Роль и функции Банка России при реализации денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является изучение роли и функций Банка России при реализации денежно-кредитной политики. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- реализация Банком России функции кредитора последней инстанции;

- деятельность Банка России как агента правительства на рынке ценных бумаг;

- практика банковского регулирования и надзора;

- эффективность государственной денежно-кредитной политики Центрального Банка;

- ознакомление с текущим состоянием дел, в частности – с опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;

- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 482.00 Кб (Скачать)

    Основной  позитивный результат – снижение инфляции и, как следствие, номинальных  процентных ставок. При этом негативные последствия станут проявляться  сразу после начала реализации такой политики, а позитивные – существенно позднее, после достижения курсом нового сбалансированного уровня. При реализации такой политики Банк России вынужден будет принимать на себя значительный объем кредитных рисков в связи с расширением фондирования банков, а также осуществлять оперативное управление ставками денежного рынка.

    Впервые за последние десять лет в экономике  и денежно-кредитной сфере России сложились условия, которые позволяют  существенно снизить уровень  инфляции и даже не исключают дефляцию. В этом направлении действуют следующие объективные факторы.

    Во-первых, падение объемов производства из-за снижения внешнего спроса на продукцию  ключевых для российской экономики  секторов. В результате этого существенно  снизился приток валютных поступлений, соответственно, не просто уменьшилось влияние чистых иностранных активов на рост денежного предложения, но и впервые произошло абсолютное сокращение денежной массы.

    Самый большой недостаток  денежно-кредитной  политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов заключается в следующем. Руководство Банка России, как и раньше, исходит из ошибочного положения, что единственной причиной инфляции в стране является избыток денег в обращении.

    Вопреки здравому смыслу и реалиям отечественной действительности, Центральный банк и Минфин России считают, что снизить инфляцию можно только ограничивая денежную массу в обращении. Однако руководству Центрального банка и Минфину следует иметь в виду, что основной причиной инфляции в России является монопольное ценообразование, его диктат на рынке со стороны так называемых естественных и неестественных структур.

    Заслугой  Банка России является снижение инфляции с 13,3 в 2008 году до 12% в 2009 году. Но ведь в  позапрошлом году был рост экономики, а в 2009 г. – промышленное производство сократилось на 15%. В кризисных условиях во всем мире цены падают, а Центральный банк доволен, что в России цены вырастут только на 12%.47

    Банк  России совместно с Правительством Российской Федерации определили целевые  значения по общему уровню инфляции до 2012 года. На 2010 год целевой ориентир должен достичь уровня инфляции в 7,5 – 8%.

    В целом все инструменты денежно-кредитной  политики работают в сторону ее ужесточения. Считается, что это неверная трактовка  функций и роли Центрального банка Российской Федерации и что необходимы поправки в Закон о ЦБ РФ, направленные на его участие в обеспечении роста экономики (что, кстати, является одним из основных факторов борьбы с инфляцией).

    Несмотря  на наглядные уроки кризиса, Банк Росси не намерен пока признать необходимость быстрой и осознанной модернизации системы денежно-кредитного регулирования. Технологии увязки роста денежного предложения с притоком иностранной валюты явно неадекватна современным условиям. Рост притока валюты приводит к увеличению денежного предложения в стране, кредитной экспансии банков надуванию «пузырей» на рынке ценных бумаг и, наконец, к стерилизации избыточной ликвидности с целью не допустить неконтролируемой инфляции.48

    Характер  сложившейся системы денежно-кредитного регулирования в России очевиден. Сохранение этой системы в условиях ожидаемого и неизбежного роста нестабильности на мировых финансовых рынках в России грозит экономическими потрясениями.

    Неизбежность  разрыва или, по крайней мере, ослабления связи между притоком валюты и предложением денег отчетливо проявилась в острой фазе кризиса осенью 2008-го – зимой 2009 г. В этот период Центральный банк создал систему рефинансирования коммерческих банков и денежного предложения, независимого от притока валюты.

    Сейчас  же опять делается ставка на воспроизведение  докризисной системы, основанной на привязке к притоку валюты. Лишь при первом сценарии (при цене нефти  в 45 долл. за баррель) предполагается, что  увеличение чистых внутренних активов  станет основным источником роста денежной базы. То, что государственные долги являются основным источником прироста денежной базы и, соответственно, денежного предложения, общепризнанно  в мире. Для перехода к такой системе в России потребовался кризис, но малейшие признаки его завершения опять порождают соблазн вернуться к изжившей себя модели денежного предложения.

    Несомненным достоинством мероприятий Центрального банка Российской Федерации по совершенствованию  банковской системы и банковского  надзора, планируемых в 2010 г. и на период 2011 – 2012 гг., является попытка отразить те договоренности по реформированию мировой финансовой архитектуры и систем надзора и контроля за участниками финансовых рынков49.

    Однако  в данном документе не нашли  отражение  нынешняя кризисная ситуация в банковской системе России, возможность второй волны финансового кризиса, жертвами которой могут стать сотни кредитных организаций страны.  Как и в период осенних потрясений 2008 года, документ не намечает действий органов денежно-кредитного регулирования в случае возможного ухудшения ситуации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и  отсутствием инфляции.

    Главными  задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

    Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое центральным  банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

    Главным направлением деятельности центральных  банков является регулирование денежного обращения.

