Центральный банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:18, реферат

Описание работы

Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ.

Содержание

Введение
История ЦБ РФ.
Государственный банк Российской Империи.
Народный банк РСФСР
Государственный банк СССР
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) .
1. Организационная структура Банка России
2. Цели и задачи деятельности ЦБР
3. Функции Центрального Банка
4. Отчетность и аудит Банка России
Денежно-кредитная политика ЦБР в 2000 году.
Консолидация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик.
Новое слово в валютной политике России
Заключение

Работа содержит 1 файл

Центральный банк РФ.docx

— 57.71 Кб (Скачать)

Во-вторых, иностранный  партёр экспортёра будет продавать  на бирже все 100% вырученной валюты (сейчас – только 75%) .  

В-третьих, счета  иностранного партнёра и самого экспортёра будут открыты в уполномоченном российском банке, и режим их функционирования станет определять уже российское законодательство и нормативные документы ЦБ. Таким  образом, создаётся возможность  цивилизованными и правовыми  способами влиять на денежные потоки по счетам участников экспортной сделки.  

В-четвёртых, валютный контроль становится реально действенным  и охватывающим все возможные  пути движения средств, а не только номер счёта партнёра экспортёра в иностранном банке, как это  происходит сейчас.  

В-пятых, появляется правовой механизм воздействия на иностранного партнёра экспортёра. Ведь иностранное  юридическое лицо не будет идти на сомнительную сделку, чтобы понести  неоправданные убытки или потерять средства при неисполнении процедурных  норм и требований валютно-экспортного  контроля.  

Существенным моментом при реализации вышеназванной схемы  является продажа обязательно всеми  экспортёрами своих товаров за российские рубли. В этом случае экспортёры и  их партнёры будут находиться в равных условиях, максимально упростятся их взаимоотношения, ликвидируются теневые  стороны их взаимоотношений, присутствующие сейчас во внешней торговле. Таким  образом, Россия получает надёжный механизм, обеспечивающий устойчивый приток иностранной  валюты для пополнения внутренних резервов, что создаст дополнительные возможности  для российских экономических субъектов  как участников международных экономических  отношений.  

В случае введения практики продажи российских товаров за рубли  ситуация коренным образом изменится. ЦБ для регламентации этих операций должен дополнительно разработать  соответствующую нормативную базу.  

Приход иностранных  банков на российский рынок приведет к увеличению участников валютных торгов, к повышению ликвидности и  устойчивости внутреннего валютного  рынка. Изменятся некоторым образом  и действия Банка России. Он будет  вынужден проводить целенаправленные действия не только по укреплению рубля, но и по его ослаблению, сглаживая  колебания валютного рынка. Повысится  и мера ответственности ЦБ РФ перед  всеми субъектами хозяйственной  деятельности при решении задач  укрепления валютного курса рубля, поддержания его устойчивости. При  вытеснении иностранной валюты из экспортного  оборота у его участников не останется  надёжных валютных инструментов обеспечения  сохранности своих активов.  

Увеличение в дальнейшем валютных активов ЦБ РФ будет способствовать не только проведение предсказуемых  мер в отношении национальной политики, но и позволит улучшить ситуацию с обслуживанием российских внешних  долгов. При таком положении выплаты  по внешнему долгу могут осуществляться без помощи международных финансовых организаций (прекратится кредитование Россией иностранных государств – США) .  

Возрастёт не только регулирующая, но и надзорная, контролирующая роль Банка России. Поворот товарообменных отношений в пользу российского  рубля не обязательно даст только положительные результаты, возможны и отрицательные моменты. Современная  глобализация мировой экономики  способствовала тому, что между отдельными национальными экономиками циркулируют  транснациональные капиталы в поисках  наиболее выгодного вложения, тем  самым национальные финансовые системы  постоянно испытываются на прочность. Из-за отсутствия действенного механизма, регулирующего такие перетеки капитала в Россию, появятся огромные спекулятивные  деньги, широко будут осуществляться операции валютного трансферта. Это  серьёзным образом может отразиться на устойчивости нашего внутреннего  рынка недвижимости, рынка акций, товарного рынка, а в дальнейшем привести к дестабилизации всей экономики. Здесь ЦБ РФ должен выработать чёткие нормативные меры, которые бы нивелировали разрушительное воздействие на российскую экономику международных спекулянтов, защищали бы финансовую систему государства  от их нежелательного вмешательства.  

Продажа российских товаров за рубли – это интернационализация  расчётов, которая важна для усиления интеграции в рамках СНГ. Не секрет, что с подавляющим большинством Стран Содружества российские экспортёры осуществляют расчёты в СКВ. Такое  положение существенно сдерживает экономическое взаимодействие стран  СНГ и дальнейшее расширение интеграции между ними. При введении в расчёты  российского рубля по другому  будет стоять вопрос и о создании зоны свободной торговли на территории стран, входящих в СНГ.  

Изменится статус российского  рубля как расчетного инструмента  при осуществлении кредитования стран и их экономических субъектов. Развернётся борьба за рубль, т.к. он по существу будет свободно конвертируемой валютой, с которой можно проводить  неограниченный круг операций и которую  можно использовать в качестве полноценного инструмента расчётов.  

Вопрос укрепления рубля тесно связан с инвестициями в национальную экономику. Иностранные  банки, открывшие корреспондентские  счета в российских ком. банках, вынуждены  будут держать определённое количество средств в российских рублях на этих счетах. На межбанковском рублёвом рынке существенно возрастёт  потребность в инструментах, регулирующих ликвидность ком. банков. Это могут  быть краткосрочные бумаги Минфина  РФ и самого ЦБ. В то же время у  них на корсчетах могут образовываться и “длинные деньги” в форме  неснижаемого среднемесячного остатка  средств. Эти средства можно направить  на долгосрочное инвестирование через  покупку рублёвых облигаций частных  российских корпораций, долгосрочных облигаций Минфина РФ, покупку  акций ведущих российских фирм, что  придаст дополнительный импульс  развитию фондового рынка в России.  

Укрепление рубля  приведёт и к изменению его  статуса. Он станет полноценной конвертируемой валютой, примерно той, что была на рубеже 19-20 вв. в Российской империи, только уже без опоры на золотой стандарт. Тогда импортёры, в свою очередь, смогут покупать необходимые им товары также за российские рубли, и пропадёт надобность в существующей в стране громоздкой процедуре покупки валюты.  

Изменится и роль валютных бирж: они перестанут быть универсальным учреждением, где  покупается валюта для совершения импортных  операций. Это можно будет делать непосредственно на межбанковском  рынке, как происходит с мировыми валютами на рынке Forex.  

На пути реализации схемы продажи экспортёрами товаров  за российские рубли есть несколько  существенных препятствий. Первое –  это российские олигархи и лица, связанные с ними. При реализации этого решения им будет намного  труднее вывозить капитал за рубеж, пропадёт надобность в различных  теневых схемах перевода капиталов  за границу. Второе – международные  финансовые организации. Эта схема  подорвёт влияние этих организаций  на экономику РФ с точки зрения реализации их интересов. По существу иностранные банки будут кредитовать  Российскую Федерацию, средства западных банков станут работать на российскую экономику, а острая надобность в  кредитах международных финансовых организаций отпадёт. Третье – политическое препятствие, не все политические силы внутри и вне России будут заинтересованы в переориентации денежных потоков. Четвёртое – сами иностранные  банки, которым придётся вести дополнительные операции, отвлекать дополнительные средства, а всё это дополнительные расходы.  

В целом схему, при  которой все экспортёры продают  экспортируемые товары за российские рубли, можно осуществить поэтапно, реализация же её в большей степени  зависит от политической воли исполнительной власти в России.  

Заключение  

В заключение своего реферата хочется подвести итоги  всему вышеперечисленному.  

Каково же значение ЦБ для функционирования системы  распределения финансов? Есть ли перспективы  развития? И что для этого всё  же необходимо?  

Прежде всего, хочется  отметить, что для положительного развития любой системы, в том  числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая  роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор  законотворческого процесса в финансово-кредитной  сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные  учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной  системы России.  

Так же напрашивается  вывод о необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы  государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность  влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в  собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное  значение происходящих сейчас изменений  в стиле и методах высшего  руководства государства) .  

Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной  сфере представителей отечественной  науки, нельзя слепо соглашаться  на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.  

Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь следует отметить как положительное  явление вступление в силу с 1 января 2000 г. “Закона о защите конкуренции  на рынке финансовых услуг” , принятый в июне 1999 г. Закон сводит отдельные  положения, существовавшие до этого в других нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые нормы, что, несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции.  

Защите конкуренции  будет способствовать и перевод  бюджетных счетов на обслуживание в  систему казначейства. В настоящее  время у некоторых комбанков  их объём достигает 80-90% от привлечённых средств юридических лиц. Перевод  бюджетных счетов на казначейскую систему  не только лишит отдельные банки  конкурентного преимущества, но и  выведет счета бюджета из зоны коммерческого риска.  

Так же важным является повышение надёжности отдельных  финансово-кредитных организаций  и всего рынка в целом. В  этих целях необходима система страхования  инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично  организовать систему долгосрочного  кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в  экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего совершенствования  своевременной системы ликвидации банков с минимальными потерями для  клиентов.  

Немаловажным является вопрос о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта  залога. Сюда же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как  объекта купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий.  

Необходим пересмотр  системы надзора за банками. Эту  проблему надо решать путём: а) увеличения прозрачности банковской деятельности; б) создания правильных рыночных ориентиров деятельности банков, т.е. ориентированности  прежде всего на прибыль и рост стоимости акций.  

Строго контролировать целевое использование средств  бюджета.  

Обеспечить ускорение  денежного оборота и расширить  рынок банковских услуг. В этой связи  интересна новация Гута Банка, предлагающего  систему интернет-брокерского обслуживания в реальном времени. Система “Remote trader” относится к системам класса “Internet broker” . Она ориентирована  на профессиональных участников рынка  ценных бумаг и физ. лиц.” Remote trader”  позволяет клиентам обмениваться зашифрованными протоколированными сообщениями с  банком, запрашивать и получать котировки  по любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и МФБ, и направлять заявки на покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени  по Интернет.  

Для реализации грамотной  валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений  и интеграцию в мировое экономическое  сообщество, нужна жёсткая борьба с российским криминальным капиталом  в стране и за рубежом. С одной  стороны, валютная политика должна быть либерализована, а с другой –  резко ужесточена по отношению к  объёму и движению криминального  капитала.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

“Банковское дело” : №№ 6,11,12 – 1999 г. ; 2,3 – 2000 г.  

В. П. Поляков, Л. А. Московкина “Основы денежного обращения  и кредита” М., “ИНФРА - М” , 1996 г.  

“Общая теория денег  и кредита” под ред. Жукова Е. Ф., М., “Банки и биржа” , 1995 г.  

Федеральный закон  от 2 декабря 1990 г. № 394-1"О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России) " (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г.)  

“Большой экономический  словарь” , А. Н. Азрилиян, М. Фонд “Правовая  культура” , 1994 г.

Информация о работе Центральный банк РФ