Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО;
- рассмотреть совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО;
- выявить особенности кредитной политики Республики Беларусь;
- изучить кредитные отношения Республики Беларусь и международных организаций;
- рассмотреть кредитные отношения Республики Беларусь и МВФ.

Содержание

Введение 4
1 Особенности и перспективы институционального взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
6
1.1 Система МФО: базовые характеристики, структура, алгоритм взаимодействия
6
1.2 Организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
12
1.3 Совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО
18
2 Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями
25
2.1 Особенности кредитной политики Республики Беларусь 25
2.2 Республика Беларусь и международные организации 31
2.3 Республика Беларусь и МВФ 38
Заключение 41
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

3360_кредитные_отношения_РБ_с_международными_организациями_БГЭУ.doc

— 435.00 Кб (Скачать)

     Основанием  для положительного решения руководства  МВФ послужило выполнение Беларусью  всех принятых на себя обязательств в  рамках программы stand-by.

     Суть  сотрудничества, заключается в том, что МВФ выдает кредиты на определенных условиях, а как их выполнять и выполнять ли, решает белорусское правительство. На практике, констатирует Залесский, многие требования МВФ в Беларуси выполняются формально. При этом, деньги МВФ страна берет, принимаются прогрессивные законы, Беларусь поднимается в рейтингах по условиям ведения бизнеса, но правоприменение остается на прежнем уровне, и бизнес не замечает изменений к лучшему, отмечает эксперт.

     Условия представления кредитов МВФ предусматривают ослабление командных методов, либерализацию, приватизацию, снятие ограничений с бизнеса. По этим показателям Беларусь находится только в самом начале пути трансформации в рыночную экономику и фактически выполняет не все условия.

     Главную свою функцию - поддерживать  стабильность национальных валют - МВФ в Беларуси до сих пор выполнял. На примере истории отношений Беларуси с фондом видно, что выполнение главной функции "отодвигает выполнение побочной функции – переход кредитуемой страны к рыночной экономике".

     Кредиты МВФ и выполнение условий их предоставления влияют на перемены в Беларуси в той степени, в которой правительство готово к этим переменам. Ведь в отличие от ООН, у МВФ нет вооруженных формирований и иных рычагов воздействия, которые могли бы принудить выполнять обязательства.

     Институт  МВФ проводит обучение должностных  лиц из Беларуси в области финансового  программирования и финансовой политики, политики во внешнем секторе, статистики платежного баланса, государственных  финансов, а также в других областях. Объединенный венский институт проводит обучение для должностных лиц в области анализа макроэкономической политики, государственных расходов, бухгалтерского учета центральных банков и управления налогово-бюджетной политикой.

     В рамках кредитного соглашения с Фондом проводится совместная работа по определению параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, разработке и использованию рекомендаций экспертов МВФ в экономической политике государства. В частности, совместно с экспертами Фонда совершенствуются подходы по регулированию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, усилению эффективности использования ее инструментов, обеспечению финансовой и денежно-кредитной стабильности.

     Таким образом, международные денежные поступления позволяют во многом смягчить последствия глобального экономического кризиса и способствовать поступательному развитию экономики. Вместе с тем Республика Беларусь не стремиться привлечь кредитные ресурсы любой ценой. Во главу угла неизменно ставится экономическая целесообразность и соответствие предлагаемых условий экономическим нуждам и потребностям нашей страны. 

заключение 
 
 

     В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы.

     Кредитные отношения - это экономические отношения, суть которых заключается в предоставлении стоимости - денег, имущества, других средств - взаймы и возврат этой стоимости вместе с определённым процентом - платой за кредит.

     Кредитные отношения делятся на кредитно-денежные и кредитно-товарные отношения.

     Кредитные отношения - это имущественные (денежные, гражданско-правовые) отношения, которые  предполагают имущественную гражданско-правовую, денежную, материальную ответственность Cторон кредитной сделки.

     Система МФО — это совокупность международных  финансовых организаций, объединенных общностью целей и задач функционирования, координирующих и согласующих свою деятельность посредством участия в совместных комитетах, форумах и конференциях, призванных обеспечить осуществление комплексного проведения кредитно-финансовых операций как на национальном уровне стран — субъектов МФО, так и на международном уровне в целом.

     Целью деятельности системы МФО является обеспечение устойчивого продолжительного экономического роста стран —  членов организации и мировой  экономики в целом.

     Республика  Беларусь взаимодействует с рядом  МФО, среди которых: МВФ, группа Всемирного банка (МБРР, МФК, МАИГ, МЦУИС) и ЕБРР. При этом используются прямые и косвенные  методы регулирования данных процессов. Основными методами прямого (административного) взаимодействия Республики Беларусь с МФО являются:

     1) обусловленность кредитования;

     2) задержки инвестиционных траншей,  связанные с требованиями к  результативности использования  предыдущих вложений.

     Взаимодействие  республики с МФО осуществляется с помощью следующих организационно-экономических форм:

     1) финансовое участие страны в  акционерном капитале МФО; 

     2) участие представителей страны  в ежегодных собраниях акционеров  МФО, на которых принимаются  решения о стратегических задачах  и политике, которую осуществляет организация;

     3) участие страны в оперативном  управлении организацией посредством  постоянных представителей;

     4) участие в разработке инвестиционных  проектов и ведение переговоров  с экспертами МФО по предоставляемым  займам;

     5) предоставление информации экспертам МФО о состоянии экономики страны в рамках мандатов организаций.

