Рынок пластиковых карт в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы изучить значение пластиковых карточек в платежной системе России.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
- проследить историю пластиковых карт в России, выделить основные понятия использования пластиковых карт;
- дать характеристику пластиковых карт, их классификацию;
- исследовать современное положение пластиковых карт в России и перспективы их развития;
- провести анализ применения пластиковых карт в ОАО «МДМ Банк».

Содержание

Введение
Глава 1.Основные понятия использования пластиковых карт
1.1. История пластиковых карт в России……………………………………….6
1.2. Характеристика пластиковых карт и их виды …………………………….9
1.3. Платежная система и ее участники…………………………………………18
1.4. Выгоды и недостатки карточных расчетов для участников платежной системы…………………………………………………………………………….24
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт
2.1. Анализ развития рынка пластиковых карт в России……………………..26
2.2. Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»…..….37
Глава 3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт
3.1. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт………………………………………………………………….42
3.2. Тенденции развития рынка пластиковых карт в РФ……………………….47
Заключение………………………………………………..………………………56
Список литературы……………………………………………………………….58
Приложения

Работа содержит 1 файл

2 курсовая (Автосохраненный).doc

— 368.50 Кб (Скачать)

Инфраструктура обслуживания платежных карточек в основном сосредоточена в столице региона (более 60%) и в других регионах (менее 30%). Очень слабо развита инфраструктура обслуживания в сельской местности. Поэтому важной задачей является привлечение к обслуживанию новых торгово-сервисных точек, а также расширение функциональных возможностей банкоматов. Причем при расширении количества точек обслуживания необходимо в первую очередь исходить из принципа «шаговой» доступности, повышая возможности применения карточек в точек повседневного обслуживания.

Прослеживается  и ряд положительных аспектов развития региональной составляющей карточной  индустрии. В ряде регионов, таких  как Челябинская область, Омская область, Удмуртская Республика, и других развитие потребительского кредитования, появление банкоматов, позволяющих осуществлять оплату коммунальных услуг, услуг мобильной связи и т.п., способствовало увеличению темпов роста количества безналичных операций.

Другим  важным моментом является реализация карточных проектов в социальной сфере, обеспечивающих повышение эффективности функционирования адресных социальных программ, пенсионных и социальных выплат населению. В частности, в Челябинске – «Социальная карта челябинца».

Агентство РБК Рейтинг подготовило очередной  рейтинг самых «карточных» российских банков. На основе полученных данных можно сделать вывод, что, несмотря на кризис, эмиссия банковских карточек в 2010 году продолжила расти. При этом основной количественный рост по-прежнему обеспечили первые десять банков. Отдельные показатели, характеризующие операции с пластиковыми картами представлены в Приложении А.

Так, только у одного из лидеров рейтинга –  Сбербанка количество пластиковых  карточек в обращении за полгода  выросло почти на 16% и по состоянию на 2009 год составило более 39 млн. штук. Клиенты банка по-прежнему отдают предпочтения карточкам международной системы MasterCard, количество которых превысило 15 млн, а вот фирменные «Сберкарт», похоже, теряют свою популярность. Количество карточек этой платежной системы по сравнению с 1 июля 2009 год снизилось почти на 2 тыс. штук.

Неплохой  «рывок» продемонстрировал ВТБ24, увеличил количество карточек в обращении  с 5,9 млн. штук до 7.2 млн. штук, что в результате позволило ему сразу войти в тройку лидеров. Лидирующие банки по выпуску пластиковых карт в 2009 году представлено в Приложении Б, и топ банки по выпуску пластиковых карт в 2010 году представлены в Приложении В.

Не секрет, что основная масса выпущенных карточек в России приходиться на так называемые зарплатные проекты. Лидерство в этом сегменте бесспорно за Сбербанком – почти 8 млн штук, выпущенных в 2008 году. В тоже время по традиции, доля «кредиток» в России не велика и по разным оценкам колеблется в районе 5-7% от общего количества. Основная масса, естественно, приходиться на крупные города, прежде всего Москву и Санкт-Петербург, где есть физическая возможность расплатиться при помощи карточки за покупки.

Велико  и количество карточек, выпущенных в рамках потребительского кредитования. Лидером данного сегмента является Росбанк – более 848 млн штук выпущено в 2010 году.

По-прежнему самой большой банкоматной сетью  располагает Сбербанк(17,5 тыс. устройств). В тоже время банки первой десятки  имеют банкоматы сети с более  чем 1 тыс. устройств.

2.2. Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»

ОАО «МДМ Банк» – один из крупнейших банков России, предлагающий универсальную  линейку продуктов и услуг  как для корпоративных клиентов, так и для частных лиц.

Одним из приоритетных направлений деятельности банка является поддержка малого бизнеса и предпринимательства. Кредитование и лизинг малого бизнеса, линейка экспресс-продуктов для предпринимателей и предприятий малого бизнеса стали визитной карточкой банка во многих регионах страны.

Розничное направление работы банка направлено на предоставление востребованных рынком массовых высокотехнологичных продуктов и качественного сервиса. Вклады, кредиты, банковские переводы, пластиковый бизнес – во многих регионах МДМ Банк является лидером по этим направлениям

Банк  является эмитентом пластиковых карт ряда международных и отечественных платежных систем.

ОАО «МДМ Банк» выпускает карты трех платежных  систем: Visa international; MasterCard Worldwide российской платежной системы «Золотая Корона».

В рамках платежных систем банк выпускает следующие типы карт:

1) в рамках платежной системы Visa international: Visa Electron;Visa Classic; Visa Gold; Visa Business; Visa Platinum; Visa Infinite; Visa Classic, Platinum.

