Эмиссия денег и денежная масса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет проведен анализ факторов, влияющих на объем денежной массы в стране. Более подробно будут рассматриваться методы денежно-кредитной политики, как наиболее способные к динамическому изменению. Эмиссионные операции связаны с кассовыми операциями, осуществляемыми РКЦ и КБ. Централизованный порядок эмиссии обусловлен построчной системой учета и отчетности по каждой эмиссионной операции на любом уровне. Правила организации эмиссионно-кассовой работы устанавливается только ЦБ.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Эмиссия денег. Принципы ее организации в современных условиях………………………………………………………………..4
2. 1. Эмиссия и эмиссионные операции……………………………...5
2. 2. Эмиссионная деятельность………………………………….…..10
3. Налично – денежная эмиссия. Монопольное право ЦБ на наличную эмиссию банкнот…………………………………………..18
4. Банкнотная эмиссия в современных условиях. Основные каналы банкнотной эмиссии …………………………………………………..24
5. Депозитно-чековая эмиссия. Роль коммерческих банков в ее осуществлении…………………………………………………………29
6. Денежная масса, ее структура………………………………………..32
7. Заключение…………………………………………………………….36
8. Список литературы……………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по деньгам.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

     Эмиссия безналичных денег. Как уже отмечалось, безналичная эмиссия осуществляется в процессе проведения банками своих активных операций. При этом увеличение безналичной денежной массы в обращении может происходить при осуществлении активных операций как центрального банка, так и коммерческих банков. 

     Однако  следует отметить, что в настоящее  время среди экономистов нет  единой точки зрения по поводу роли центрального банка в безналичной  эмиссии банковской системы. Основные позиции можно свести к следующим:

безналичную эмиссию  осуществляет в основном центральный  банк; коммерческие банки по большей  части могут только перераспределять созданные центральным банком безналичные  деньги.

Способность коммерческих банков создавать новые депозиты, то есть безналичные деньги,

     •      жестко ограничена объемом имеющихся у них средств на корреспондентском счете в центральном банке;

     •      безналичную эмиссию осуществляет не только центральный банк– коммерческие банки создают безналичную денежную массу в процессе своих активных операций практически так же, как и центральный банк. Центральный банк обладал бы монополией на безналичную эмиссию только в том случае, если бы норма обязательного резервирования равнялась 100 %.;

     •      вся безналичная эмиссия осуществляется системой коммерческих банков. Безналичные денежные средства, составляющие денежную базу центрального банка, носят вторичный характер, так как являются его обязательствами перед банковской системой.

     Наиболее  распространенным является мнение, что  в процессе безналичной эмиссии принимают участие и центральный банк, и коммерческие банки: если центральный банк не будет предоставлять коммерческим банкам дополнительные денежные средства для поддержания оборота наличных денег и увеличения резервов, безналичная эмиссия коммерческих банков будет сильно ограничена или прекратится совсем.

     Таким образом, основой безналичной эмиссии  банковской системы является увеличение денежной базы центрального банка страны.

     Увеличить объем денежной базы центральный  банк может путем предоставления кредитов коммерческим банкам и правительству, а также приобретая иностранную валюту. Проводя операции, перечисленные в данном упрощенном балансе, центральный банк увеличивает свои активы. Соответственно возрастают его пассивы – наличные деньги в обращении и резервы коммерческих банков. 

     Итак, величина денежной базы, а значит и  величина денежных ресурсов центрального банка, зависит от объема его активных операций. Когда в процессе проведения этих операций происходит увеличение пассивов центрального банка, соответственно увеличиваются его ресурсы, которые он может использовать для проведения активных операций. Таким образом, активные и пассивные операции центрального банка тесно взаимосвязаны. В определенном смысле можно сказать, что центральный банк сам создает кредитные ресурсы для своих операций.

     Центральный банк осуществляет контроль денежной базы посредством

регулирования своих активных и пассивных операций, но этот контроль не может быть полным. 
 

    Эмиссионные операции - деятельность центральных и коммерческих банков, казначейств, акционерных обществ, других учреждений по выпуску денег и эмиссии ценных бумаг.

    С помощью эмиссионных операций формируется  как собственный, так и заемный  капитал. С этой целью выпускаются  такие эмиссионные ценные бумаги как акции — при формировании собственного капитала и облигации — при формировании заемного. Эмиссия краткосрочных долговых инструментов — депозитных и сберегательных сертификатов позволена лишь банковским структурам.

    К не эмиссионным ценным бумагам относятся векселя — они выпускаются (выписываются) и по действующему законодательству не требуют регистрации проспекта эмиссии. Таким образом, акционерное общество может эмитировать лишь две ценные бумаги — акции и облигации.

    Эмиссионные операции создают основу рынка ценных бумаг, т. е. ту среду, в которой в дальнейшем совершаются операции, поэтому этот сектор фондового рынка носит название первичного. Хотя основной целью эмиссионной операции является привлечение капитала (денежных ресурсов), эмиссия ценных бумаг позволяет решить и другие задачи — реконструировать собственность, например, государственную в акционерную путем приватизации. Предлагая к продаже производные ценные бумаги, продавец старается снизить риск — хеджировать кредитные, процентные, валютные или другие риски. Эмиссия ценных бумаг позволяет провести секыоретизацию задолженности. Выпуская ценные бумаги для продажи, можно улучшить финансовое планирование или управление финансовыми потоками.

Первая эмиссия  акции направлена на создание собственного капитала, последующие эмиссии — на увеличение акционерного уставного капитала путем размещения акций по закрытой подписке или на открытом рынке. Формирование заемного капитала осуществляется путем эмиссии облигаций, которую можно осуществлять лишь при определенных условиях. Они различаются, прежде всего, в зависимости от статуса эмитента. 

    Охарактеризуем субъекта эмиссионной операции — эмитента. Закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что «эмитент — это юридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договором, или органы государственной власти и органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой». Эмитент поставляет на фондовый рынок товар — ценную бумагу, качество которой определяется статусом эмитента, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности, а маркетабельность — зачастую просто количеством «колокольчиков и свистков», которые выглядели бы весьма привлекательно в глазах неискушенного российского инвестора.

    Эмиссия денег может привести к инфляции.

    Инфляция  – кризисное состояние денежной системы, возникшее в середине XVIII века в связи с огромным выпуском бумажных денег. Термин «инфляция» буквально  означает «вздутие»,  его длительное время связывали с обесцениванием денег и ростом товарных цен. Однако, практика зарубежных стран показывает, что инфляция может происходить при относительно стабильной денежной массе.

    Современная инфляция связана не только с падением покупательской способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере как производства и реализации, так и денежного обращения, кредита и финансов.

    На  инфляцию влияют следующие факторы:

    •эмиссия  бумажных денег;

    •рост денежной массы превышает производственные процессы;

    •рост издержек и цен на товары;

    •инфляционное ожидание.

    Необходимо  различать внутренние и внешние  причины инфляции. Внешние – сокращение поступлений от внешней торговли в связи с падением цен на топливо. Внутренние заключаются в отставании отраслей потребительского характера при более высоком развитии отраслей тяжелой промышленности. 

     2. 2. Эмиссионная деятельность. 

     Эмиссионная деятельность - деятельность банка по выпуску в обращение ценных бумаг, банкнот во всех формах.

     Эмиссионная деятельность  включает ряд этапов:  

     Первый  этап. Решение о выпуске ценных бумаг принимается тем органом кредитной организации, который имеет соответствующие полномочия согласно законодательству Российской Федерации и уставу кредитной организации (либо общим собранием акционеров, либо Наблюдательным советом банка).

     Чтобы получить право выпускать ценные бумаги, банк должен:

•  быть безубыточным в течение последних трех завершенных финансовых лет;

•  не подвергаться санкциям со стороны государственных органов за нарушение действующего законодательства в течение трех лет;

•  не иметь просроченной задолженности кредиторами и по платежам в бюджет;

•   отсутствие дебетового сальдо по корреспондентским счетам в ЦБ РФ, включая субсчета своих филиалов;

•  полнота и достоверность раскрытия информации об эмитенте и выпуске ценных бумаг.

     Данные, подтверждающие соответствие банка  этим требованиям, должны содержаться в проспекте эмиссии. Процедура выпуска акции при учреждении банка и последующих эмиссий имеет ряд отличительных особенностей.

     При создании банка в форме акционерного общества путем учреждения или реорганизации  все акции размещаются среди его учредителей. Оплата акций банка при его учреждении производится учредителями по номинальной стоимости.

     Регистрация выпуска акций банка сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, если выполняется хотя бы одно из следующих  условий:

    •  размещение ценных бумаг производится среди неограниченного круга лиц или заранее известного круга лиц, число которых превышает 500;

    •  если общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Второй  этап. Подготовка проспекта эмиссии.

     Проспект  эмиссии готовится и утверждается правлением или другим уполномоченным органом банка.

При этом проспект эмиссии должен содержать  предусмотренную Инструкцией 102И  информацию:

    1. Общие данные о ценных бумагах:  

-   вид выпускаемых ценных бумаг (акции, облигации);

-  форма выпускаемых ценных бумаг;

-  порядок удостоверения, уступки и осуществления прав, закреп ленных эмиссионной ценной бумагой;

-  номинальная стоимость одной ценной бумаги;

-  объем выпуска (по номинальной стоимости);

-  количество выпускаемых ценных бумаг (шт.);

-  права владельцев ценных бумаг, определенные в уставе кредит ной организации — эмитента для данной категории (типа) ценных бумаг.

     2. Данные об эмиссии ценных бумаг: 

-  дата принятия решения о выпуске;

-  наименование органа, принявшего решение о выпуске;

-  место/места, где потенциальные владельцы могут приобрести ценные бумаги (с указанием адресов);

-  дата начала размещения ценных бумаг;

-  дата окончания размещения ценных бумаг.

     3. Данные о ценах и порядке оплаты приобретаемых владельцами ценных бумаг и другие данные, которые, по мнению банка — эмитента, должны быть доведены до инвесторов.

     В случае если банк по объективным причинам не может указать какую-либо требуемую  в проспекте информацию, в соответствующей статье проспекта делается надпись “нет данных” или иная аналогичная по смыслу с указанием причин отсутствия информации. Например: “Операции не проводились”, “Наказания не налагались” и т.п.

     Банк  и лица, подписавшие проспект эмиссии, отвечают за достоверность информации, включенной в проспект эмиссии. В случае если в процессе выпуска или после его завершения будет установлено, что в проспект эмиссии была включена недостоверная информация, инвесторы, как введенные в заблуждение, вправе требовать от банка возврата всех средств, уплаченных ими в процессе приобретения ценных бумаг.

     Третий  этап. Для регистрации выпуска ценных бумаг банк эмитент представляет в территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения подготовленный проспект эмиссии и ряд других, определенных Инструкцией Банка России от 22.07.2002 г., № 102И документов.

     Представленные  банком документы рассматриваются  регистрирующим органом (срок рассмотрения не должен превышать 30 календарных  дней) на предмет соответствия действующему законодательству, банковским правилам и инструкциям.

     В случае регистрации Банком России проспекта  эмиссии банку-эмитенту передается письмо в адрес Расчетно-кассового центра Банка России по месту ведения основного корреспондентского счета об открытии ему специального накопительного счета для сбора средств, поступающих в оплату ценных бумаг в РКЦ открывается счет № 30207, а в банке – соответственно балансовый счет № 30208 Накопительные счета кредитных организаций при выпуске акций.

     Четвертый этап. Публикация проспекта эмиссии. Банкэмитент, осуществляющий размещение ценных бумаг, обязан уведомить потенциальных инвесторов, сообщив через средства массовой информации о проводимой им эмиссии ценных бумаг.

Информация о работе Эмиссия денег и денежная масса