    Одно  из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

    Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную  цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы  коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.

    Преимущества  кредитно-денежной политики состоят  в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса  торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

    На  сегодняшний день направления денежно-кредитной  политики России зависят от цен на нефть а при высоких ценах  на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.  

    Однако явных свидетельств того, что банковская система  справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.

    Что нужно, для того чтобы лучше вписаться  в международную систему расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.

    Когда речь идет о выделении надзорных  функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.

    Второе, с нашей точки зрения, важное направление - это сближение системы российского банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.

    К сожалению, и доля кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков снизилась, и этот показатель, исчисленный как процент от ВВП, также снизился и составляет около 12 %. Если сравнить этот уровень с показателями других стран, даже европейских стран с переходной экономикой (около 100%), то окажется, что мы находимся в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ 

  1. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. - С-Пб: "Питер", 2007. – 315с.
  2. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 295с.
  3. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС. - 2006. – 322с.
  4. Семенюта, О.Г.Основы банковской деятельности в Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс. -  2008. – C.15-17.
  5. Галанов В. Рынок ценных бумаг: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008.- C. 27-29.
  6. Аксаков, А.Г. Надзорная банковская практика и пути ее совершенствования //Банковское дело.-2009.- №3.- C. 62-63.
  7. Бажан, А.И. Денежно-кредитная политика и банки развития в России//Банковское дело. – 2008. - №5. – С. 28-30.
  8. Бирюкова, Е.А. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях финансового кризиса // Банковские услуги.- 2010.- №1.- С.66-68.
  9. Волчкова, М.Н. Система рефинансирования Банка России: формирование, структура и направления развития //Банковские услуги.- 2008.- №1. – С.19-21.
  10. Гамза, В.А. О системе обеспечения ликвидности и рефинансирования кредитных организаций России//Банковское дело. – 2008. - №6. – С. 26-28.
  11. Головин, М.Ю. Денежно-кредитная политика после кризиса//Банковское дело.- 2009.- №12.- 103с.
  12. Гуревич, М.И. К вопросу о совершенствовании денежно-кредитной политики  //Деньги и кредит.- 2007.- №5.- 80с.
  13. Котляров, М.А. Реформа банковского надзора в России: от ведомственного надзора к мегарегулированию//Банковское дело.-2008.- №4.- С. 32-33.
  14. Курьянов, А.М. Антиинфляционные аспекты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики//Финансы.- 2009.- №4 – С. 51-53.
  15. Лаврушин, О.Н. Красавина, Л.Н.О направлениях модернизации денежно-кредитной политики//Банковское дело. – 2009. - №12. – 103с.
  16. Майоров С., Оксенойт Г.. Операции РЕПО на рынке государственных ценных бумаг, Биржевое обозрение. – 2009. - №2. – С.15-16.
  17. Матросова, Е.В. Денежно-кредитные маневры Банка России: чего ждать и на что надеяться//Банковское дело.- 2009. - №12. – С. 31-34.
  18. Моисеев С.Р. Конструкция процентной политики Центрального банка: международные нормы и практика Банка России//Банковское дело. – 2009. - №12. – С.17-19.
  19. Моисеев, С.Р., Зачем нужен центральный банк?//Банковское дело. – 2008. - №8. – С. 78-79.
  20. Мурычев, А. Вопросам надзора и регулирования - первостепенное внимание //Банковское дело. – 2007. - №4. – С. 40-43.
  21. Навой, А. О роли и месте Центрального Банка в денежно-кредитной политике //Вопросы экономики. – 2009. - №5. – С. 51-53.
  22. Порублева, М.А. Совершенствование денежно-кредитной политики Банка России //Банковские услуги. – 2008. №6. – 85с.
  23. Прончатов, Е.А. Реализация Банком России функции кредитора последней инстанции//Деньги и кредит. – 2010. – №2. – С. 68-71.
  24. Подколзина, И.А. Некоторые актуальные проблемы российской денежно-кредитной политики//Деньги и кредит. – 2009. - №8. – 76с.
  25. Саркисян, Т.С. К вопросу о финансовом надзоре и подходах к его организации//Деньги и кредит. – 2007. - №4. – С. 37-39.
  26. Селезнев, А.Р. Операции Центрального банка на рынке ценных бумаг//Экономист. – 2009. - №8. – С. 27-28.
  27. Смуйлов, А.М. Проблемы кредитной политики и пути их решения//Банковское дело. – 2009. - №2. – С.29-32.
  28. Солнце О.Г. Денежно-кредитная политика после кризиса//Банковское дело. - №12. – С. 31-33.
  29. Уткина, Н.В. Процентная политика Банка России//Банковское дело. – 2009. - №4. – С. 34-36.
  30. Официальный сервер Банка России в Интернете /htt: // www.cbr. ru/. Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности.
  31. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора. Электронный учебник Центрального Банка /htt: // www.cbr.ru/.
  32. Годовой отчет Центрального Банка России /htt: // www.cbr.ru/.
  33. Кредитно-денежная политика центрального Банка /htt: // www.coolstudent.ru/
  34. Рефинансирование (кредитование) кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России. - Режим доступа: URL: /http://www.cbr.ru/analytics/standart_system/print. asp? file=refinan. htm#2-1

Информация о работе Роль и функции Банка России при реализации денежно-кредитной политики