Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО;
- рассмотреть совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО;
- выявить особенности кредитной политики Республики Беларусь;
- изучить кредитные отношения Республики Беларусь и международных организаций;
- рассмотреть кредитные отношения Республики Беларусь и МВФ.

Содержание

Введение 4
1 Особенности и перспективы институционального взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
6
1.1 Система МФО: базовые характеристики, структура, алгоритм взаимодействия
6
1.2 Организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
12
1.3 Совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО
18
2 Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями
25
2.1 Особенности кредитной политики Республики Беларусь 25
2.2 Республика Беларусь и международные организации 31
2.3 Республика Беларусь и МВФ 38
Заключение 41
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

3360_кредитные_отношения_РБ_с_международными_организациями_БГЭУ.doc

— 435.00 Кб (Скачать)

     Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в I квартале 2009 г. явились обеспечение стабильной стоимости корзины иностранных  валют в пределах плюс/минус 5 процентов  от ее первоначального уровня на 2 января 2009 г., развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала, рентабельности банков, эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

     Основной  задачей Национального банка и всей банковской системы на остающийся до конца года период является достижение целевых параметров, определенных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год. Важнейшей задачей остается реализация мер, направленных на минимизацию отрицательного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику и финансово-кредитную систему Республики Беларусь, обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности в целом.

     В январе – октябре 2009 г. в результате воздействия внешних факторов,  связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая  ситуация  в  стране  по  сравнению  с  аналогичным  периодом 2008  года  характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением  инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных  доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых  операций.   2 4. В январе – октябре 2009 г. монетарная политика проводилась в  соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики  Республики  Беларусь  на 2009  год,  утвержденными  Указом  Президента  Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр  правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980), с учетом  складывающейся экономической ситуации.

     Основные  показатели деятельности Национального  банка и банков на 2009 год приведены  в табл.1.[35]. 

Таблица 1 -  Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2009 г.

Показатели Прогноз на 1 января 2010 г.
Изменение официального курса белорусского рубля

по отношению  к доллару США, в процентах

плюс 5 – минус 5
Ставка  рефинансирования, в процентах 10-12
Международные резервные активы Республики Беларусь

в национальном определении, млн. долларов США

5 870 – 7 750
Прирост  
рублевой  денежной базы, в процентах 28-34
нормативного  капитала банков, в процентах 18-25
Требований  банков к экономике, в процентах 36-44
Выдача  инвестиционных кредитов, трлн. рублей 7,0 – 7,5
Доля  проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, в процентах Не более 5
Рентабельность  нормативного капитала, в процентах  не менее 10
Среднегодовой параметр доступности клиентов к  автоматизированной системе межбанковских  расчетов, в процентах от ее дневного фонда рабочего времени не ниже 99,5
 

     В январе – октябре 2009 г. рублевая  денежная  масса сократилась на 7,8 процента (на 1,59 трлн.  рублей)  и на  1 ноября 2009 г. составила 18,95 трлн.  рублей, широкая  денежная масса  возросла на 14,7 процента (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн.  рублей.   Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 ноября  2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов.   Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей),  депозиты юридических лиц – на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей).  В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная база  сократилась  на  4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн.  рублей.   На 1 ноября 2009 г. международные резервные активы Республики  Беларусь в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США  и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении  Специального стандарта распространения данных Международного валютного  фонда – 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно.   4 На конец 2009 года международные резервные активы в определении  Специального стандарта распространения данных Международного валютного  фонда оцениваются в размере 4,5 – 5,6 млрд. долларов США. 

     Долгосрочный рейтинг Беларуси по обязательствам в иностранной валюте сохраняется на уровне "B+", по обязательствам в национальной валюте - "BB".

     Прогноз по рейтингам - "негативный". Краткосрочные  рейтинги подтверждены на уровне "B".

     Рейтинг Беларуси остается низким вследствие существования ряда факторов, отрицательно действующих на экономику и значения рейтингов страны. Среди них структурная жесткость экономики, препятствующая более быстрому улучшению конкурентоспособности, а также зависимость страны от экспортного спроса со стороны торговых партнеров по СНГ.

