Тенденции развития безналичных расчетов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение основных форм безналичных расчетов, а также проведение их сравнительной характеристики, рассмотрение развития безналичных расчетов в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить понятие и значение безналичных расчетов, раскрыть принципы их организации;
рассмотреть каждую форму безналичных расчетов, выявить их преимущества и недостатки;
раскрыть основные тенденции развития безналичных расчетов в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Понятие безналичных расчетов, их значение и принципы организации……...5

2 Формы безналичных расчетов, их преимущества и недостатки………………10

2.1 Платежные поручения………………………………………………………...10

2.2 Платежные требования-поручения……….………………………………….12

2.3 Платежные требования…………...…………………………………………..14

2.4 Расчеты чеками………………………………………………………………..15

2.5 Аккредитивы…………………………………………………………………..17

2.6 Расчеты банковскими пластиковыми карточками……………………….....19

3 Тенденции развития безналичных расчетов в Республике Беларусь…………22

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованных источников……………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

содержание.docx

— 49.17 Кб (Скачать)

          Чекодержатель – юридическое  лицо, или индивидуальный предприниматель,  являющийся получателем платежа  по чеку.

          Плательщиком по чеку может  быть только банк, поскольку по  своему функциональному назначению  чек – это инструмент безналичных  расчетов.

          Расчеты чеками основаны на  предварительном депонировании  чекодателем средств в своем  банке на определенную сумму  на счете специального режима. Деньги на нем бронируются  либо за счет собственных средств  владельца, находящихся на его  текущем счете, либо после внесения  им необходимой суммы в банк  наличными, либо за счет полученного  чекодателем банковского кредита. [9, c. 53]

          Расчеты чеками из чековых  книжек производятся с помощью  специально оформленных и сброшюрованных  в книжку чеков, выписываемых  владельцем в пределах остатка  средств на специальном счете.

          Чековые книжки предназначены  для безналичной оплаты товаров,  работ, услуг юридическими и  физическими лицами, а также предпринимателями.  Обмен чеков из чековых книжек  на наличные деньги запрещен.

          Необходимая для расчетов чековая  книжка будущему чекодателю выдается  на основании заявления-обязательства  и наличия средств на текущем  счете. Срок действия чековой  книжки – 1 год. При наличии  неиспользованных чеков и остатка  депонированных средств на счете  срок ее действия по заявлению  может быть продлен еще на  год. По истечении срока действия  чековая книжка должна быть  сдана в банк чекодателя, неиспользованный  остаток перечисляется на его  текущий счет. При исчерпании  средств на специальном счете  клиент вправе пополнять его  дополнительными взносами. По остатку  средств на счете может выдаваться  новая чековая книжка при полном  использовании прежней. Кроме  того, по желанию чекодателя может  быть уменьшена депонированная  сумма либо досрочно закрыта  чековая книжка. Выдача чековых  книжек владельцам тщательно  контролируется банком чекодателя.

           Схема расчетов чеками их чековой книжки представлена на рисунке Б.5.

            При расчетах чеками из чековой книжки определенный риск имеет чекодержатель, поскольку он несет убытки, которые могут возникнуть из-за принятия чека из чековой книжки, не отвечающего требованиям по оформлению и другим нормативным требованиям.

          Расчетные чеки используются  для безналичных расчетов физических  лиц за товары, работы, услуги, а  также для получения физическими  лицами наличных денежных средств.

          Расчетный чек может быть выдан  банком после внесения в банк  наличных денежных средств или  за счет средств, имеющихся  на текущем счете физического  лица. Возможна выдача расчетного  чека за счет компенсационных  или кредитных средств, однако  в этом случае запрещается  получение наличных денежных  средств. На имя одного чекодателя  может быть выписано несколько  расчетных чеков.

          Расчетный чек действителен в  приеме в уплату за товары, работы, услуги и получение наличных  денежных средств в течение  30 календарных дней, не считая  дня выписки. [9, c. 55]

          Схема документооборота при приеме  банком чекодержателя расчетных  чеков и оплате по ним осуществляется  аналогично расчетов чеками из  чековых книжек.

          Следовательно, достоинствами расчетов  с помощью чеков являются:

          • удобство для расчетов за товарно-материальные ценности, в том числе благодаря возможности плательщика проконтролировать на месте их качество и комплектность;

          • гарантия платежа за счет предварительного депонирования средств на отдельном счете, выписки чеков в пределах этих средств;

          • возможность использовать кредит банка для получения чековой книжки;

          • начисление банком дохода чекодателем на забронированную сумму.

          К числу недостатков следует  отнести большой и продолжительный  документооборот, «замораживание»  средств на специальном счете  на длительный срок (эти средства  выпадают из оборота плательщика). Кроме того, чеки – наиболее  дорогая форма документа в  расчетах. 
 

2.5 Аккредитивы   
 

          Аккредитив – это обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), должен провести платежи получателю денежных средств (бенефициару), либо оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, либо дать полномочия другому банку (который становится исполняющим по аккредитиву) провести платежи получателю, оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. [9, c. 56]

          Важнейшая функция аккредитива  заключается в том, что это  форма расчетов в торговых  операциях между покупателем  (приказодателем) и продавцом (бенефициар), которая обеспечивает защиту  интересов двух сторон.

