Рынок пластиковых карт в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы изучить значение пластиковых карточек в платежной системе России.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
- проследить историю пластиковых карт в России, выделить основные понятия использования пластиковых карт;
- дать характеристику пластиковых карт, их классификацию;
- исследовать современное положение пластиковых карт в России и перспективы их развития;
- провести анализ применения пластиковых карт в ОАО «МДМ Банк».

Содержание

Введение
Глава 1.Основные понятия использования пластиковых карт
1.1. История пластиковых карт в России……………………………………….6
1.2. Характеристика пластиковых карт и их виды …………………………….9
1.3. Платежная система и ее участники…………………………………………18
1.4. Выгоды и недостатки карточных расчетов для участников платежной системы…………………………………………………………………………….24
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт
2.1. Анализ развития рынка пластиковых карт в России……………………..26
2.2. Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»…..….37
Глава 3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт
3.1. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт………………………………………………………………….42
3.2. Тенденции развития рынка пластиковых карт в РФ……………………….47
Заключение………………………………………………..………………………56
Список литературы……………………………………………………………….58
Приложения

Работа содержит 1 файл

2 курсовая (Автосохраненный).doc

— 368.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Основные понятия использования пластиковых карт

1.1. История  пластиковых карт в России……………………………………….6

1.2. Характеристика пластиковых карт и их виды …………………………….9

1.3. Платежная система и ее участники…………………………………………18

1.4. Выгоды и недостатки карточных расчетов для участников платежной системы…………………………………………………………………………….24

Глава 2. Анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт

2.1. Анализ  развития рынка пластиковых карт  в России……………………..26

2.2. Анализ  динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»…..….37

Глава 3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт

3.1. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт………………………………………………………………….42

3.2. Тенденции развития рынка пластиковых карт в РФ……………………….47

Заключение………………………………………………..………………………56

Список  литературы……………………………………………………………….58

Приложения   

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня существует большое количество услуг, предоставляемых банками своим  клиентам. Одним из наиболее динамично развивающихся видов услуг является эмитирование пластиковых карточек.

Банковская  пластиковая карточка - это инструмент безналичных расчетов и средство получения кредита. Первые карточки современного вида появились в США  в начале 50-х годов. Впоследствии система карточных расчетов была введена многими банками. Системы карточных расчетов получили распространение во многих странах мира, а сами расчеты приобрели международный характер.

Процесс вхождения России в рыночные отношения, прежде всего, был связан с перестройкой банковской системы, появлением значительного количества коммерческих банков, финансовых и страховых компаний, которые проявили интерес к использованию пластиковых карт, разновидностей которых к началу 90-х годов в мире было уже достаточно много. Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране, конечно, отличается от ситуации в развитых странах. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран. Но, несмотря на проблемы, в стране разворачиваются и набирают обороты различные пластиковые системы, и все большее число людей приобретает карточки, и становятся участниками системы безналичных платежей с помощью пластиковых карточек.

Операции  с пластиковыми карточками открыли  новые перспективы финансового  обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения  банковской прибыли за счет получения  комиссионных, взимаемых с операций по картам; увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа, уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота и др.

Преимущества, связанные с внедрением пластиковых  карточек на российском рынке, очевидны. Для клиентов - это возможность  иметь при себе только карточку, а не крупную сумму денег, что позволяет уменьшить риск потери денег. Уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют (поскольку конвертация производится по курсу биржи, а не по завышенному курсу магазина). 

Очевидны  преимущества, получаемые от использования  пластиковых карточек предприятиями  торговли и сервиса. Это и уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку  и обналичивание средств, и возможность  уменьшения цен при продаже «валютных» товаров, и упрощение расчетов с покупателем (отсутствие сдачи и подсчета денег покупателем и кассиром), а также реклама предприятия и т. д. Безусловный интерес представляет пластиковая карточка и для крупных предприятий при выдаче зарплаты своим сотрудникам.  

