Роль и функции Банка России при реализации денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является изучение роли и функций Банка России при реализации денежно-кредитной политики. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- реализация Банком России функции кредитора последней инстанции;

- деятельность Банка России как агента правительства на рынке ценных бумаг;

- практика банковского регулирования и надзора;

- эффективность государственной денежно-кредитной политики Центрального Банка;

- ознакомление с текущим состоянием дел, в частности – с опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;

- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 482.00 Кб (Скачать)

    Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса5.

    Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге  активизируется платежный баланс, увеличивается  предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной  и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

     Резервные требования.

    Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой хранение части  резервов коммерческих банков в центральном  банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

     Операции  на открытом рынке.

    Одним из самых важных средств регулирования  денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются  в продаже или покупке центральным  банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг6.

    В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа  Центральным банком РФ государственных  ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

    В настоящее время в мировой  экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано,  прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

     Рефинансирование  банков.

    Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

    Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

    Кредиты Банка России предоставляются в  соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" банкам - резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы. Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

    В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

     Ориентиры роста денежной массы.

    Банку России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России  может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

    Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен  при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

    Если  государство хочет не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки7.

    Государство в лице центрального банка может  влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие. 
 
 
 

2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОВОДИМОЙ БАНКОМ РОССИИ 
 

2.1. Анализ  реализации Банком России функции кредитора последней инстанции 

    Во  исполнение статьи 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

    Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в трех нормативных  документах Банка России в Положении  Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", Положении Банка России от 14 июля 2005 года № 273-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций" и Положении Банка России от 12 ноября 2007 № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами"8.

    В январе—июле 2007 г. банки располагали достаточными свободными резервами и даже имели избыток ликвидности. Нестабильная ситуация, возникшая на мировых финансовых рынках летом 2007 года в результате проблем на ипотечном рынке США, обусловила ухудшение условий внешних заимствований для российских экономических агентов и как следствие — уменьшение степени участия Банка России на внутреннем валютном рынке. На фоне продолжающегося роста остатков средств на счетах органов государственного управления в Банке России это привело со второй половины августа 2007 г. к сокращению ликвидных рублевых денежных средств у банков. При этом сильный дефицит ликвидности банки испытали в октябре—ноябре 2007 года. В то же время сезонная потребность кредитных организаций в свободных резервах в декабре в большей степени была удовлетворена за счет перечислений денежных средств из бюджета, что в итоге привело к уменьшению напряжения на денежном рынке. (См. Рис. 1) 

Рис. 1 Облигации  Банка России у кредитных организаций, средства кредитных организаций на корреспондентских счетах и депозитных счетах в Банке России

(млрд. руб.)9

    Средний дневной объем совокупных банковских резервов в IV квартале 2007 г. был равен 1041,1 млрд. руб., что почти на 33% меньше, чем в III квартале (в целом за год — 1387,4 млрд. руб.). При этом в конце октября и в течение ноября совокупные банковские резервы снижались до уровня в 760—790 млрд. рублей.

    Вместе  с тем средние дневные остатки  средств на корреспондентских счетах в Банке России в IV квартале 2007 г. составили 569,8 млрд. руб. и были примерно на 23% больше, чем в предыдущем квартале, что обусловлено действием сезонных факторов конца года (за 2007 г. — 493,7 млрд. руб.)10.

    Небольшой объем совокупных банковских резервов в IV квартале 2007 г. послужил причиной сохранения на протяжении большей его части высокого уровня ставок на рынке МБК. Средняя ставка по размещенным российскими банками однодневным рублевым МБК в IV квартале составила 5,4% годовых против 4,9% годовых в III квартале 2007 года.