2) в рамках платежной системы MasterCard Worldwide: MasterCard Maestro; MasterCard Standart; MasterCard Gold; MasterCard Unembossed.

3) в  рамках платежной системы «Золотая  Корона» выпускаются чиповые  карты трех дизайнов.

По типам  продукта пластиковые карты ОАО  «МДМ Банк» делятся на:

- дебетовые:

а) индивидуальные;

б) пенсионные;

в) зарплатные;

- кредитные:

- индивидуальные  персонифицированные;

- неперсонифицированнные.

С 2006 года Банк самостоятельно выпускает и  обслуживает свои карты.

Таблица 2.9 «Динамика выпуска пластиковых карт ОАО«МДМ Банк» с 2008–2010 гг.

Показатель На 01.01.2009 На 01.01.2010 На 01.01.2011
Выпущено  пластиковых карт, в тыс. шт. 604,9 322,2 426,2
 

Рисунок 2.10 – Динамика выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк» с 2008–2010 гг.

Соотношения по типам платежных систем в 2009 году составили: 71% Visa; 22% - MasterCard; 7% - «Золотая Корона» в 2010 году представлено на рис. 2.12.

Рисунок 2.13. Соотношение платежных систем в выпущенных картах ОАО «МДМ Банк» в 2010г.

Соотношение дебетовых и кредитных карт за период 2008 – 2010 гг. существенно изменилось (табл. 2.11и на рис. 2.13). В 2009-2010 гг. упор значительно увеличился на дебетовые карты.

Таблица 2.3 «Соотношение кредитных и дебетовых карт в ОАО «МДМ Банк»

Показатель На 01.01.2009 На 01.01.2010 На 01.01.2011
Выпущено  пластиковых карт, в тыс. шт. 604,9 322,2 426,2
Кредитных карт 365,2 113,2 173,8
Дебетовых карт 239,7 209 272,4

Процентное  соотношение представлено на рисунках 2.14– 2.15.

Рисунок 2.14 – Соотношение выпуска дебетовых и кредитных карт в ОАО «МДМ Банк» в 2008 г.

В 2008 году объем выпуска кредитных карт на 20,8% выше дебетовых..

Рисунок 2.15 – Соотношение выпуска дебетовых и кредитных карт в ОАО «МДМ Банк» в 2009 г.

В 2009 году объем выпуска кредитных карт увеличился на 4,47%; на 29,74% превышал объем выпуска кредитных карт.

Рисунок 2.16 – Соотношение выпуска дебетовых и кредитных карт в ОАО «МДМ Банк» в 2010 г.

В 2010 году объем выпуска кредитных карт снизился на 5,65%; на 19,09% превышал объем выпуска кредитных карт.

Таким образом, наблюдается тенденция  резкого уменьшения выпуска кредитных карт (с 60% до 35%) . Данная динамика связана с политикой снижения рисков на фоне экономического кризиса в стране. Но уже в 2010 году наблюдается постепенное выравнивание ситуации. Доля кредитных карт увеличивается с 35% до 41% при одновременном некотором снижении доли дебетовых карт с 65% до 59%. 

 
 

Глава 3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт

3.1. Пути повышения конкурентоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт

Проблема  конкуренции, прежде всего в рыночной экономике, выступает в качестве одного из глобальных вопросов экономической теории. Для современной России острейшая конкуренция в банковском бизнесе является уже объективной реальностью, которая с каждым годом по мере развития сети кредитных учреждений и других различных институтов постоянно возрастает. В общем виде конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Цель каждого банка — чтобы клиент выбрал и приобрел именно его конкретную услугу.

В области  совершенствования деятельности ОАО  «МДМ Банк» на рынке карточных  продуктов перед руководством ОАО  «МДМ Банк» ставятся следующие задачи:

-     привлечение и открытие новых карточных счетов;

-     расширение сети торговых точек, принимающих карточки банка;

-    разработка общих правил операций и предотвращений подделок и мошенничества;

-   разработка дополнительных услуг для привлечения к своим карточным программам новых участников.

В качестве инструмента реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» будет выбрано создание программы по повышению кредитоспособности кредитных карт банка. Причинами выбора именно этого инструмента являются:

1)     возможность привлечения новых платежеспособных клиентов;

2)     увеличение степени лояльности клиентов;

3)     возможность повышения уровня деловой репутации банка;

4)     возможность повышения показателей эффективности работы банка.

Цель  создания программы продвижения  карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» следует обозначить как формирование положительной репутации ОАО «МДМ Банк» на рынке кредитных карточных продуктов, а также привлечение дополнительного числа клиентов. Результатом реализации проекта будет являться создание программы продвижения карточных продуктов ОАО «МДМ Банк».

Основными этапами разработки проекта будут  являться:

1)    Анализ существующих на рынке банковских услуг России кредитных организаций, занимающихся разработкой и продажей карточных проектов;

2)     Формирование перечня мероприятий по повышению кредитоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк»;

3)     Формирование бюджета мероприятий по повышению кредитоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк»;

4)    Определение ответственных за проведение мероприятий по повышению кредитоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк»;

5)    Непосредственное проведение соответствующих мероприятий;

6) Оценка эффективности разработанной программы повышения конкурентоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» с точки зрения качественных и количественных показателей.

Одним из направлений увеличения конкурентоспособности  карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» является совершенствование  политики ценовой и неценовой  конкуренции. Ценовая политика осуществляется путем изменения цен. Неценовая основана на улучшении качественных характеристик продукта и проведении целенаправленной политики его дифференциации (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).

Информация о работе Рынок пластиковых карт в России