     Долгосрочный рейтинг Беларуси по обязательствам в иностранной валюте сохраняется на уровне "B+", по обязательствам в национальной валюте - "BB". Рейтинг Беларуси остается низким вследствие существования ряда факторов, отрицательно действующих на экономику и значения рейтингов страны. Среди них структурная жесткость экономики, препятствующая более быстрому улучшению конкурентоспособности, а также зависимость страны от экспортного спроса со стороны торговых партнеров по СНГ.

     В 2009 году Республика Беларусь поддерживало сотрудничество с  Международным  валютным  фондом,  Всемирным  банком,  Европейским  банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.

     В 2009 году ЕБРР реализовал в Беларуси ряд проектов по кредитованию негосударственного сектора экономики. В частности, ЕБРР одобрил проект «Беларусь: механизм финансирования белорусского финансового  сектора» (50 млн. долл. США на 2 года), предусматривающий поддержку микро-, малых и средних частных предприятий, инвестирование в акционерный капитал коммерческих банков и предоставление синдицированных кредитов. Первый кредитный договор был подписан с ЗАО «МТБанк» (июле 2009 г.). В июле 2009 г. подписана вторая часть кредитного договора для ОАО «Белгазпромбанк» на сумму 30 млн. долларов США. Всего в 2009 году по Программе микрокредитования ЕБРР было выдано 3,2 тыс. кредитов на сумму 65 млн. долларов США.

     В настоящее время размер ресурсов, предоставленных Беларуси по программе stand-by, уже достиг около 2,9 млрд. долл. США. Общая стоимость программы оценивается в более 3,5 млрд. долл. США. 

 

Список  использованных источников 
 
 

     
  1. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г. № 412-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 04.10.2010.
  2. О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Респ. Беларусь, 13 ноября 2008 г. № 450-З (в ред. Закона от 6 января 2009 г. № 6-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 04.10.2010.
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475 «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы» // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. – Дата доступа: 04.10.2010.
  4. Адрамова М.А, Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: ИМПЭ, 2007. – 548 с.
  5. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: “Финстатинформ”, 2005. – 539 с.
  6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - Москва, 2006. – 643 с.
  7. Государственный бюджет: Учебное пособие/ Под ред. Н.Е. Заяц и др. – Мн., 2007. – 341 с.
  8. Государственный бюджет:  учебное пособие/ под ред.  М.И.  Ткачук. - Минск, 2005. - 240с.
  9. Государственные финансы: Учеб. пособие / Г.К.Мультан, Е.Ф.Киреева, О.А.Пузанкевич. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 128 с.
  10. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М.: Юнити, 2006. – 120 с.
  11. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 240с.
  12. Дадалко В.А., Дадалко А.В. Международное экономическое сообщество: современное состояние и перспективы развития. – Мн.: «Армита – Маркетинг, Менеджмент», 2008. – 304 с.
  13. Деньги, банковское дело и денежно – кредитная политика . Э.Дж. Долан, К.Д. Кембелл, Р.Дж. Кембелл перевод с англ. Под ред. Лукашевича В.В., Ярцева. – М.: Юнити, 2007. – 387 с.
  14. Деньги, кредит, банки. Под ред. Лаврушина О.Н. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 638 с.
  15. Дробозина Л.И. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 432 с.
  16. Ельчанинова А.Г., Семенчукова И.Ю. Бюджетная политика Республики Беларусь и пути её совершенствования. / Материалы докладов 41 научно-технической конференции преподавателей и студентов университета. – с. 195-196.
  17. Жук И.Н.Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие / под общ. ред. И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 238 с.
  18. Заяц, Н.Е. Финансы предприятий: учеб.пособие / Н.Е.Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е.Заяц,  Т.И.Василевской. – Минск: Выш.шк., 2005. – 528 с.
  19. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / Под ред. Новиковой И. В., Ясинского Ю. М. – Минск: «ТетраСистемс», 2008 . – 302 с.
  20. Макроэкономика : учеб. пособие / И. В. Новикова, А. Н. Морова, и др. – Мн. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 382 с.
  21. Международный валютный фонд // Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учеб./Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 487 с.
  22. Миловидов В.Д Современное банковское дело: Опыт США. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 653 с.
  23. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под редакцией Е.Ф. Жукова. - И.: Банки и биржи, 2005. – 639 с.
  24. Основные международные экономические организации, их роль и значение // Международные экономические отношения: Учеб. Пособие /  Под. ред. С.Ф. Сутырина, В.Н. Харламовой. – С. – Пб.: Изд-во С. – Петербургского университета, 2009. – 476 с.
  25. Павлова Л.Н. Бюджетные     потоки     и     проблемы     бюджетного регулирования // Финансы, 2006. - №4. - с.45-48.
  26. Поляков В.П. Московлина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. - М.: Инфра, 2006. – 548 с.
  27. Романовский М. В. Финансы: Учебник. - М.: «Перспектива», «Юрайт», 2006. – 203 с.
  28. Ромаш М. В., Ролева Т.Г. Государственный бюджет: учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2006. – 327с.
  29. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: БГЭУ, 2008. - с. 24.
  30. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизм управления: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
  31. Шреплер Х. – А. Международные экономические организации: Справочник. – М.: ИНФРА, 2008. – 498 с.
  32. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2007.
  33. www.gov.by.
  34. www.minfin.gov.by.
  35. www.nbrb.by.

Информация о работе Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями