Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО;
- рассмотреть совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО;
- выявить особенности кредитной политики Республики Беларусь;
- изучить кредитные отношения Республики Беларусь и международных организаций;
- рассмотреть кредитные отношения Республики Беларусь и МВФ.

Содержание

Введение 4
1 Особенности и перспективы институционального взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
6
1.1 Система МФО: базовые характеристики, структура, алгоритм взаимодействия
6
1.2 Организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
12
1.3 Совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО
18
2 Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями
25
2.1 Особенности кредитной политики Республики Беларусь 25
2.2 Республика Беларусь и международные организации 31
2.3 Республика Беларусь и МВФ 38
Заключение 41
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

3360_кредитные_отношения_РБ_с_международными_организациями_БГЭУ.doc

— 435.00 Кб (Скачать)

     1) финансовое участие страны в  акционерном капитале МФО; 

     2) участие представителей страны  в ежегодных собраниях акционеров МФО, на которых принимаются решения о стратегических задачах и политике, которую осуществляет организация;

     3) участие страны в оперативном  управлении организацией посредством  постоянных представителей;

     4) участие в разработке инвестиционных  проектов и ведение переговоров с экспертами МФО по предоставляемым займам;

     5) предоставление информации экспертам  МФО о состоянии экономики  страны в рамках мандатов организаций. 

     Со  стороны МФО механизм взаимодействия системы с Республикой Беларусь может быть представлен алгоритмом (рис. 2).

Рисунок 2 - Взаимодействие Республики Беларусь с системой МФО и НФО 
 

     Как показано на рисунке, взаимодействие Республики Беларусь с системой МФО и НФО  осуществляется посредством:

     1) предоставления МФО ресурсов  для финансирования макроэкономических программ в области институциональных и структурных преобразований. При этом следует отметить, что ВБ, МВФ, ЕБРР координируют свои действия для максимизации воздействия на страну-объект. Так, предоставление кредитных ресурсов в рамках механизма системных преобразований МВФ было обусловлено реализацией республикой программы либерализации экономики, проведением мероприятий по приватизации государственной собственности. Идентичные требования лежали в основе условий расширенной программы инвестиций в Республику Беларусь со стороны Всемирного банка. Одним из условий расширения финансово-кредитного сотрудничеств республики с ВБ и ЕБРР является активизация взаимоотношений страны с МВФ;

     2) объединения финансово-технических  ресурсов и координации деятельности МФО и национальных финансовых организаций при реализации в Республике Беларусь совместных инвестиционных проектов. Так, первый национальный проект МФО в области реформирования лесного хозяйства предполагал привлечение к финансированию отрасли диверсифицированных ресурсов различных МФО для реализации отдельных подпрограмм в рамках общего стратегического направления. Кредитование лесного хозяйства осуществлялось Всемирным банком, а развитие деревообрабатывающей промышленности республики планировалось реализовать с использованием инвестиционных средств ЕБРР. К разработке проекта реформирования отрасли были привлечены эксперты из ведущих стран — экспортеров древесины. Финансирование осуществлялось на основе грантов национальными агентствами развития Голландии, Канады, Финляндии и Швеции. Активно привлекались ресурсы НФО и при разработке ряда проектов МФК и ЕБРР в Республике Беларусь;

     3) прямого финансирования проектов  в Республике Беларусь национальными  финансовыми организациями. Так,  при поддержке Агентства торговли и развития (США) был осуществлен проект по автоматизации банковской системы страны (создание клиринговой системы Национального банка Республики Беларусь), проведены исследования по изысканию возможностей для совместного с США производства дизельных двигателей, по технологическому переоборудованию нефтеперерабатывающих заводов в Республике Беларусь, сотрудничеству в фармацевтической области на общую сумму около 960 тыс. дол. США.

