кредитной активности в формировании

денежного предложения создает основу для более эффективной реализации процентной политики Банка России. Темп прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении) составил за январь—август 2011 года 13,0% (5,6% за январь—август 2010 года). Задолженность по ним на 1.09.2011 увеличилась

по сравнению с аналогичной датой 2010 года на 20,0%, чему в значительной степени способствовало снижение процентных ставок по кредитам.

Таблица 3.1.1

     Оценка  показателей денежной программы  на 2011 год  
(млрд. рублей)

     С учетом сложившихся тенденций формирования основных макроэкономических показателей ожидаемые темпы прироста денежной массы (агрегата М2) в целом за 2011 год могут составить 18—22%, денежной базы в узком определении — 18—20%. [20] 
 
 
 

     3.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов 

     В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5—6%, в 2013 году — до 4,5—5,5%, в 2014 году — до 4—5% (из расчета декабрь к

декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5—

5,5% в  2012 году, 4—5% в 2013 году и 3,5—4,5% в 2014 году. Расчеты по денежной программе на 2012—2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.

     Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.

     В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12—20%, в 2013 году— 16—19%, в 2014 году 17—20%.

     Банк  России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на период 2012—2014 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013—2014 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9—16%, в 2013 году 12—14%, в 2014 году 13—15%.

     С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежнокредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов — в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежнокредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.

     В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета в 2012—2014 годах. Планируется, что в среднесрочной перспективе финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2012—2014 годах. Однако учитывая сохранение относительно высокой доли нефтегазовых доходов в общем объеме государственных доходов и объективные пределы осуществления государственных заимствований в рассматриваемый период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках по сравнению с исходными условиями для формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей корректировке объемов монетарного финансирования дефицита федерального бюджета.

     В рамках второго и третьего вариантов денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте — его рост.

     Таблица 3.2.1

     Прогноз показателей денежной программы  на 2012-2014 годы (млрд. рублей)

     Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2012—2014 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита расширенному правительству по всем вариантам прогноза в указанный период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России. [20] 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Центральный банк воздействует на денежное обращение  через рынок с помощью рыночного  механизма. Объектом воздействия служат:

     - объем предложения денег в  наличной и безналичной формах;

     - объем спроса;

     - цена кредита.

     Возможность воздействия на предложение денег  обеспечивается центральному банку  совмещением субъекта денежной эмиссии  в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

Информация о работе Центральный банк и его роль в организации денежного обращения в России