    На  протяжении октября—ноября дневные  ставки по однодневным рублевым межбанковским  кредитам на московском рынке (MIACR) колебались в широком диапазоне — от 4,0 до 8,3% годовых. В начале декабря последовало значительное снижение ставки MIACR, сопровождавшееся сужением диапазона ее колебаний до 2,6—5,0% годовых. В целом по итогам IV квартала диапазон колебаний дневной ставки MIACR сузился до 5,7 процентного пункта (7,9 процентного пункта в III квартале). В IV квартале сохранялась традиционная для ставок межбанковского рынка внутримесячная цикличность, когда в последние дни месяца отмечался рост ставок, связанный с проведением обязательных платежей банками и их клиентами. При этом в рассматриваемом квартале каждый последующий внутримесячный максимум был ниже предыдущего. Пиковые значения ставок в конце месяцев были несколько ниже пиковых значений предшествующего квартала.

    В IV квартале 2007 г. кредитные организации более активно по сравнению с III кварталом использовали операции Банка России по предоставлению ликвидности при сохранении невысокого спроса на операции по ее абсорбированию.

    Общий объем средств, предоставленных  посредством операций прямого РЕПО, в IV квартале 2007 г. составил 5,1 трлн. руб., что является максимальным квартальным показателем с начала проведения указанных операций (в целом за 2007 г. — 7,7 трлн. руб.). При этом большая часть операций прямого РЕПО (99,85% от общего объема) была проведена на срок 1 день в форме аукционов, средневзвешенные ставки по итогам которых варьировали от 6,03 до 6,70% годовых. Средневзвешенные ставки, сложившиеся на четырех аукционах прямого РЕПО на срок 7 дней, находились в диапазоне от 6,55 до 6,85% годовых. С 28.11.2007 Банк России начал проводить сессии прямого РЕПО по фиксированной ставке: на 1 день — по ставке 8% годовых и на 7 дней — по ставке 7% годовых. На этих условиях в ноябре—декабре 2007 г. Банк России предоставил кредитным организациям 4,3 млрд. руб. на срок 1 день и 2,3 млрд. руб. на срок 7 дней.11

    Совокупный  объем сделок "валютный своп" по операциям рубль/доллар США в октябре—ноябре 2007 г. составил 5317,9 млн. долл. США, по операциям рубль/евро — 115,1 млн. евро. Сделки "валютный своп" в 2007 г. заключались также в августе и сентябре, их объем составил 2311,3 млн. долл. США и 40,1 млн. евро. Банк России с 11.10.2007 снизил процентную ставку по рублям, применяемую для целей заключения сделок "валютный своп", с 10 до 8% годовых.

    Банк  России провел операции по покупке ценных бумаг в собственный портфель в октябре 2007 г. в объеме 51,0 млрд. рублей. В 2007 г. такие операции были проведены также в сентябре в размере 51,1 млрд. рублей.

    Объем ломбардных кредитов за IV квартал 2007 г. составил 13,3 млрд. руб. (в целом за 2007 г. — 24,2 млрд. руб.). При этом 12,3 млрд. руб. Банк России предоставил кредитным организациям на срок 1 неделя по фиксированной ставке, тогда как около 1 млрд. руб. было предоставлено на срок 2 недели на ломбардных кредитных аукционах. Из проведенных Банком России за IV квартал 13 ломбардных кредитных аукционов 9 были признаны состоявшимися. Фиксированная ставка на протяжении октября—декабря 2007 г. устанавливалась на уровне 7% годовых соответственно средневзвешенным процентным ставкам, сложившимся по итогам аукционов. С 28.11.2007 Банк России начал предоставлять ломбардные кредиты на срок 1 день по фиксированной ставке 8% годовых12.

    В целях бесперебойного осуществления  платежей за IV квартал 2007 г. Банк России предоставил внутридневные кредиты в объеме 4,3 трлн. руб. (в целом за год — 13,5 трлн. руб.). Объем предоставленных Банком России кредитов "овернайт" в рассматриваемый период составил 61,0 млрд. руб. (за 2007 г. — 133,3 млрд. руб.). В IV квартале установленная Банком России ставка рефинансирования, а также процентная ставка по кредитам "овернайт" составляли 10% годовых (в 2007 г. указанные ставки снижались дважды на 0,5 процентного пункта).

Информация о работе Роль и функции Банка России при реализации денежно-кредитной политики