Тенденции развития безналичных расчетов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение основных форм безналичных расчетов, а также проведение их сравнительной характеристики, рассмотрение развития безналичных расчетов в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить понятие и значение безналичных расчетов, раскрыть принципы их организации;
рассмотреть каждую форму безналичных расчетов, выявить их преимущества и недостатки;
раскрыть основные тенденции развития безналичных расчетов в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Понятие безналичных расчетов, их значение и принципы организации……...5

2 Формы безналичных расчетов, их преимущества и недостатки………………10

2.1 Платежные поручения………………………………………………………...10

2.2 Платежные требования-поручения……….………………………………….12

2.3 Платежные требования…………...…………………………………………..14

2.4 Расчеты чеками………………………………………………………………..15

2.5 Аккредитивы…………………………………………………………………..17

2.6 Расчеты банковскими пластиковыми карточками……………………….....19

3 Тенденции развития безналичных расчетов в Республике Беларусь…………22

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованных источников……………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

содержание.docx

— 49.17 Кб (Скачать)

          Платежные поручения представляются  в банк на бланках установленной  формы (Приложение А) в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается) в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух.[25,c.184]

          Банк-отправитель проверяет полученные от клиента документы (поручения и документы, служащие основанием для платежа), наличие средств на его счете и осуществляет перевод средств. При этом банк вправе отказаться от приема поручения к исполнению в следующих случаях:

          - при отсутствии или недостаточности  средств на счете;

          - если документы оформлены с  нарушением;

          - при отсутствии оснований к  переводу средств.[9, c.42]

          Такие поручения возвращаются  клиенту без оплаты. Следует отметить, что при наличии договора между  банком и клиентом возможен  прием платежных поручений даже  в случае недостатка (отсутствия) средств на счете последнего. В этом случае банк принимает  платежное поручение и исполняет  его за счет предоставленных  в кредит денежных средств.

          Под исполнением банком-отправителем  платежного поручения понимается  выдача платежного поручения  банку-получателю с одновременным  предоставлением ему денежных  средств, необходимых для исполнения  этого платежного требования. Под  исполнением банком-получателем  платежного поручения понимается  зачисление средств на счет  бенефициара. Банк-получатель, как  и банк-отправитель, обязаны исполнить  платежное поручение в день, когда  оно получено, если для этого  соблюдены условия для приема  перевода  к исполнению.

          Документооборот при расчетах платежными поручениями представлен на рисунке Б.1. 

      Таким образом, основными достоинствами расчетов посредством платежных поручений являются:

         • универсальность (с помощью платежных поручений возможно

проведение  практически любых платежей –  как товарного, так и нетоварного  характера, расчетов в валюте, переводов  физических лиц и т. д.);

          • простота документооборота;

          • возможность непосредственного контроля за поставкой товара плательщикам либо за поступление средств от него при предварительной оплате (со стороны бенефициара);

          • максимальное приближение оплаты к моменту отгрузки продукции, т.е. ускорение расчетов. Единственное условие - своевременная передача поручения плательщиком в банк.

          К числу недостатков следует  отнести: отсутствие гарантии  платежа для

бенефициара по уже совершенным операциям  и возможность замедления документооборота и, соответственно поступления средств  на счет бенефициара.

          Причинами этого могут стать:

          • несвоевременная выписка платежных поручений плательщиком;

          • отсутствие или недостаток средств у него на счете. 
 

2.2 Платежные требования-поручения 
 

          Платежное требование-поручение  – документ, содержащий требование  к покупателю оплатить на основании  направленных ему, минуя банк, расчетных и отгрузочных документов  стоимость поставленной по договору  продукции, выполненных работ,  оказанных услуг.[24, c. 21] Платежные требования-поручения выписываются поставщиком на бланках установленной формы (Приложение В) в трех экземплярах и вместе с отгрузочными (и другими предусмотренными договором документами) направляются непосредственно покупателю для оплаты.

          В отличие от платежного поручения,  платежное требование-поручение  предоставляется бенефициаром непосредственно  плательщику, минуя банк.

          Первый экземпляр должен быть  оформлен в установленном порядке  подписями лиц поставщика, распоряжающихся  счетом, оттиском печати. Плательщик, определив на месте возможность  оплаты поступивших на основании  договора товаров, дооформляет  платежное требование-поручение,  т.е. фактически акцептует его  и сдает в свой банк для  перечисления средств бенефициару.

          Акцепт плательщика – это согласие  на оплату представленного платежного  требования-поручения. Требования-поручения  принимаются банком к оплате  в сумме, акцептованной плательщиком. В случаях, когда плательщик  отказывается оплатить платежное  требование-поручение полностью  или частично, он уведомляет об  этом, минуя банк, непосредственно  получателя средств в порядке  и сроки, установленные договором.  Сроки, в течение которых плательщик  представляет в свой банк требование-поручение,  определяются сторонами в договоре  и банком не контролируются. При  отсутствии средств на счете  плательщика требование поручение  либо возвращается без оплаты, либо помещается в картотеку  № 2 к счету «Расчетные документы,  не оплаченные в срок». [9, c. 46]

          В том случае, если на счете  плательщика имеется необходимая   для проведения расчетов сумма,  банк плательщика производит  списание средств со счета  плательщика и переводит их  банк поставщика для зачисления  на счет поставщика.