Интерес государства во внедрении расчетов по пластиковым карточкам тоже очевиден: снижаются колоссальные затраты  на инкассацию денежных средств, эмиссию  и регенерацию банкнот и монет; упрощаются учет движения денег и  взимание налогов; технология расчетов без участия наличных денег помогает снизить криминогенность обстановки вокруг предприятий и лиц, работающих с наличностью; внедрение таких расчетов поможет сгладить и даже в некоторой степени снизить темпы роста инфляции в стране. И, наконец, Россия живет в мировом сообществе, уже сегодня широко использующем системы расчетов по пластиковым карточкам, оставаться в стороне от общего процесса при расширении культурных, политических и экономических связей с другими странами практически невозможно и невыгодно.

Быстрое распространение банковских карт служит свидетельством того, что эта форма  расчетов выгодна основным участникам системы.

Всё вышеперечисленное  свидетельствует об актуальности выбранной мною темы.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы изучить значение пластиковых карточек в платежной системе России.

 Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

- проследить историю пластиковых карт в России, выделить основные понятия использования пластиковых карт;

- дать  характеристику пластиковых карт, их классификацию;

- исследовать современное положение пластиковых карт в России и перспективы их развития;

-   провести анализ применения пластиковых карт в ОАО «МДМ Банк». 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

1.1. История  пластиковых карточек в России 

Западные  и российские банки, работающие с  пластиковыми картами, идут по пути диверсификации, т.е. они выпускают и обслуживают  карты международных, национальных и локальных систем. 

Карты международных систем появились  в СССР еще в 1969 году. Но это были карты, эмитированные зарубежными  компаниями и банками. В Советском  Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. В 1969 году Diners Club American Express подписали с Госкоминтуристом СССР первое агентское соглашение на обслуживание в СССР карточек этих платежных систем. С советской стороны все соглашения подписывались, специально созданным при Госкоминтуристе подразделением - Всесоюзным акционерным обществом (ВАО) «Интурист», которое организовывало расчеты по пластиковым карточкам иностранных туристов и бизнесменов в валютных магазинах «Березка» и гостиницах. Необходимые торговые расчеты, от имени «Интуриста», осуществлялись через Внешторгбанк СССР.

В нашей  стране первые шаги по внедрению системы  пластиковых карточек были сделаны  в марте 1988 г., когда в Лондоне  было подписано соглашение между  советским бюро путешествий ВАО  «Интурист» и международной организацией VISA International. В соответствии с соглашением «Интурист» стал членом этой международной организации, (несмотря на то, что ВАО не являлось банковским учреждением), обладающим основными (в том числе и эмиссионными) правами, а советские граждане получили возможность пользоваться кредитными карточками. Ответным шагом EuroCard (позднее Europay) International стало избрание своим членом Внешэкономбанка СССР.

Первым  советским эмитентом международных  карточек был Внешторгбанк, выпустивший  в 1989 году «золотые» карточки EuroCard. Их было выдано очень ограниченное количество и предназначались они для узкого круга лиц. С коммерческой точки зрения это можно считать не более, чем относительно удачным экспериментом в области карточного бизнеса.

С конца 1988 года “Виза” начала принимать в свои члены российские банки, в числе первых был принят Кредо-Банк. Кредо-Банк - первый негосударственный коммерческий банк, получивший иностранную банковскую лицензию, начал выпуск карточек “Виза” и программу выдачи наличной валюты в сентябре 1991 года. Позднее программы по выпуску карточек “Виза” начали осуществлять Мост-банк, Инкомбанк, Мосбизнесбанк, банк Менатеп и с 1994 года “Столичный банк сбережений”.

Таким образом, первым российским коммерческим банком, выпустившим собственную  карточку VISA, стал Кредо-Банк. Он также вступил в ассоциацию EuroCard/MasterCard, но эмитировать эти карточки наряду с VISA так и не начал, объясняя это запретом со стороны ассоциации EuroCard/MasterCard (впоследствии Europay).