     Основные  методы косвенного (экономического) взаимодействия следующие [11, c. 21]:

     1) выделение ресурсов под конкретные  инвестиционные программы или  проекты, разработанные с учетом  корпоративных интересов МФО; 

     2) финансирование макроэкономических  программ в стране-реципиенте, направленных  на осуществление структурных и институциональных реформ;

     3) оказание безвозмездной помощи  в рамках глобальных программ  трастовых фондов МФО; 

     4) предоставление грантового финансирования  в рамках программ технической  помощи, обучения специалистов и  др.;

     5) проведение макроэкономических и отраслевых исследований с целью подготовки/изучения возможности (необходимости) осуществления инвестиционных проектов либо для анализа стабильности финансовой системы государства в рамках выполнения мандата МВФ по глобальному мониторингу;

     6) разработка на основании анализа  данных, полученных в результате  исследований, рекомендаций МФО  по повышению эффективности макроэкономических  и внутриотраслевых преобразований  в стране-реципиенте.

     Активную  деятельность в Республике Беларусь осуществляла также зарубежная корпорация частных инвестиций США (Overseas Private Investment Corporation, OPIC), которой было подписано двустороннее соглашение о предоставлении инвестиционного финансирования в форме прямых кредитов, кредитных гарантий, страхования политических и других рисков инвесторов с выделением приоритетов в сфере развития лесной, электронной и химической промышленности, телекоммуникаций и сельского хозяйства. Датский инвестиционный фонд для стран Центральной и Восточной Европы (IO) инвестировал в предоставление консалтинговых услуг, развитие медицины и химической промышленности 2,9 млн дол. При этом было привлечено 11,4 млн дол. датских компаний и белорусских предприятий. Активно происходило взаимодействие с экспортно-импортными банками Турции и Китая, Фондом международного сотрудничества и развития Тайваня. В 2001 г. подписано соглашение с Кувейтским фондом арабского экономического развития о предоставлении кредитных ресурсов в объеме 16,5 млн дол. США в рамках реализации проекта реконструкции Светлогорского завода полиэфирных нитей ПО "Химволокно", направленного на технологическое переоборудование завода, увеличение мощности на 4,2 тыс. тонн продукции в год с повышением ее качества до мировых стандартов.

     Необходимо  отметить, что сложившаяся национальная институциональная структура взаимодействия Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком и ЕБРР представляет собой сложный механизм межведомственной координации действий на всех этапах разработки, согласования и реализации совместных с МФО проектов и программ. Особенностью является то, что для взаимодействия с каждой МФО формируется своя институциональная структура.

     Общими  институциональными элементами структуры  взаимодействия Республики Беларусь с  МВФ, Всемирным банком и ЕБРР (рис. 3, 4, 5) являются представительства организаций в стране, которые осуществляют оперативное взаимодействие с органами власти государства, выполняют функцию передаточного звена между штаб-квартирой МФО и республиканскими учреждениями, собирают и обрабатывают информацию о стране нахождения.

Рисунок 3 - Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь с МВФ 

       Управляющие в МФО от Республики Беларусь, назначаемые Президентом страны (см. указ Президента Республики Беларусь № 280 от 15 мая 1997 г. о назначении управляющих и заместителей управляющих от страны в МВФ, МБРР, МАГИ, МФК, ЕБРР), являются представителями Беларуси в органах управления организаций. На заседании Совета управляющих осуществляется выработка стратегических направлений развития МФО, их функций и задач.  

 

Рисунок 4 - Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь с группой Всемирного банка 

      

Рисунок 5 - Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь с ЕБРР 

     Функции по координации взаимодействия Беларуси с МФО выполняет Главное управление международного сотрудничества и торговли Совета Министров. Непосредственное взаимодействие с МФО осуществляется согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 о сотрудничестве с международными организациями, призванному регулировать порядок закрепления области взаимодействия с МФО за отдельными министерствами и иными республиканскими органами государственного управления, специализированными подразделениями (департаментами) Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства иностранных дел. При этом Министерство экономики курирует группу Всемирного банка и ЕБРР (разрабатывают долгосрочные планы сотрудничества, инвестиционные предложения (на базе данных Департамента по иностранным инвестициям, которая формируется на основе информации отраслевых министерств), аккумулируют данные других ведомств по вопросам, связанным с взаимодействием с ВБ и ЕБРР, участвуют в разработке стратегии сотрудничества, осуществляют мониторинг проектов), Министерство финансов осуществляет сотрудничество с МВФ. МИД принимает участие в формировании политической и внешнеэкономической составляющей в сотрудничестве с МФО, представляет в Совет Министров аналитико-прогнозный обзор, содержащий оценку эффективности сотрудничества Беларуси с МФО. 