          Эта форма расчетов во многом  схожа с расчетами платежными  поручениями, но менее распространена  и применяется главным образом  в иногородних расчетах по  товарным операциям. В ней расчетный  документ выступает вначале как  требование бенефициара, а затем  – как поручение плательщика  (этим объясняется его двойное  название).

         Порядок документооборота при  использовании требований-поручений  отражен на рисунке Б.2.    

          На основании вышеизложенного к достоинствам этой формы расчетов можно отнести:

          • простой документооборот и соответственно невысокие издержки по платежам;

          • возможность для плательщика на месте проверить поступивший товар и дать согласие на его оплату;

          • минимальный контроль со стороны банка.

          Недостатки, присущие данной форме  расчетов, проявляются в отсутствии  гарантии платежей, в некотором  замедлении оборачиваемости средств  в случаях несвоевременной оплаты  счетов покупателей, отказов от  акцептов, особенно необоснованных. Перечисленные минусы настолько  существенны, что бенефициар как  инициатор расчетов прибегает  к данной форме крайне редко. 
 
 

2.3 Платежные требования 
 

          Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк. [5, c. 9]

          Использование платежных требований  в безналичных расчетах оговаривается  в договоре между плательщиком  и бенефициаром. В основе этой  формы безналичных расчетов лежит  система инкассо.

          Инкассо – это банковская операция  в форме дебетового перевода, посредством которой банк по  поручению своего клиента –  получателя средств и на основании  составленного им документа востребует  и получает причитающиеся клиенту  денежные средства и зачисляет  на его счет. [9, c.47]

          При расчетах платежными требованиями используется акцептная и безакцептная формы инкассо. Акцептная предполагает согласие плательщика на оплату, поэтому используется при расчетах за отгруженные товары, работы или услуги. Безакцептная форма применяется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке, на основании исполнительных документов, предусмотренных законодательством.

           Платежное  требование составляется  бенефициаром на бланках установленной  формы (Приложение Г) и представляется им в свой банк в течение 10 календарных дней со дня выписки. Допускается передача платежных требований в электронном виде по электронной почте.

          В случае приема платежного  требования на инкассо в банке  получателя, а также при поступлении  его в банк плательщика ответственные  исполнители тщательно проверяют  правильность оформления требования  и убеждаются в обоснованности  требования к плательщику. Обнаружив  нарушения, они возвращают требование  клиенту.

          Платежное требование исполняется  в банке плательщика на основании  полученного от него акцепта.         

          Акцепт может быть предварительным и последующим и оформляется заявлением на акцепт плательщика.

          Предварительный акцепт – согласие  плательщика, полученное до поступления  в банк платежного требования. В заявлении на предварительный  акцепт плательщик указывает  наименование бенефициара, номера  и даты заключения договоров,  по которым предполагается оплата  платежных требований в день  их поступления.

          Последующий акцепт – согласие  плательщика (полный или частичный  акцепт), полученное банком после  поступления платежного требования. [26, c.276]

          Схема документооборота при расчетах  платежными требованиями с последующим  акцептом показана на рисунке  Б.3.  

          Заявление не последующий акцепт  плательщик должен представить  в банк отправитель в течение  5 банковских дней, не считая дня  поступления платежного требования в банк. Плательщик может отказаться от акцепта платежного требования полностью или частично, если бенефициаром не выполнены или ненадлежащим образом выполнены условия договора. При полном отказе банк-отправитель возвращает платежное требование в банк-получатель без исполнения, при частичном – исполняет в сумме, акцептованной плательщиком. [12, c. 90]

          Если платежное требование акцептовано  плательщиком, но на его счете  отсутствуют средства или их  недостаточно для платежа, неоплаченное  или частично оплаченное платежное  требование помещается в картотеку  к внебалансовому счету «Расчетные  документы, не оплаченные в  срок». 

          Оплата документов их этой  картотеки осуществляется по  мере поступления средств на  текущий счет плательщика.         

          Для оплаты платежных требований в порядке предварительного акцепта плательщик должен представить в банк-отправитель заявление на предварительный акцепт. В свою очередь платежные требования, поступившие от бенефициара, должны содержать пометку об оплате с предварительным акцептом. Документооборот при расчетах платежными требованиями с предварительным акцептом показан на рисунке Б.4.

          Таким образом, преимущества расчетов с помощью платежных требований состоят:

          • в четкой организации банком механизма проведения платежей;

          • контроле со стороны банков и участников расчетов за реальностью отгрузки товаров и своевременностью оплаты;

          • возможности проверить товар, перед тем как получить согласие на оплату либо отказ от нее;

          • обеспечении бесперебойной отгрузки продукции для поставщиков, ускорении ее реализации;

          • реальном характере расчетов.

          Недостатками этой формы расчетов  являются громоздкость документооборота  и длительность сроков для  акцепта покупателем. Главный  же недостаток в том, что  нет гарантии платежа для бенефициара. 
 

2.4 Расчеты чеками 
 

          Проведение безналичных расчетов на основе чеков осуществляется с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков.

          Чек – это ценная бумага, содержащая  ничем не обусловленное распоряжение  чекодателя произвести платеж  указанной в нем суммы чекодержателю. [19, c. 106]

          Чекодатель – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары, работы, услуги посредством чека.

Информация о работе Тенденции развития безналичных расчетов в Республике Беларусь