Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:23, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить роль и влияние на экономику государства и правовое регулирование коммерческих банков. Для этого будут выполнены следующие задачи:
рассмотреть происхождение, сущность и принципы деятельности банков;
изучить основные операции и услуги коммерческих банков;
рассмотреть коммерческий банк в РФ и его организационное устройство;
дать оценку роли коммерческого банка в системе финансово- правовой отчетности;
рассмотреть теоретические проблемы финансовой стабильности коммерческих банков;
изучить правовые аспекты регулирующие деятельность коммерческих банков
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы функционирования коммерческих банков…5
Сущность функции и виды коммерческого банка…………………………5
Правовые основы деятельности коммерческого банка……………………11
Роль коммерческих банков в экономике страны……..................................16
Глава2.Характеристика деятельности коммерческих банков в России……...20
2.1 Обзор деятельности и проблемы коммерческого банка в России…………………………………………………………………………….20
2.2 Направления развития коммерческих банков на валютном рынке……....25
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Виды коммерческих банков.
Сегодня во всех развитых народных хозяйствах существуют двухступенчатые банковские системы: Центральный банк является эмиссионным банком и осуществляет еще другие важные функции. Наряду с этим существуют «коммерческие банки с различным по своей широте ассортиментом («дифференцированная универсальность»), различными целями и часто также различными группами клиентов; они занимаются банковскими операциями, т.е. производят финансовые услуги, которые нужны на рынке».
По характеру деятельности банки подразделяются на:
· эмиссионные
· коммерческие
· инвестиционные
· ипотечные
· сберегательные
· специализированные (например, торговые банки).
Эмиссионные банки осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое положение, будучи «банками банков».
Коммерческие банки представляют собой банки, совершающие кредитование промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.
По
форме собственности они
а) частные акционерные,
б) кооперативные,
в) государственные.
На
ранних ступенях развития капитализма
преобладали индивидуальные банкирские
фирмы, но с развитием капитализма
и особенно в эпоху империализма
подавляющая часть всех банковских
ресурсов сосредоточилась в акционерных
банках. Развитие государственно-
Инвестиционные банки занимаются финансированием и долгосрочным кредитованием различных отраслей, главным образом промышленности, торговли и транспорта. Через инвестиционные банки удовлетворяется значительная часть потребностей промышленных и других предприятий в основном капитале. Развитие этого звена кредитной системы характерно для современного рыночного хозяйства. В отличие от коммерческих банков инвестиционные мобилизуют подавляющую часть своих ресурсов путем выпуска собственных акций и облигаций, а также получения кредитов от коммерческих банков. Вместе с тем они играют активную роль в выпуске и размещении акций промышленных и других компаний.
Ипотечные
банки предоставляют долгосрочные ссуды
под залог недвижимости – земли и строений.
Они мобилизуют ресурсы посредством выпуска
особого вида ценных бумаг – закладных
листов, обеспечением которых служит заложенная
в банках недвижимость. Клиентами ипотечных
банков являются фермеры, население, а
в ряде случаев предприниматели.
Ипотечный кредит фермеры нередко предназначают
для покупки земли. Частично ипотечные
ссуды используются для покупки машин,
удобрений и других средств производства.
Кроме того, покупка земли этими фермерами
дает им возможность расширять свое хозяйство.
Получение
ипотечных ссуд (в США) по-разному
влияет на различные группы фермеров:
в то время как крупные
1.2
Правовое регулирование
Правовое регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Этими законами определены статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, структура банковской системы России, ее функции и порядок и виды деятельности коммерческих банков, а также изложены методы регулирования и контроля деятельности коммерческих банков для обеспечения сбалансированности совокупного спроса и предложения.
В Федеральном Законе от 27.06. 2002г. «О Центральном Банке РФ (Банке России) в главе X "Банковское регулирование и банковский надзор" в статье 56 сказано, что: "Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций". Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. [2, ст.56]
Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает:
1. типы банковских учреждений, подлежащих надзору;
2. процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;
3.
стандарты бухгалтерского
4.
порядок аннулирования
5.
обязательность аудиторских
6. порядок назначения временной администрации по управлению банком;
7.
объявление банков
Первым этапом надзорной деятельности является лицензирование банков. Лицензирование имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.
Для получения лицензии подавший заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего, относительно:
1.
минимального размера
2. источников первоначально инвестируемого капитала;
3. состава основных акционеров;
4.
квалификации и моральной
5. круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;
6.
правильности оценки
7.
комплекса мер по созданию
резервов на случай
Помимо этого, при решении вопроса о выдаче лицензии надзорные органы могут учитывать, например, условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на уровень конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала или учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц.
Лицензия должна содержать положения о сроках ее действия, условиях их продления, возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может быть оговорено утверждение Центрального Банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта, существенных (свыше 5%) изменений в структуре собственности, слияний, а также перемены названия, уменьшения оплаченного капитала.
Аннулирование лицензии возможно при следующих обстоятельствах:
1.
неспособность создаваемого
2.
невыполнение банком условий
лицензии или осуществление
3.
нарушение законов или
4.
нанесение ущерба интересам
Второй этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.
Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый.
Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.
Независимый
контроль - это контроль, осуществляемый
независимыми вневедомственными
Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.
Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:
1.
достаточность капитала (отношение
собственных средств к
2. качество его активов с точки зрения риска ликвидности;
3. доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1 занятого);
4.
ликвидность (способность
В ст. 74 ФЗ "О Центральном Банке РФ" указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России: "В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев".
В
случае невыполнения в установленный
Банком России срок предписаний об
устранении нарушений, а также в
случае, если эти нарушения или
совершаемые кредитной
1.
взыскать с кредитной
2. потребовать от кредитной организации:
3. изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
4.
ввести запрет на
5.
назначить временную
Информация о работе Характеристика деятельности коммерческих банков в России