     Эти министерства совместно с Национальным банком осуществляют кредитно-финансовое сотрудничество (согласно Постановлению  Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь № 826/23 от 1 июня 1999 г.), проводят экспертизу инвестиционных проектов, заключения по которой выносятся на рассмотрение Валютно-кредитной комиссии Совета Министров [18, c. 98].

     Кредитные соглашения об инвестиционном сотрудничестве заключаются между МФО и соответствующими отраслевыми министерствами.

     Кроме общих институциональных элементов  имеются также особенности в  механизмах взаимодействия Республики Беларусь с различными МФО. Так, МВФ  при осуществлении политики предоставления кредитно-финансовых ресурсов в целях  создания правового поля для повышения привлекательности инвестиционного климата в стране тесно сотрудничает с законодательными органами власти (см. рис. 3).

     Министерство  финансов взаимодействует с МВФ  по 4 основным направлениям:

     1) консультации с экспертами Фонда  в рамках статьи 4 Устава МВФ;

     2) мониторинг миссиями Фонда экономической  ситуации в стране;

     3) разработка и реализация совместных  программ кредитно-финансового сотрудничества; 4) техническая помощь.

     Для институциональной структуры взаимодействия с Всемирным банком характерно наличие представителей МБРР в Консультативном совете по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь, что дает возможность ВБ оказывать влияние на улучшение инвестиционного климата в стране.

     С ЕБРР Республика Беларусь осуществляет сотрудничество посредством Экспертного совета по взаимодействию с Европейским банком реконструкции и развития, созданного при Министерстве экономики для повышения эффективности взаимодействия.

     Таким образом, на практике взаимодействием  с МФО занимаются множество полномочных государственных институтов. Это актуализирует проблему эффективности системы межведомственной координации деятельности, результативности разработки и реализации инвестиционных проектов и программ. Возникает также проблема соизмерения общенациональной необходимости в тех или иных инвестиционных проектах и узковедомственных корпоративных интересов, в получении масштабных кредитно-финансовых ресурсов за счет экономики всего государства. 
 

     1.3 Совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО 
 

     Построение  эффективного механизма взаимодействия Республики Беларусь с международными финансовыми организациями предполагает наличие институциональной основы государственного регулирования в форме организационной системы учреждений, призванных на высшем республиканском уровне выстраивать взаимоотношения с наднациональными и национальными экономическими институтами. Принимая во внимание поставленные Президентом Республики Беларусь перед Правительством задачи по привлечению в страну иностранных инвестиций, представляется, что особое внимание при формировании национальной инвестиционной политики следует уделить совершенствованию взаимоотношений прежде всего с инвесторами, представленными МФО. Это обусловлено их ролью в создании благоприятного инвестиционного образа страны как кредитоспособного заемщика, а также их финансовыми и управленческими ресурсами, опытом реализации инвестиционных проектов с привлечением на правах софинансирования других кредитных государственных и частных учреждений стран-доноров.

     В связи с этим в рамках комплексной  программы привлечения в страну инвестиций целесообразна модификация  институциональной организации  органов государственного управления и создание при Совете Министров Республики Беларусь Комитета по взаимодействию с МФО и иностранными инвесторами (КВМФОИИ), наделив его функциями по координации сотрудничества различных национальных министерств с международными институтами.

     Подчиненность Комитета Совету Министров является объективной необходимостью, вызванной особенностями деятельности данного регулирующего учреждения, которому, во-первых, в силу характера своей функциональной направленности предстоит участвовать в выработке общих стратегических решений, влияющих на инвестиционный климат в стране и определяющих характер инвестиционной политики государства, а во-вторых, необходимо иметь законодательную инициативу для интенсификации и ускорения принятия макроэкономических решений [24, c. 95].

     Данный  комитет следует поэтапно наделять обязанностями и полномочиями, необходимыми для координации и эффективного построения взаимовыгодного сотрудничества с МФО и другими кредитными институтами. Этапность в определении приоритетных функциональных целей государственного органа управления необходима для максимизации эффективности использования задействованных ресурсов и достижения поставленной Президентом задачи стимулирования притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь, а также для снижения издержек при реализации инвестиционных проектов и программ.

Информация о работе Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями