Эмиссия денег и денежная масса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет проведен анализ факторов, влияющих на объем денежной массы в стране. Более подробно будут рассматриваться методы денежно-кредитной политики, как наиболее способные к динамическому изменению. Эмиссионные операции связаны с кассовыми операциями, осуществляемыми РКЦ и КБ. Централизованный порядок эмиссии обусловлен построчной системой учета и отчетности по каждой эмиссионной операции на любом уровне. Правила организации эмиссионно-кассовой работы устанавливается только ЦБ.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Эмиссия денег. Принципы ее организации в современных условиях………………………………………………………………..4
2. 1. Эмиссия и эмиссионные операции……………………………...5
2. 2. Эмиссионная деятельность………………………………….…..10
3. Налично – денежная эмиссия. Монопольное право ЦБ на наличную эмиссию банкнот…………………………………………..18
4. Банкнотная эмиссия в современных условиях. Основные каналы банкнотной эмиссии …………………………………………………..24
5. Депозитно-чековая эмиссия. Роль коммерческих банков в ее осуществлении…………………………………………………………29
6. Денежная масса, ее структура………………………………………..32
7. Заключение…………………………………………………………….36
8. Список литературы……………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по деньгам.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

    Пятый этап. Реализация (размещение) выпускаемых ценных бумаг начинается после регистрации и публикации проспекта эмиссии.

    Размещение  ценных бумаг должно быть закончено:  

-  акций первого выпуска – не позднее, чем через 30 дней после регистрации кредитной организации;

-  акций дополнительного выпуска – по истечении одного года со дня начала эмиссии;

-   облигаций – по истечении одного года со дня начала эмиссии.

     В эти сроки должна быть произведения полная оплата размещаемых ценных бумаг  с соответствующим отражением в  учете кредитной организации.

     Шестой  этап. Регистрация итогов выпуска. Не позднее 30 дней после завершения процесса размещения ценных бумаг банк-эмитент анализирует результаты проведенной эмиссии и составляет отчет об итогах выпуска, который представляется в Банк России, который в течение двух недель (при отсутствии претензий к эмитенту) должен зарегистрировать отчет и итоги выпуска.

     Седьмой этап. Публикация итогов выпуска ценных бумаг должна производиться банком эмитентом в том же печатном органе, где было опубликовано сообщение о выпуске. 
 
 
 
 

     ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИССИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Законодательная структура.

     Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка  России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России Федеральный закон РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ.

     Принцип независимости - ключевой элемент статуса  Центрального банка Российской Федерации - проявляется, прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

     Независимость статуса Банка России отражена в  ст. 1, 2 и 5 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)». Банк России является юридическим  лицом и выступает как субъект  публичного права. Уставный капитал  и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

     Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

     Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Закон устанавливает  и регулирует только эмиссию наличных денег, но допускает возможность осуществления платежей в виде наличных и безналичных расчетов. Учитывая, что конституционная норма не содержит указание на форму денежной эмиссии предусматривает эмиссию денег как в наличной форме (банковские билеты - банкноты и металлические монеты), так и в безналичной форме (депозитарно-ссудные операции, кредитная эмиссия) Конституция Российской Федерации. Комментарий, с. 377-378..

     Денежная  эмиссия закладывает основы кредитно-денежного  регулирования, которое в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции отнесено к ведению Российской Федерации. Денежная эмиссия, осуществляемая исключительно Центральным банком Российской Федерации, охватывает:

·- сокращение и контроль над кредитами, предоставляемыми государственному сектору предпринимательства;

·- проведение политики в вопросе об учетной ставке (повышение учетной ставки до уровня инфляции - положительной ставки), устранение разницы между учетными ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов, ликвидацию льготных кредитов;

·- контроль над кредитами, предоставляемыми странам СНГ, особенно в форме «технических кредитов»;

·- необходимость включения всех федеральных расходов в федеральный бюджет.

     Действительно, вопросы об объемах денежной эмиссии  решаются не только Центральным банком, но и политическими органами - Федеральным Собранием, принимающим ежегодно Федеральный закон о бюджете, Правительством, «разрабатывающим и представляющим Государственной Думе федеральный бюджет» (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции). Все законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу при наличии заключения Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 104 Конституции).

     В связи с тем, что вопросы денежной эмиссии являются кардинальными в экономической политике, Конституция гарантирует определенную степень независимости Центральному банку. Это - конституционная гарантия «устойчивости рубля».

     Обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ РФ, которую он «осуществляет независимо от других органов государственной власти» (ч. 2 ст. 75 Конституции). Для правильного определения меры независимости ЦБ в обеспечении устойчивости рубля необходимо проанализировать ряд конституционных положений.

