Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы анализ современного состояния фондового рынка в Республике Беларусь, выявление проблем его функционирования и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
В процессе написания курсовой выделены следующие задачи:
1) дать общую характеристику рынку ценных бумаг и определить его виды, рассмотреть процесс его формирования, а также спектр задач, которые он позволяет решать,
2) рассмотреть основные виды ценных бумаг, их задачи и роль в функционировании современной экономики,
3) проанализировать современное состояние рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, выявить его основные проблемы, причины его неэффективности, а также предложить пути их решения.

Работа содержит 1 файл

ДКБ.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

     11) Деятельность государства  на фондовом рынке.

     Беларусь  характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:

  • Президент, Национальное собрание, Совет Министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием.
  • Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это собственно регулирование фондового рынка посредством издания законодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рынке ценных бумаг.  Национальный банк является агентом правительства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, выпускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозита рия, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представителя эмитента (государства) для организации выпусков государственных ценных бумаг;
  • Департамент по ценным бумагам Республики Беларусь, в функции которого входят:
  1. государственное регулирование, контроль и надзор за рынком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;
  1. регистрация выпусков ценных бумаг;
  2. лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;

     •Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регулирование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий;

     • Министерство экономики, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.  

 

3.2 Перспективы развития  рынка ценных бумаг  в РБ

           Анализируя представленные в предыдущем пункте данные, мы видим, что современный фондовый рынок в Беларуси сталкивается со следующими проблемами:

     1) высокая степень государственного  вмешательства в дела рынка, 

     2) жесткая налоговая и денежная  политика государства, отсутствие  налоговых льгот снижают привлекательность данного рынка для инвесторов,

     3) преобладание первичного рынка  над вторичным, 

     4) на рынке обращается небольшая  доля акций, больше половины  «застыло» в рыках государства и не имеет выхода на рынок, 

     5) упрощенная структура рынка: производные бумаги практически не используются, отсутствуют целые сегменты рынка: рынок муниципальных облигаций, коносаментов, депозитарных расписок, складских свидетельств, практически исчез рынок векселей и депозитарных сертификатов,

     6) рынок гособлигаций доминирует над рынком корпоративных ценных бумаг,

     7) несоответствие структуры участников  международным нормам, отсутствие институциональных инвесторов (пенсионных, инвестиционных фондов), население отстранено от рынка корпоративных бумаг,

     8) несовершенство законодательной базы,

     9) нестабильное валютное регулирование  сдерживает приход на рынок  иностранных инвесторов,

     10) высокие темпы инфляции ведут  к искажению реальной цены  ценных бумаг, сложностям в  налогообложении на вторичном  рынке, сокращению срока хождения облигаций, снижению реальных доходов от ценных бумаг,

     11) проблема ликвидности: при листинге  минимальны требования к ценной бумаге, что отпугивает крупных портфельных инвесторов.

     12) американская модель торгов на бирже не удовлетворяет существующей реальности.

     С целью решения данных проблем  и в рамках проводящейся в стране либерализации проведены следующие мероприятия:

     1. Отмена моратория на отчуждение акций 1114 ОАО образованных в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, что означает полную отмену ограничений на право распоряжения акциями этих ОАО. 

     2.Введение  льготного, а практически отмена  на 5 лет, налогообложения доходов от операций с облигациями юридических лиц. Таким образом, фактически по доходности для эмитентов и инвесторов уравняли доходность по операциям с облигациями и кредитно-депозитную деятельность банков.

     3. Снижение с 40% до 24% налогообложения  доходов от операций с другими  ценными бумагами (акциями) для  юридических лиц.

     4. Возможность эмиссии и обращения специальных биржевых облигаций, по которым не требуется обеспечения, государственной регистрации займов, соответственно и подготовки проспекта эмиссии, и т.д.

     5. Замена разрешительного на заявительный  принцип при, предусмотренных  законодательством, обязательных объявлениях о покупке (скупке) акций.

     6. Перевод совершения всех сделок  купли- продажи акций ОАО на  биржевой рынок (с разрешением  совершать сделки по отдельным  операциям, не оказывающих существенного влияния на формирование рыночной (котировочной) цены акций на внебиржевом рынке).

     7. Отмена необходимости получения  свидетельства на вывоз акций  для нерезидентов и отмена необходимости получения свидетельств на ввоз ценных бумаг для физических лиц.

     8. Устранение (через внесение изменений  в Гражданский кодекс Республики Беларусь) запрета на эмиссию акционерными обществами облигационных займов в объёмах, сверх существующих размеров уставного фонда.

     9. Введение требования о возможности  получения лицензии на осуществление  депозитарной деятельности только через 3 года работы в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг.

     10. Утверждение новой структуры  обязательных чистых активов  небанковских профессиональных участников рынка ценных бумаг.

