Роль и функции Банка России при реализации денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является изучение роли и функций Банка России при реализации денежно-кредитной политики. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- реализация Банком России функции кредитора последней инстанции;

- деятельность Банка России как агента правительства на рынке ценных бумаг;

- практика банковского регулирования и надзора;

- эффективность государственной денежно-кредитной политики Центрального Банка;

- ознакомление с текущим состоянием дел, в частности – с опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;

- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 482.00 Кб (Скачать)

- устанавливает  требования к операциям с Облигациями,  обращению, клирингу и расчетно-депозитарной деятельности;

- выпускает  нормативные акты по вопросам  регулирования рынка Облигаций.

    Помимо  того, что Банк России устанавливает  правила обращения государственных  ценных бумаг, он оказывает существенное влияние на банковскую ликвидность путем совершения сделок купли-продажи ценных бумаг. Операции Центрального банка на открытом рынке, в отличие от других экономических инструментов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования Центральным банком данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении28.

    Объем облигаций Банка России в обращении  по номинальной стоимости за 2008 год  снизился со 103 до 12,9 млрд. рублей. Объем  операций по размещению облигаций Банка  России на первичном рынке составил 86,4 млрд. рублей по рыночной стоимости, операций по размещению и выкупу на вторичном рынке по рыночной стоимости 2,9 и 122,4 млрд. рублей соответственно. Поскольку Банк России выступает генеральным агентом, дилером и регулятором рынка государственных ценных бумаг, необходимо рассмотреть тенденции его развития в 2008 году для анализа операций Банка России с ценными бумагами.

    В качестве дополнительного инструмента  регулирования объема банковской ликвидности  Банком России использовались операции по покупке и продаже государственных ценных бумаг из собственного портфеля Банка России. (См. Рис. 6):

Рис. 6 Объем облигаций Банка России у кредитных организаций29 

    Объем операций по покупке ОФЗ за 2008 год  был равен 42,3 млрд. рублей, еврооблигаций  Российской Федерации и ОВГВЗ – 74,5 млрд. рублей. Объем операций по продаже ОФЗ составил за год 1,9 млрд. рублей, по продаже еврооблигаций Российской Федерации – 63,6 млрд. рублей.

    В 2008 году на рынке ОФЗ, несмотря на увеличение объема бумаг в обращении, отмечалось сокращение оборота вторичных торгов на 37,9 % - до 932,6 млрд. рублей по рыночной стоимости против 1501,1 млрд. рублей в 2007 году. При этом объем сделок в основном режиме биржевых торгов уменьшился на 39,4%, а в режиме внесистемных сделок – на 37,1%. Одним из основных факторов снижения спроса участников на рублевые государственные ценные бумаги была неблагоприятная ситуация, сложившаяся на российском финансовом рынке во второй половине 2008 года.

В 2008 году Минфин России провел 41 аукцион по продаже  ОФЗ, совокупный объем привлеченных на них средств составил 183,3 млрд. рублей против 252 млрд. рублей в 2007 году. В январе-августе 2008 года Минфин России осуществлял размещение четырех новых выпусков облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом и одного выпуска облигаций федерального займа с амортизацией долга. С сентября до конца 2008 года Минфин России с учетом складывающейся ситуации на внутреннем финансовом рынке не проводил аукционы по размещению ОФЗ. В целом ликвидность рынка ОФЗ оставалась низкой. Средний дневной коэффициент оборачиваемости вторичного рынка в основном режиме биржевых торгов по номинальной стоимости снизился до 0,11% с 0,19% в 2007 году.

    Анализируя  рынок государственных ценных бумаг, приходим к выводу, что в сравнении  с зарубежными странами (США, Великобритания), российский рынок государственного долга не пользуется достаточной привлекательностью, чтобы Банк России мог эффективно осуществлять операции на открытом рынке. В то время как в мировой практике эти операции являются одними из важнейших при регулировании денежной массы в обращении. В связи с этим стоит отметить, что перед Банком России стоит задача развития рынка государственных ценных бумаг наряду с Минфином России.

    Теперь  проанализируем годовой баланс и  счет прибылей и убытков Банка России за 2008 год, чтобы определить место и значение операций с ценными бумагами в его деятельности30.

