Рынок пластиковых карт в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы изучить значение пластиковых карточек в платежной системе России.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
- проследить историю пластиковых карт в России, выделить основные понятия использования пластиковых карт;
- дать характеристику пластиковых карт, их классификацию;
- исследовать современное положение пластиковых карт в России и перспективы их развития;
- провести анализ применения пластиковых карт в ОАО «МДМ Банк».

Содержание

Введение
Глава 1.Основные понятия использования пластиковых карт
1.1. История пластиковых карт в России……………………………………….6
1.2. Характеристика пластиковых карт и их виды …………………………….9
1.3. Платежная система и ее участники…………………………………………18
1.4. Выгоды и недостатки карточных расчетов для участников платежной системы…………………………………………………………………………….24
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт
2.1. Анализ развития рынка пластиковых карт в России……………………..26
2.2. Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»…..….37
Глава 3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт
3.1. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт………………………………………………………………….42
3.2. Тенденции развития рынка пластиковых карт в РФ……………………….47
Заключение………………………………………………..………………………56
Список литературы……………………………………………………………….58
Приложения

Работа содержит 1 файл

2 курсовая (Автосохраненный).doc

— 368.50 Кб (Скачать)

* уменьшение  объема используемой в расчетах  наличности и, следовательно,  снижение стоимости операций; 

* отработка  новой, более прогрессивной безбумажной  технологии; 

* разгрузка  центрального офиса банка от  наплыва клиентов; 

* повышается  конкурентный потенциал банка  с учетом общемировой тенденции  вытеснения из платежного оборота  не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов 

Глава 2. Анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт

Рассматривая  банковскую пластиковую карту как  платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества:

·  для самого клиента – это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность – начисление процентов, удаленное управление счетам и многое другое;

·  для предприятия – расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ;

·  для банков – расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительной комиссии и как следствие увеличение дохода повышение конкурентного потенциала банка.

К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а  средство снятия наличных. Это объясняется  рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт

2.1. Анализ развития рынка пластиковых карт в России.

Развитие  российского рынка платежных  карточек является одним из важнейших  факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов в области розничных платежей. Для решения указанной задачи Банком России проводиться работа по созданию условий для дальнейшего совершенствования современных инструментов розничных платежей, способствующих развитую в России карточной индустрии.

Развитие  карточной индустрии обеспечивает повышение прозрачности финансовых операций, существенно снижает издержки, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, ведет к увеличению объема привлеченных денежных средств в банковскую сферу и соответственно кредитных возможностей банков, а так же во многом способствует активному развитию смежных сфер деятельности, таких как производственная, социальная и сфера занятости.

Среди платежных инструментов, используемых на рынке розничных платежей, одному из ведущих позиций занимают платежные карточки.

Во многом благодаря универсальности платежной  карточки, адекватно отвечающей потребностям розничного бизнеса, возможно решать различные  задачи не только в сфере розничных  услуг, но и в социальной, бюджетной  сферах. Поэтому кредитными организациями, развивающими свои розничные банковские услуги, отдается предпочтение (не только в Росси, но и зарубежном) карточному направлению представлено на рис.2.1.

Рис. 2.1 «Количество эмитированных карт, млн.»

Согласно  новому исследованию, проведенному Национальным агентством финансовой информации (НАФИ) в январе 2008 года только треть россиян пользуется банковскими пластиковыми карточками.

Уровень пользования пластиковыми карточками в 2010-2009 гг. представлен на рис 2.2.

Рисунок 2.2 « Уровень пользования банковскими пластиковыми картами в 2010-2009 гг., % от всех опрошенных»

На данный момент на рынке присутствуют карты  международных, так и российских платежных систем. При этом лидирующие позиции занимает Visa International, который принадлежит более половины российского рынка рис.2.3.

Рисунок 2.3 «Структура российского рынка пластиковых карт»

Из отечественных  продуктов выделяют Сберкарт, которая  занимает около 6% рынка. В целом можно  сказать, что карты российских систем значительно уступают международным картам по степени распространения.

Самые распространенные виды карт среди пользователей  дебетовых карт – Cirrus/Maestro (MasterCard) и Visa Electron (33 и 31 соответственно). Около 11% используют карту MasterCard Standard, а карты VISA Classic и Сберкарт применяют только по 8% пользователей. Такое распределение объясняется низкими тарифами на обслуживание Cirrus/Maestro и VISA Electron предпочтениями предприятий-работодалей рис.2.4.

Рисунок 2.4 «Платежные системы дебетовых карт»

Спрос на кредитные карты тоже растет. Население нуждается в заемных  средствах, а получать их по карте  и проще и удобнее.

Среди держателей кредитных карт большинство  пользуются картой VISA Classic (31%), вторая по популярности платежная система  – MasterCard и MasterCard Standard (18%). Примерные равные доли пользуются картами VISA Gold (13%), MasterCard Gold (11%) и American Express (10%) рис. 2.5.