     11. Объединение выпусков ценных  бумаг с идентичными характеристиками в один выпуск.

     12. Разрешение для банковских депозитариев  обслуживать по облигационным  займам своих эмитентов.

     13. Разрешение банкам осуществление  эмиссии необеспеченных облигаций.

     14. Принятие Закона по ипотеке.[30, с. 20-22]

     В связи с этим для развития нормального фондового рынка в Республике Беларусь требуется:

     1) занять четкую и однозначную  позицию в отношении выбора  дальнейших экономических преобразований в республике: продолжение приватизации,  снятие ограничений в движении капиталов, участии иностранных инвесторов,

     2) предпринять меры по интеграции  в мировую финансовую систему,

     3) признание лицензий профессиональных  участников (иностранных) и их  допуск к биржевым торгам, создание  механизмов для унификации инфраструктуры с соответствующими зарубежными институтами,

     4) следует рассмотреть возможность  продажи части акций ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» какой-либо из крупных биржевых групп, что позволит белорусским предприятиям получить доступ к дополнительным инвестициям,

     5) снизить долю государства в структуре собственности, особенно в акционерном капитале,

     6) предпринять меры по продаже  части пакетов, принадлежащих  государству, частным инвесторам, физическим лицам, в том числе нерезидентам.

     7) изменить структуру собственности за счет применения существующих в международной практике схем мотивации менеджеров белорусских предприятий,

     8) сформировать систему институциональных  инвесторов,

     9) освободить доходы акционерных  обществ, полученные при размещении акций по цене выше номинальной стоимости от уплаты налогов, привести в соответствие ставки налогов на доходы, полученные от операции с акциями, с действующей ставкой налога на прибыль, урегулировать вопросы налогообложения при сложных операций.

     10) переход к западноевропейской модели торговли (сбор всех заявок на куплю - продажу и установлении цены бумаг на данной основе).

     Данные  меры являются основополагающими мероприятиями  для дальнейшего развития рынка, без них все остальные не позволят превратить отечественный рынок ценных бумаг в полноценный институт, позволяющий решать важнейшие задачи современного экономического развития.

     Таким образом, современный  рынок ценных бумаг в Беларуси формировался в течение 10 лет, но обладает целым рядом недостатков, которые не позволяют ему эффективно функционировать. Для формирования в стране полноценного и ликвидного рынка ценных бумаг необходимо, прежде всего, воздействие на факторы, оказывающие решающее, долгосрочное влияние на данный институт. Только в таком случае он сможет обеспечить приток инвестиций в Беларусь, что означает экономический рост в стране. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           В процессе работы нами было установлено:

           1) Рынок ценных  бумаг прошел долгую эволюцию  и на данном этапе занимает одно из центральных мест в рыночной экономике, выполняя функции инструмента для инвестирования, накопления, привлечения средств, получения прибыли. Современный фондовый рынок обладает четко систематизированной структурой участников, которая помогает ему более эффективно выполнять свои функции. На современном фондовом рынке обращаются различные виды ценных бумаг, которые обладают различной степенью риска и доходности, а, следовательно, используются различными видами инвесторов.

     2) В процессе развития рынок  ценных бумаг в Беларуси прошел  этапы возрождения, развития и преобразования. Были созданы основные элементы инфраструктуры - фондовые биржи, депозитарии, клиринговые организации, создана нормативная база. Активное участие в формировании и регулировании рынка принимает  государство.

     3) Современный рынок ценных бумаг в Беларуси остается слаборазвитым, ориентированным на торговлю государственными ценными бумагами, сектор корпоративных  ценных бумаг развивается только последний год, а рынок производных бумаг практически исчез. Недостаточно совершенной остается инфраструктура рынка, отсутствуют целые институты, например, инвестиционные фонды. Тем не менее, последние два года намечаются положительные сдвиги на рынке, в связи с совершенствованием законодательства, происходит активизация торговли,  особенно в секторе корпоративных ценных бумаг.

     4)Можно  выделить следующие проблемы  современного рынка ценных бумаг  Республики Беларусь, которые можно  разделить  на три группы:

     1) критические (несовершенство законодательства, проблема акционирования, проблема соотношения биржевого и внебиржевого рынка,  проблема неразвитости структуры участников, проблема организации биржевых торгов), решение этих проблем обязательно,  никакие другие меры не будут эффективны, пока не будут решены эти проблемы.

     2) небиржевые  (проблема несовершенства законодательства, налогообложения, инфляции, жесткой кредитно- денежной политики, высокой доли госсобственности), решение данных проблем связано со всей экономической системой республики, пока в ней не произойдут кардинальные перемены. Только после этого рынок сможет стать привлекательным как для крупных инвесторов, так и для местного населения.

Информация о работе Рынок ценных бумаг