Центральный банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:18, реферат

Описание работы

Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ.

Содержание

Введение
История ЦБ РФ.
Государственный банк Российской Империи.
Народный банк РСФСР
Государственный банк СССР
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) .
1. Организационная структура Банка России
2. Цели и задачи деятельности ЦБР
3. Функции Центрального Банка
4. Отчетность и аудит Банка России
Денежно-кредитная политика ЦБР в 2000 году.
Консолидация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик.
Новое слово в валютной политике России
Заключение

Работа содержит 1 файл

Центральный банк РФ.docx

— 57.71 Кб (Скачать)

При проведении денежно-кредитной  политики Банк России имеет право  осуществлять следующие операции с  российскими и иностранными кредитными организациями: 1) предоставлять кредиты  на срок не более одного года под  обеспечение ценными бумагами и  другими активами, если иное не установлено  федеральным законом о федеральном  бюджете; 2) покупать и продавать  чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более  шести месяцев; 3) покупать и продавать  государственные ценные бумаги на открытом рынке; 4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более  одного года; 5) покупать и продавать  иностранную валюту, а также платежные  документы и обязательства в  иностранной валюте, выставленные российскими  и иностранными кредитными организациями; 6) покупать, хранить, продавать драгоценные  металлы и иные виды валютных ценностей; 7) проводить расчетные, кассовые и  депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности; 8) выдавать гарантии и поручительства; 9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми  для управления финансовыми рисками; 10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации  и иностранных государств; 11) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.  

Обеспечением для  кредитов Банка России могут выступать: золото и другие драгоценные металлы  в различной форме; иностранная  валюта; векселя в российской и  иностранной валюте со сроками погашения  до шести месяцев; государственные  ценные бумаги.  

Проведение валютной политики.  

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных  государств, а также в международных  банках и иных международных валютно-финансовых организациях.  

ЦБ является проводником  государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических  позиций страны и осуществляет эту  функцию в соответствии с Законом  Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами.  

От имени правительства  ЦБ регулирует резервы иностранной  валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.  

Для осуществления  своих функций Банк России может  открывать представительства в  иностранных государствах.  

Рефинансирование  коммерческих банков.  

Рефинансирование  коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда  они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие  на состояние денежно-кредитной  сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка  банков.  

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости  от: формы обеспечения (учетные и  ломбардные кредиты) ; методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые  на основе проведения аукционов) ; сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или  несколько дней) ; целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты) .  

Регулирование деятельности кредитных институтов.  

Банк России является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций.  

Регулирование кредитных  организаций - это система мер, посредством  которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает  дестабилизирующие процессы в банковском секторе.  

Контроль над деятельностью  банков проводится с целью обеспечения  устойчивости отдельных банков и  предусматривает целостный и  непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.  

Главная цель банковского  регулирования и надзора - поддержание  стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную  деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами.  

При осуществлении  функции надзора и контроля над  деятельностью коммерческих банков Банк России: - устанавливает обязательные для кредитных организаций правила  проведения банковских операций, ведения  бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  и статистической отчетности.  

- регистрирует кредитные  организации в Книге государственной  регистрации кредитных организаций,  выдает кредитным организациям  лицензии на осуществление банковских  операций и отзывает их.  

В целях обеспечения  устойчивости кредитных организаций  Банк России может устанавливать  им обязательные нормативы: 1) минимальный  размер уставного капитала для вновь  создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных  средств (капитала) для действующих  кредитных организаций; 2) предельный размер не денежной части уставного  капитала; 3) максимальный размер риска  на одного заемщика или группу связанных  заемщиков; 4) максимальный размер крупных  кредитных рисков; 5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) ; 6) нормативы ликвидности кредитной  организации; 7) нормативы достаточности  капитала; 8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; 9) размеры валютного, процентного  и иных рисков; 10) минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы; 11) нормативы использования  собственных средств банков для  приобретения долей (акций) других юридических  лиц; 12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных  банком своим участникам (акционерам) .  