    В структуре активов Банка России ценные бумаги составляют 66,51%. Причем 63,91% составляют вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов – 10 841 756 млн. руб. В основном они состоят из долговых обязательств казначейства США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Бельгии, Нидерландов, Австрии, Испании, Финляндии, Ирландии и Японии. По сравнению с 2007 годом эта статья баланса увеличилась на 5% за счет увеличения вложений в ценные бумаги иностранных государств и изменения официального курса рубля к иностранным валютам31.

    Вложения  Банка России в ценные бумаги российских эмитентов составили в 2008 году 441 019 млн. руб. Из них 353 205 млн. руб. составляют долговые обязательства Правительства Российской Федерации, 85 588 млн. руб. – акции кредитных и прочих организаций, 2 226 млн. руб. – долговые обязательства прочих эмитентов Российской Федерации.

    Таким образом, 96% портфеля Банка России состоит  из ценных бумаг иностранных эмитентов. Такая ситуация отчетливо говорит  о том, что российский рынок государственных  ценных бумаг недостаточно привлекателен  по сравнению с рынками развитых стран. Этот факт лишний раз свидетельствует о том, что необходимы меры для развития российского рынка государственного долга, увеличение его привлекательности. Резко снизился объем Облигаций Банка России. В 2007 году он составлял 100 377 млн. руб., в то время как в конце 2009 года выпущенные ценные бумаги оценивались в 12 493 млн. руб.

    Следовательно, в 2008 году большая часть Облигаций  Банка России была погашена, а новых  выпусков в 2008 году не осуществлялось. В частности это связано с  недостатком ликвидности в банковском секторе – в такой ситуации нет необходимости излишней ликвидности посредством выпуска ценных бумаг.

    Теперь  рассмотрим структуру доходов и  расходов от операций с ценными бумагами Банка России. В составе процентных доходов, которые составляют 620 344 млн. руб., доходы по ценным бумагам играют значительную роль – 65,72%. В основном они состоят из процентных доходов по долговым обязательствам иностранных эмитентов, приобретенным в рамках управления валютными резервами, а также по долговым обязательствам Российской Федерации. 

Таблица 1. Доходы от операций с ценными бумагами32 

  2008 2007
Доходы  от операций с ценными бумагами   иностранных эмитентов 120 405 62 938
Доходы  от операций с долговыми обязательствами  эмитентов Российской Федерации  
9 311
 
33 664
ИТОГО 129 716 96 602
 

    Как видно из таблицы, в структуре  доходов, как и в активах, преобладают  ценные бумаги иностранных эмитентов. Причем доходы по ним в сравнении  с 2007 годом выросли 91,3%, в то время  как доходы от операций с долговыми  обязательствами эмитентов Российской Федерации снизились на 72,34%.

    Совокупный  объем аукционных операций прямого  РЕПО в январе 2009 г. увеличился более  чем в 1,6 раза по сравнению с предыдущим месяцем, составив 7,7 трлн. руб. (максимальное значение за всю историю расчета  данного показателя). В феврале суммарный объем таких операций составил 4,4 трлн. рублей33.

    Средний дневной объем требований Банка  России к кредитным организациям по всем операциям прямого РЕПО снизился со 117,0 млрд. руб. в январе до 60,1 млрд. руб. в феврале, а общий объем операций — с 582,2 до 383,0 млрд. руб. соответственно. В ходе проведенных аукционов было предоставлено 269,8 млрд. руб. на срок 1 день и 112,4 млрд. руб. на срок 7 дней (в январе — 355,1 и 213,3 млрд. руб. соответственно). Объем заключенных с кредитными организациями сделок прямого РЕПО по фиксированной ставке на срок 1 день составил 0,9 млрд. руб. (в январе — 13,7 млрд. руб.). На протяжении большей части февраля минимальные ставки на аукционах прямого РЕПО на сроки до 1 недели составляли 6,0% годовых, а фиксированные ставки на те же сроки — 7,75% годовых. С 24.02.2010 ставки были снижены до 5,75 и 7,5% годовых соответственно. (См. Приложение Б 2).

