Рынок пластиковых карт в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы изучить значение пластиковых карточек в платежной системе России.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
- проследить историю пластиковых карт в России, выделить основные понятия использования пластиковых карт;
- дать характеристику пластиковых карт, их классификацию;
- исследовать современное положение пластиковых карт в России и перспективы их развития;
- провести анализ применения пластиковых карт в ОАО «МДМ Банк».

Содержание

Введение
Глава 1.Основные понятия использования пластиковых карт
1.1. История пластиковых карт в России……………………………………….6
1.2. Характеристика пластиковых карт и их виды …………………………….9
1.3. Платежная система и ее участники…………………………………………18
1.4. Выгоды и недостатки карточных расчетов для участников платежной системы…………………………………………………………………………….24
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт
2.1. Анализ развития рынка пластиковых карт в России……………………..26
2.2. Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»…..….37
Глава 3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт
3.1. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт………………………………………………………………….42
3.2. Тенденции развития рынка пластиковых карт в РФ……………………….47
Заключение………………………………………………..………………………56
Список литературы……………………………………………………………….58
Приложения

Работа содержит 1 файл

2 курсовая (Автосохраненный).doc

— 368.50 Кб (Скачать)

Мероприятиями ОАО «МДМ Банк» при проведении ценовой конкуренции могут быть:

-      ускоренная подготовка к предоставлению новых услуг при одновременном снижении их себестоимости;

-     контроль над большим количеством рыночных сегментов или клиентов;

-      быстрота и доступность приобретения услуги, сопутствующего ей сервиса, оказание каких — то дополнительных услуг или консультаций;

-     сокращение жизненного цикла конкретных услуг.

В рамках повышения преимуществ карточных  продуктов ОАО «МДМ Банк» в  данной области рекомендуется придерживаться политики предоставления льгот и  бонусов постоянным клиентам, таких как:

-   упрощенная система подачи документов для клиентов, имеющих положительную кредитную историю;

-      выдача постоянным клиентам с высоким кредитным рейтингом бесплатных именных карт;

-      проведение переговоров с ФГУП «Почта России» о снижении комиссии за перечисление с заемщиков и компенсировать снижение комиссии за счет увеличение объема привлеченных клиентов;

-      проведение почтовых рассылок кредитных карт для клиентов ОАО «МДМ Банк» с положительной кредитной историей.

Кредитный лимит по карте зависит от суммы  предыдущего кредита клиента  в ОАО «МДМ Банк», условия кредитования аналогичны продукту «Кредитная карта Visa» ОАО «МДМ Банк». Кредит по карте является револьверным. Это мероприятие позволяет клиенту пользоваться лимитом, расходуя средства Банка и внося собственные средства в удобном для себя режиме. В конце каждого месяца гасится 10% основной задолженности, а также выплачиваются Банку проценты за пользование кредитом. После внесения очередного платежа кредитный лимит восстанавливается, и можно продолжать пользоваться средствами Банка. Вносить ежемесячные платежи за пользование кредитным лимитом можно в любом из дополнительных офисов банка либо через Cash-In. Карту можно бесплатно активировать до определенной даты, а деньги, находящиеся на ней, предоставляются в «револьверный» кредит.

Неценовая банковская конкуренция связана с изменениями качества услуг. Поэтому очень важно определение критериев качества банковского продукта. В этом направлении для ОАО «МДМ Банк» необходимо:

-      увеличение скорости обслуживания клиентов;

-      поддержание высокого уровня своевременности осуществления операций;

-      увеличения времени доступа клиента в банк - часы работы банка;

-      качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер).

-      уровень качества банковских услуг.

 Одним  из выходов в проблеме образования  очередей может стать организация  зала обслуживания для клиентов, в котором клиенты могли бы  осуществлять регистрацию и спокойно  ожидать своей очереди на удобных диванах, а не стоять в очередях. Другой метод состоит в том, чтобы постараться достичь высокой компетенции банка в области кредитования населения на рынке банковских карточных продуктов. Выраженная компетенция имеет место тогда, когда банк в области разработки банковского продукта или его распространении делает что-то лучше, чем его конкуренты. Это позволяет ему привлекать новых и сохранять прежних клиентов. Также для повышения конкурентоспособности в неценовом аспекте можно выделить такие мероприятия как:

-      увеличение количества банкоматов с функцией Cash-In (прием денежных средств, для гашения кредитов);

-      постоянная модификация, совершенствование существующих карточных продуктов, а также разработка новых карточных продуктов в соответствии с условиями и требованиями рынка. Помимо общей ориентации на улучшение качества обслуживания, необходима разработка дифференцированных кредитных карточных продуктов, например, целевой клиентуры (массовые и индивидуальные ВИП - кредиты;

-      разработка и постоянная корректировка концепции продаж кредитных карточных продуктов в соответствии с изменяющимися рыночными условиями;

-      разработка совместных программ с различными организациями, предоставляющими товары и услуги населению (такими, как авиакомпании);

-      проведение акций продвижения продуктов;

-      реклама в средствах массовой информации, размещение информационных стоек, информационных плакатов в учреждениях, являющихся корпоративными клиентами банка;

-      проведение почтовых рассылок с рекламными буклетами, коммерческими предложениями, поздравлениями клиентов с праздниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что  конкурентоспособность продуктов  банка занимает одно из ключевых мест в формировании прибыли банка, для  ее обеспечения необходима реализация мероприятий, которые позволили бы способствовать ее повышению.

3.2. Тенденции развития рынка пластиковых карт

Пластиковая карта - это многоразовый платежный  и кредитный инструмент длительного  пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности.

В настоящее  время пластиковый бизнес - это  более 1,3 млрд. выпушенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Платежные карты принимаются более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс. Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием платежных карт.

Основная  часть мирового рынка пластиковых  карт контролируется двумя крупнейшими  компаниями - Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) - 4%.

Российские  банки всегда отличались стремлением  активно развивать карточный  бизнес и уже накопили определенный опыт выпуска как зарубежных карточек по лицензии крупнейших финансовых ассоциаций, так и собственных рублевых и  валютных карт. Тем не менее, масштабы использования платежных карт все еще заметно уступают среднестатистическим показателям по странам Европы.

В немалой  степени это объясняется тем, что данный сегмент рынка банковских услуг особенно сильно пострадал  в результате финансового кризиса 17 августа 1998 года. Многократный спад физического объема товарооборота и ещё больший - потребительского импорта, был не самым главным ударом по рынку.

Дефолты системообразующих для этого  рынка банков-эмитентов, таких как  «Инкомбанк», «СБС-АГРО», «Мост», «Менатеп», «Империал» и др. привели к тому, что оказались замороженными до 90% средств на карточных счетах. В России практически перестало существовать банкоматное хозяйство. Почти полностью были прекращены внутрироссийские межбанковские операции по обслуживанию карт. Обанкротились многие торговые точки, принимавшие карты. Международные платежные системы заблокировали коды российских банков. В результате владельцы карточек этих систем смогли осуществлять платежи лишь в пределах России.

Постепенно  ситуация стала меняться в лучшую сторону. В восстановлении и динамичном развитии российского рынка пластиковых карт заинтересованы многие: международные платежные системы, которые не смирились с потерей капиталов в России, международные страховые системы, торговые точки и др.

Согласно  данным ЦБ об операциях с картами, эмитированными российскими банками, по итогам 2010 года число банковских карт в России составило 125,8 млн штук. При этом в прошлом году было выпущено 4,7 млн карт, что в 3,3 раза меньше, чем годом ранее. В последующие годы объем эмиссии карт был существенно выше: так, в 2010 году банки выпустили 15,7 млн, в 2009 году — 20,1 млн, в 2008 году — 26,6 млн карт.

Столь существенное сокращение объема эмиссии  в 2010 году объясняется в первую очередь  сокращением числа карт, выпускаемых банками, специализирующимися на потребительском кредитовании и занимающимися почтовой рассылкой кредитных карт, отмечают в Банке России. Лидерами в этой области являются банк "Русский стандарт" (общий объем эмиссии — около 26 млн карт), ХКФ банк (около 10 млн карт). Вчера в этих банках отказались предоставить данные по объемам эмиссии в 2010-2009 годах. В банке "Ренессанс Кредит", также занимающемся рассылкой карт, сообщили, что в 2010 году банк выпустил в 3,5-4,5 раза меньше карт, чем это могло быть, если бы не было кризиса, поскольку еще в октябре 2009 года было принято решение о значительном сокращении объемов кредитования. В результате в 2010 году "Ренессанс Кредит" выпустил 426 тыс. карт против 1,684 млн годом ранее.

По данным ЦБ, в 2010 году банки в основном эмитировали расчетные (дебетовые) карты в рамках зарплатных проектов — на их долю приходится более 90% всех банковских карт в России, в то время как на кредитные карты лишь 8%. Значительная часть в общем объеме выпущенных в 2010 году карт приходится на госбанки: так, ВТБ 24 увеличил в прошлом году объем эмиссии более чем на 15%, а Сбербанк — более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом.

В то же время в 2010 году отмечается некоторое  увеличение доли активных карт, добавляют в ЦБ. Если в 2010 году по сравнению с годом ранее относительный рост количества банковских карт составил 5,7%, то количество операций по картам увеличилось на 17,7%, с 572,912 млн операций в 2010 году до 674,484 млн в 2009 году. Сумма операций, осуществленных физическими лицами с использованием банковских карт, увеличилась по сравнению с 2008 годом на 7,4%, до 9,53 трлн руб. Конечно, немаловажную роль сыграло снижение объемов эмиссии карт банками, занимающимися рассылкой кредитных карт, поскольку доля активных карт в их портфелях невелика, менее 30-40%, отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн.

Однако, учитывая тот факт, что доля кредитных  карт в общем объеме эмиссии невелика, рост числа операций по банковским картам и, как следствие, числа активных карт свидетельствует о том, что население все чаще использует карты, причем не только для снятия наличных в банкоматах, но и для оплаты ими товаров и услуг, добавляет эксперт. По данным ЦБ, доля операций по оплате товаров и услуг в общем количестве операций с использованием банковских карт по итогам 2010 года увеличилась до 28,2% по сравнению с 24,1% в 2008 году.

К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а  средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России.

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между  российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу  наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход  на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии, получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика российского рынка состоит в  том, что рынок развивается в  основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

По мнению аналитиков, рынок пластиковых карт в России находится еще на этапе  становления. По итогам первой половины 2010 года в стране числится более 92 млн. банковских пластиковых карт – менее одной на каждого жителя. В мире на каждого человека приходится в среднем более трех пластиковых карт. Но, судя по темпам роста российского «карточного» рынка (с 2003 года он увеличился вчетверо), года через три мы догоним общемировой уровень.

Информация о работе Рынок пластиковых карт в России