     Кроме конституционных принципов-законоположений, принято выделять принципы-нормы, т.е. такие конституционные нормы, которые не нуждаются в принятии отраслевых законов, а обладают четко выраженным регулятивным потенциалом. В сфере банковского права к числу названных принципов следует отнести те нормы, которые регламентируют порядок назначения руководства Банка России, его отчетности. Так, в соответствии со ст. 103 Конституции РФ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ отнесено к компетенции Государственной Думы РФ, которая рассматривает этот вопрос по инициативе Президента РФ. На рынке финансовых услуг единственным эмитентом денег является Центральный банк Российской Федерации (ст. 75 Конституции РФ). Никаких дополнительных нормативных актов для реализации этого положения не требуется, а то, что аналогичная норма содержится и в Законе о Центральном банке, означает простое повторение уже существующего предписания.

     Значение  конституционных основ банковского права состоит в следующем.

     Во-первых, они программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст. 8 Конституции РФ).

     Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации банковских услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

     Среди принципов можно рассматривать указанные в ст. 8 Конституции РФ свобода экономической деятельности, конкуренцию, равную защиту всех форм собственности и др.

     Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на защиту и т.п.

     На  первый взгляд может показаться, что указанные права и свободы соотносятся только со статусом гражданина в Российской Федерации и не могут распространяться на юридических лиц. В действительности это не так, и подтверждением тому может служить постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. первой ст. 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции». Это постановление имеет существенное значение для решения большого числа проблем, и не только проблем банковского права.

В данном же случае необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации установил, что конституционные права человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы. Такой вывод представляется вполне обоснованным, и доказать его можно по принципу от обратного. Если допустить, что на юридических лиц не распространяется действие Конституции РФ (а, кстати, она даже не упоминает термина «юридическое лицо»), то необходимо будет признать, что в правовом поле нашего государства существуют некоторые участки или сегменты, которые не подпадают под конституционное воздействие. Это, в свою очередь, будет противоречить указанию Конституции РФ о том, что она действует на всей территории РФ и является актом высшей юридической силы.

Следовательно, конституционные гарантии прав и  законных интересов должны распространяться и на банки как юридические лица, и на их клиентов независимо от организационно-правовой формы последних.

В-третьих, конституционные нормы создают основу для единообразного банковского правового регулирования. Это выражается в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по этим вопросам, следует считать незаконными.

     Налогообложение эмиссионной деятельности.

     Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» (с изменениями, внесенными Законом РФ от 18 октября 1995 г.) предусматривает в качестве объекта налогообложения номинальную сумму выпуска ценных бумаг, заявленную эмитентом. Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг. Налог взимается в размере 0,8% от номинальной суммы эмиссии и уплачивается плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии.

Согласно письму № 2023-1 от 12 апреля 1996 г. «О порядке применения Закона РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» от 12 декабря 1991 г.», где были приведены разъяснения Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (№ дв-2040), Госналогслужбы РФ (№ 05-02-03) и Министерства финансов РФ (№ 04-07-06),

- при увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций налогообложению подлежит разница между заявленной эмитентом суммой выпуска акций нового номинала и величиной уставного капитала до его увеличения;

- не является объектом обложения данным налогом, номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг. Под первичной эмиссией ценных бумаг акционерного общества понимается выпуск акций при учреждении акционерного общества.

При осуществлении  операций купли-продажи ценных на вторичном  фондовом рынке налог на операции с ценными бумагами не взимается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Налично – денежная эмиссия.  Монопольное право ЦБ на                 наличную эмиссию банкнот.

     По  оценкам специалистов, налично-денежная эмиссия составляет только 15-20% всей эмиссии Центрального банка. Однако следует отметить, что в современных  условиях полностью отделить безналичную  и наличную денежную эмиссию на практике не представляется возможным. Как известно, золотовалютные резервы пополняются за счет поступлений от государственных экспортных операций, налогов, государственных займов и эмиссионной деятельности. За счет указанных резервов осуществляются валютные интервенции, во время которых происходит продажа как иностранной, так и национальной валюты. В этих пределах центральный банк может также эмитировать для собственных нужд. Эмиссия рублевой денежной наличности для скупки излишней валюты может приводить к ее увеличению. Подобная эмиссия имеет 100%-ное покрытие в валюте. Эмиссия рублевой массы для скупки излишней валюты означает подкрепление американским долларом поставляемой в российскую экономику ликвидности. Для уменьшения отрицательных последствий подобной эмиссии внедряются дополнительные механизмы связывания инвертируемой денежной массы.

Информация о работе Эмиссия денег и денежная масса