Для осуществления  своих функций в области банковского  надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций  и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений  и применяет предусмотренные  законом санкции по отношению  к нарушителям.  

В случае нарушения  кредитной организацией федеральных  законов, нормативных актов и  предписаний Банка России, непредставления  информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной  организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере  до одной десятой процента от размера  минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных  операций на срок до шести месяцев.  

В случае невыполнения в установленный срок предписаний  об устранении нарушений, а также  в случае, если эти нарушения или  совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам  кредиторов (вкладчиков) , Банк России вправе: 1) взыскать с кредитной организации  штраф до 1 процента от размера оплаченного  уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного  капитала; 2) потребовать от кредитной  организации: а) осуществления мероприятий  по финансовому оздоровлению кредитной  организации, в том числе изменения  структуры активов; б) замены руководителей  кредитной организации; в) реорганизации  кредитной организации; 3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; 4) ввести запрет на осуществление кредитной  организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а  также на открытие филиалов на срок до одного года; 5) назначить временную  администрацию по управлению кредитной  организацией на срок до 18 месяцев; 6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном  федеральными законами.  

Функция финансового  агента правительства.  

Являясь по своему статусу  финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению  текущих счетов правительства, надзору  за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.  

Важная роль ЦБ в  решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных  расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции  кредитора государства. Основная форма  государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных  расходов и государственного бюджета  государственные займы.  

Государственные займы  используются для покрытия бюджетных  дефицитов государства посредством  аккумуляции временно свободных  денежных средств физических и юридических  лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и  оформляются удостоверяющими долговыми  обязательствами в бумажной или  безбумажной форме.  

Выполняя функцию  финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В  основу кассового исполнения бюджета  положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные  доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются  средства для осуществления государственных  расходов, таким образом, ЦБ выступает  кассиром правительства.  

Единство кассы  предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств  на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию  государственных бюджетных средств  и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного) , образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет  проводить операции по кассовому  исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового  исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя  кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию  ЦБ. В результате создаются необходимые  условия для контроля над целевым  использованием бюджетных средств.  

4. Отчетность и  аудит Банка России Банк России  ежегодно не позднее 15 мая представляет  Государственной Думе годовой  отчет, утвержденный Советом директоров.  

Годовой отчет Банка  России включает: 1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики  РФ, в том числе анализ денежного  обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и  платежного баланса РФ, а также  перечень мероприятий по единой государственной  денежно-кредитной политике, проведенных  Банком России; 2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение  прибыли; 3) порядок формирования и  направления использования резервов и фондов Банка России; 4) аудиторское  заключение по годовому отчету Банка  России.  

(Решение об аудите  ЦБР и определение аудиторской  фирмы, имеющей лицензию на  осуществление банковского аудита, Государственная Дума принимает  до завершения отчетного года. В соответствии с заключенным  с аудиторской фирмой договором  Банк России обязан представлять  отчетность и информацию, необходимые  для проведения аудиторской проверки.) По итогам рассмотрения годового  отчета Банка России Государственная  Дума принимает решение.  

Банк России перечисляет  в федеральный бюджет 50 процентов  фактически полученной балансовой прибыли  по итогам года после утверждения  годового отчета Банка России Советом  директоров. Оставшаяся прибыль Банка  России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.  

Денежно-кредитная  политика ЦБР в 2000 году.  

Основные ориентиры  денежно-кредитной политики на 2000 г., разработанные ЦБР, представлены в  двух вариантах: Первый – сохранение тенденций и макроэкономических пропорций, сложившихся в 1999 г. ; Второй – проведение политики, ориентированной на стимулирование роста потребительского спроса.  

Глобальная задача экономической политики и её важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит  в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечении на этой основе устойчивого роста ВВП.  

Можно констатировать, что в последние годы произошла  серьёзная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики: от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода к стимулированию потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения.  

Информация о работе Центральный банк РФ