          Аккредитив является обязательством, обособленным от основного договора между бенефициаром и приказодателем, в котором установлена данная форма расчетов. В связи с этим все операции с аккредитивами выполняются банками только на документарной основе. Открывается аккредитив банком-эмитентом на основании инструкций приказодателя, которые составляются в соответствии с содержанием основного договора. Аккредитив может быть открыт за счет собственных средств плательщика или банковского кредита. В первом случае при открытии аккредитива плательщик вместе с инструкциями должен предоставить банку-эмитенту средства, необходимые для его исполнения. Исполнение аккредитива может осуществляться различными способами: посредством платежа по предъявлении документов, платежа с отсрочкой, а также акцепта и оплаты или учета переводного векселя.

          Банк, участвующий в расчетах  аккредитивами, может выступать  как:

          - банк-эмитент, открывающий аккредитив;

          - авизующий банк, по просьбе банка-эмитента  сообщающий бенефициару об открытии  аккредитива (передающий ему аккредитив);

          - подтверждающий банк, который наряду  с банком-эмитентом берет на  себя обязательство произвести  платеж или иные действия в  соответствии с условиями аккредитива;

          - исполняющий банк, уполномоченный  банком-эмитентом произвести платеж, акцепт, оплату или учет переводного  векселя, если соблюдены все  условия аккредитива.

          В Республике Беларусь исполняющим банком, проводящим платежи, чаще всего выступает банк-эмитент, т.е. действует прямая (простая) форма аккредитива. За рубежом в расчетах, как правило, участвуют промежуточные банки, проводящие платеж либо выполняющие гарантирующие его функции. [9, c.57]

          Аккредитивы могут быть внутренними  и международными.

          Действующим Банковским кодексом  Республики Беларусь предусмотрено  использование следующих основных  видов аккредитива: отзывные, безотзывные,  подтвержденные, переводные, резервные. [12, c. 94]

          Отзывный аккредитив может быть  изменен или отменен банком-эмитентом  в любое время без предварительного  уведомления бенефициара, а безотзывный  – только с его согласия. Аккредитив  считается безотзывным, если в  его тексте прямо не указано  иное.

          Подтвержденным становится безотзывный  аккредитив, когда обязательство  по нему по просьбе банка-эмитента  подтверждает исполняющий банк. Такой аккредитив более надежен,  так как получает дополнительную  гарантию оплаты, и не может  быть изменен или отменен без  согласия исполняющего банка.

          Переводной аккредитив предусматривает  возможность передачи права его  использования полностью или  частично по заявлению бенефициара  другому лицу, если последний  представит документы, указанные  в аккредитиве.

          Резервный аккредитив представляет  собой независимое обязательство  банка выплатить определенную  сумму денежных средств либо  по простому требованию бенефициара,  либо по его требованию на  основании представленных документов. Эти документы должны соответствовать  условиям аккредитива и в них  необходимо указать, что платеж  причитается вследствие неисполнения  плательщиком принятого на себя  обязательства или наступления  какого-либо обстоятельства.

          По способу обеспечения платежа  аккредитивы подразделяются на  покрытые и непокрытые. Если при  открытии аккредитива банк-эмитент  предварительно предоставляет в  распоряжение исполняющего банка  денежные средства в сумме аккредитива для его исполнения на срок действия обязательства, то такой аккредитив считается покрытым. Все другие аккредитивы являются непокрытыми. [25,c. 195]

          На рисунке Б.6 будет приведена схема, которая дает общее представление о документообороте при документарном аккредитиве, поскольку применение различных видов видоизменяет представленный документооборот.

          Таким образом, достоинствами  расчетов с помощью аккредитивов  являются:

          • надежность и гарантия оплаты за счет бронирования и перевода средств в адрес бенефициара;

          • возможность контроля со стороны банков и самих участников за обоснованностью платежей;

          • четкое выполнение банками инструкций по проверке документов и платежей;

          • разнообразие видов аккредитивов;

          • возможность для плательщиков использовать банковский кредит;

          • гарантии со стороны банков.

          Недостатками расчетов с применением аккредитивов являются очень громоздкий документооборот и продолжительные сроки расчетов; для плательщика – вынужденный характер использования. Аккредитивная форма расчетов относится к наиболее сложной и дорогостоящей, т. к. за выполнение аккредитивных операций взимаются высокие комиссионные. 
 

2.6 Расчеты банковскими  пластиковыми карточками 
 

          Пластиковые карточки применяются  при осуществлении безналичных  расчетов, переводе средств из  наличной формы в безналичную  и обратно, получении кредита,  способствую совершенствованию  данных операций.

          Банковская пластиковая карточка  – персонифицированное (может  быть и неперсонифицированное)  средство проведения безналичных  платежей за товары и услуги, получения наличных денег и  осуществления иных операций.[25, c.199]

          Расчеты пластиковыми карточками  предполагают наличие определенной  системы, в состав которой входят  банки и иные участники, осуществляющие  выпуск в обращение карточек (банки-эмитенты), их использование, процессинг, эквайринг по операциям с их использованием, безналичные расчеты по этим операциям на основании договора, заключенного с владельцем и в соответствии с установленными им стандартами и правилами.

          Процессинг включает сбор и  обработку информации, поступающей  от предприятий торговли и  сервиса (ПТС), банкоматов при  проведении операций с карточками, а также передачу обработанной  информации для проведения безналичных  расчетов. Эквайринг – это деятельность  по процессингу операций, совершаемых при использовании карточек, эмитированных другими банками; кассовое обслуживание держателей этих карточек, расчетное обслуживание ПТС. Использование карточки подразумевает проведение безналичных расчетов держателя карточки, выдачу ему наличных денег и предоставление различных информационных и других услуг.[12,c. 97]

Информация о работе Тенденции развития безналичных расчетов в Республике Беларусь