    Средние дневные требования Банка России к кредитным организациям по ломбардным кредитам в рассматриваемый период снизились до 24,3 млрд. руб., а объем операций по предоставлению этих кредитов несколько возрос — до 7,6 млрд. руб. (в январе — 35,9 и 5,8 млрд. руб. соответственно). На протяжении большей части февраля минимальные ставки на аукционах на срок 2 недели равнялись 6,0% годовых, на срок 3 месяца — 7,5% годовых, фиксированные ставки — 7,75% годовых. С 24.02.2009 ставки по этим операциям были снижены на 0,25 процентного пункта.

    Объем операций Банка России по предоставлению внутридневных кредитов в феврале составил 1,8 трлн. руб., кредитов овернайт — 13,4 млрд. руб. (в январе — 1,5 трлн. руб. и 11,5 млрд. руб. соответственно). (См. Приложение В 3)34.

    В феврале в структуре ценных бумаг  по сделкам прямого РЕПО по-прежнему преобладали корпоративные ценные бумаги, а в структуре обеспечения по кредитам, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России № 236-П (внутридневные кредиты, кредиты овернайт и ломбардные кредиты) — государственные облигации.

    Остатки средств кредитных организаций  на депозитных счетах возросли с 347,4 млрд. руб. на 1.12.2009 до 386,8 млрд. руб. на 1.02.2010, а их средние дневные значения снизились с 579,4 млрд. руб. в январе до 457,7 млрд. руб. в феврале. В структуре обязательств Банка России по депозитам кредитных организаций преобладали средства, размещенные на условиях "одна неделя" и "спот-неделя". Фиксированные ставки по депозитным операциям были снижены: с 3,5% в 15.11.2009, до 3,25% в 24.02.2010  годовых на условиях "том-некст", "спот-некст" и "до востребования"; с 4,0 до 3,75% годовых — на условиях "одна неделя" и "спот-неделя"35.

    Обязательства Банка России перед кредитными организациями  по ОБР по текущей рыночной стоимости  увеличились с 451,7 млрд. руб. на 1.02.2010 до 487,9 млрд. руб. на 1.03.2010. В феврале на трех состоявшихся аукционах по размещению ОБР выпуска № 4-12-21BR0-9 общий объем продаж составил 32,3 млрд. руб. по рыночной стоимости. На вторичном рынке Банк России в течение месяца осуществил продажи ОБР в объеме 1,8 млрд. руб. по рыночной стоимости.(См. Рис. 7):

Рис. 7 Структура ценных бумаг, используемых в операциях прямого РЕПО с Банком России в феврале 2010 года36

    Исходя  из выше сказанного, можно сделать  вывод о том, что операции на открытом рынке, в отличие от резервных требований, являются более гибким инструментов, что связано, в первую очередь, с добровольностью его участников. Центральный банк осуществляет операции, как на первичном, так и на вторичном рынке. Значение первичных рынков в настоящее время снижается, поскольку вторичные рынки дают большую маневренность поведения для развитых стран. Несмотря на то, что значение операций первичного рынка в целом снижается, в настоящее время они продолжают играть значительную роль в большинстве стран Восточной Европы и небольших государствах Западной Европы. 

    2.3. Анализ практики банковского  регулирования и надзора 

    Банк  России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов. Центральный  Банк России принимает решения по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) ценных бумаг кредитных организаций. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

    Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет по системе тщательно сформулированной   политики.37

    Регистрация и лицензирование кредитных организаций

    Порядок регистрации и лицензирования коммерческих банков регламентирован Федеральным  законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    В 2009 году сохранилась тенденция предыдущих лет к сокращению общего количества зарегистрированных кредитных организаций. За 2009 год общее количество зарегистрированных кредитных организаций сократилось с 1296 до 1228, или на 5,2% по сравнению с 3,6% за 2008 год (с 1345 до 1296), а в 2007 году сократилось  с 1409 до 1345, или 4,5%.(См. Рис 8):

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 8 Динамика уровня регистрации Банком России кредитных организаций за период с 2007-2009 год 

    Количество  действующих кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление  банковских операций, в 2009 году в сравнении  с предыдущим годом также сократилось - c 1136 (1092 банка и 44 небанковские кредитные  организации) до 1108 (1058 банков и 50 небанковских кредитных организаций).

Информация о работе Роль и функции Банка России при реализации денежно-кредитной политики