К началу 1995 г. около 20 российских банков являлись членами Visa International. Банков - членов Europay больше - их 42. При этом число банков, реально приступивших к выпуску карт той или иной системы, не превышало 7. [7, с. 519-525]

Наряду  с рынком международных карточек появился рынок чисто российских межбанковских платежных систем, основанных на пластиковых картах. Межбанковские системы объединяют несколько банков (иногда более сотни). Они более крупные по числу держателей карточек и развитию приемной сети, условия вступления в них проработаны, прежде всего, с учетом интересов банков-участников. Крупные банки могут участвовать в создании межбанковских платежных систем. Средним и мелким банкам, желающим начать бизнес на рынке пластиковых карт без существенных первоначальных затрат, наиболее эффективно заняться эмиссией или обслуживанием уже существующих карточек. Были созданы российские межбанковские платежные системы, такие как «STB Card», «Union Card», «Золотая корона».

Первой  была основана в 1992 году STB Card. Основная цель АО «STB Card» - совершенствование денежного обращения в России на основе единой системы электронных безналичных расчетов по банковским карточкам, которая дает возможность пользоваться этим средством платежа не только на всей территории нашей страны, но и за ее пределами. Ее основная особенность - полное соответствие международным стандартам. [29]

Активно на российском рынке внедрялись системы, основанные на новых картах. Пожалуй, наиболее известной является платежная  система «Золотая корона», созданная  Сибирским торговым банком и использовавшая технологию и аппаратные средства западных фирм, но собственное программное обеспечение. «Золотая Корона» - первая общероссийская межрегиональная система расчетов по банковским смарт-картам. Карточки «Золотой Короны» универсальны, их используют для выдачи зарплаты, как корпоративную карточку, для начисления пенсий, как сберегательную книжку, как средство расчетов в магазинах, для оплаты оптовых поставок товаров. [28]

На чиповую  технологию ориентировались Сбербанк России и Агропромбанк, подписавшие осенью 1994 года соглашение, предусматривающее координацию деятельности в этом направлении.   

В 1996 году российские банки выпустили всего 301 тысячу карт международной платежной  системы VISA International, около 292 тысяч картEuropayInternational и всего 666 карт DinersClub International. Резкий рост выпуска пластиковых карточек пришелся на предкризисное время - 1997-й и первую половину 1998-го года. [20, с. 47]

Августовский  кризис 1998 г. коренным образом изменил  ситуацию на рынке розничных банковских услуг России. Основные игроки из числа коммерческих банков - Инкомбанк, СБС-Агро, Российский кредит и ряд других банков - были вынуждены уйти с рынка пластиковых карт, оставив его на попечительство Сбербанка, Альфа-банка, Автобанка. Получилась ситуация, когда карточки существуют, официально срок их действия не закончился, деньги на спецкартсчете присутствуют, а расплачиваться ими за товары и услуги нельзя. Держатели банковых карт могли обслужиться только в банке-эмитенте. Пластиковая карта не предоставляла никакого удобства пользования, фактически карта стала куском бесполезного пластика. [20, с. 47]

К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше неплатежный инструмент, а  средство снятия наличных денег. На сегодняшний день спрос на банковские карты высок. Ведущие позиции занимают ВТБ-24, Альфа-банк, Сбербанк. Современное состояние рынка банковских карт рассмотрено в 3-й главе.

1.2. Характеристика пластиковых карт и их виды

Одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов в сфере денежного обращения является пластиковая банковская карта. 

Пластиковая банковская карточка - это персонифицированный  платежный инструмент, предоставляющий  пользующемуся карточкой лицу возможность  безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).

Пластиковая карта представляет собой пластину, изготовленную из специальной устойчивой к механическим и термическим  воздействиям, пластмассы, которая имеет следующие геометрические параметры:

ширина - 85,595 ± 0,125 мм;

высота - 53,975 ± 0,055 мм;

толщина - 0,76 ± 0,08 мм;

радиус  окружности в углах - 3,18 мм. 

Информация о работе Рынок пластиковых карт в России