Рисунок 2.5 «Платежные системы кредитовых карт»

На развитие рынка пластиковых карт оказывает  влияние культур потребления этих продуктов. В отличие от европейских стран и США, в России большинство потребителей пока еще используют карту для получения заработной платы или стипендии (ок.90%). Доля респондентов, использующих карту для оплаты товаров и услуг в магазинах, составляет 10%, для хранения сбережений – 6% (рис. 2.6).

Рисунок 2.6 «Цели использования банковских карт»

Наиболее  распространенными пластиковыми карточками являются зарплатные карточки, с помощью  которых россияне получают заплату, пенсию, стипендию. Каждый десятый россиянин, пользующийся пластиковыми карточками, сообщил, что имеет в своем распоряжении кредитную карту. 7% опрошенных являются держателями дебетовой карточки без овердрафта и 2% - дебетовой карточки с овердрафтом позволяют воспользоваться небольшим кредитом без заключения кредитного договора (сумма овердрафта). Сумма предоставляемого овердрафта зависит от банка-эмитента. 
Подобнее распространенность различных видов пластиковых карточек приставлена на рис.2.7.

Примечание. Сумма ответов превышает 100%, так  как вопрос предполагал выбор  нескольких видов карточек.

Рисунок 2.7 «Количество пользователей основными видами пластиковыми картами, % пользователей пластиковыми картами»

Большинство держателей пользуются только одной  пластиковой картой (85%). Каждый десятый держатель (12%) использует две карточки. У 2 % опрошенных в обращении находиться три карточки. Структура держателей карточек по количеству карточек в обращении представлена на рис.2.8.

Рисунок 2.8 «Структура держателей карточек по количеству карточек в пользовании у респондента, % пользователей карточек»

Подобная  структура держателей карточек по числу  пластиковых карт в обращении  наблюдается по всем основным видам  банковских карточек. Не менее 90% держателей определенного вида карточек используют только одну карту. Подобнее структура держателей карточек по количеству карточек в обращении среди пользователей различными видами карточек представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1 «Структура пользователей карточек по количеству карточек в пользовании основными видами карточек, % пользователей карточек на 1 января 2010 год»

Количество  карточек в обращении Зарплатная     карточка Кредитная карточка Дебетовая карточка Дебетовая карточка с возможностью овердрафта
1 карта 11 98 102 113
2 карты 9 6 12 0
3 карты 2 0 0 0
4 карты 0 4 0 0
 

Таким образом, принимая во внимания значительный темп роста выпуска карточек (ежегодно около 140%) можно прогнозировать, что  через один-два года на каждого  жителя будет приходиться по одной карточке.

Количество  кредитных карточек, выданных, в  том числе в рамках реализации кредитными организациями программ потребительского кредитования, по сравнению  с прошлым годом увеличилось  на 58% и по состоянию на 1 января 2010 года составило более 8,6% от общего количества банковских карточек. Возрастная категория держателей карточек – это населения в возрасте от 25 до 44 лет.

Эмиссия предоплатных карт составляет лишь 0,4%. Сегмент их использования ограничен  оплатой мобильной связи, а так  же товаров и услуг, приобретаемых через Интернет.

Рост  количества безналичных платежей с  использованием карточек в значительной степени связан с ростом количества операций по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг мобильной связи, Интернет-провайдеров, кабельного телевиденья т.п., совершаемых посредством банкоматов и мобильных телефонов.

В тоже время доля платежей, совершаемых  с использованием в сети Интернет, незначительна (1,3%), что объясняется, прежде всего, отсутствием доверия  держателей карточек к этим платежам из-за высокого уровня мошеннических операций в сети Интернет, связанных с неправомерным получением и использованием персональной информации об их держателях.

Во многом возможность повседневного использования  платежных карточек зависит от инфраструктуры, обслуживающей данные платежные каточки. На сегодняшний день более 60% терминалов, импринтеров, установленных в предприятиях торговли (услуг), банкоматов, используемых при оплате товаров (работ и услуг) приходиться на 8 регионов из 79. При этом на Москву и Московскую область приходиться почти 45%. Доля показателей инфраструктуры по регионам представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 «Доля показателей инфраструктуры (банкоматов, электронных терминалов), количества и объема операций по оплате товаров и услуг по лидирующим регионам на 01.01.2010г.»

Наименование  территории Доля  в общем
Показатель  инфраструктуры Количество  безналичных операций Объем безналичных  операций
Москва  и Московская область 42,8 32,33 63,11
Санкт-Петербург 6,11 6,60 9,14
Тюменская область 2,92 4,00 2,81
Свердловская  область 2,86 3,52 2,37
Нижегородская область 2,02 2,78 1,01
Краснодарский край 1,87 1,65 0,91
Республика  Башкортостан 1,78 3,18 0,68
Самарская область 1,75 2,69 1,02
Итогам  по данным регионам: 61,49 57,74 81,05

Информация о работе Рынок пластиковых карт в России