     Оценка  риска перевода и конвертации  валюты для Беларуси находится на уровне "B+". Данная оценка характеризует вероятность ограничения государством доступа к иностранной валюте, необходимой белорусским компаниям для обслуживания своих долгов [32].

     В целом уровень рейтингов Беларуси довольно низок по мировым меркам. Так, краткосрочный рейтинг "B" означает, что долговое обязательство обладает спекулятивным характером. То есть эмитент имеет возможности по его погашению, но эти возможности очень чувствительны к неблагоприятным экономическим условиям.

     Однако  в рейтингах важна не столько  величина, сколько динамика. Рейтинги Беларуси стабильны, а это указывает на то, что воздействие текущего мирового кризиса на ее экономику меньше, чем в Греции.

     К тому же в Беларуси ситуация с внешним  долгом пока благополучна. По данным Министерства финансов Беларуси, внешний государственный долг страны на 1 апреля 2010 г. достиг 8,45 млрд. USD, что меньше установленного на 2010 год лимита в размере 9,5 млрд. USD. По показателям кредитоспособности по внешнему государственному долгу в соответствии с рекомендуемыми МБРР нормативами Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.

     Отношение внешнего государственного долга Беларуси к ВВП на 1 января 2010 года равнялось 16,5% (пороговое значение для данного  параметра по национальному стандарту - 20%, по международному - 50%). Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг на ту же дату составляло 1,3% (пороговое значение по национальному стандарту - 10%, по международному - 25%). Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 1 января было 31,8% при лимите 220%.

     В соответствии с основными направлениями  в следующем году сохранится действующая  в настоящее время система  привязки курса белорусского рубля  к корзине из трех иностранных  валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года.

     Следует отметить, что с учетом действующих  и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений  стоимости корзины иностранных  валют по отношению к ее действующему в настоящее время уровню ни до конца текущего, ни в начале 2010 года.

     В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями  предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2010 года до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках.

     Основные  параметры развития банковского  сектора, в первую очередь объем  предоставляемых предприятиям и  населению кредитных ресурсов, будут  соответствовать динамике макроэкономических показателей и обеспечат дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны.

     Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год разработаны  с учетом указа Президента Республики Беларусь указ от 7 декабря 2009 года № 591 [33].

     Основные  направления денежно-кредитной политики Республики  Беларусь на 2010 год разработаны с учетом указов Президента Республики  Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении Программы социально- экономического  развития  Республики  Беларусь  на 2006  –  2010  годы“  (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92,  1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 ”Об утверждении Программы развития  банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“  (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16,  1/8268).

     Денежно-кредитная  политика  Республики  Беларусь  в 2010 году  направлена на формирование условий стабильного экономического развития  Республики  Беларусь,  выполнение  показателей  социально-экономического  развития  страны  и  повышение  благосостояния  населения  прежде  всего  путем  обеспечения  устойчивости  белорусского  рубля,  в  том  числе  его  покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;  развития  и  укрепления  банковской  системы;  повышения  надежности  и  безопасности функционирования платежной системы. 

     Основные  показатели деятельности Национального  банка и банков на 2010 год приведены в табл.2. 

Таблица 2 -  Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2010 г.

Показатели Прогноз на 1 января 2011 г.
Изменение официального курса белорусского рубля

по отношению  к доллару США, в процентах

плюс 10 – минус 10
Ставка  рефинансирования, в процентах 9-12
Прирост  
международных  резервных  активов  Республики  Беларусь в определении Специального стандарта  распространения данных Международного валютного  фонда, в млрд. долларов США 0,5 – 1,83
рублевой  денежной базы, в процентах 36 – 43
нормативного  капитала банков, в процентах 24-25
требований  банков к экономике, в процентах 36-40
Доля  проблемных  активов  банков  в  активах,  подверженных кредитному риску, в процентах не более 10
Среднегодовой параметр доступности автоматизированной  системы  межбанковских  расчетов  для  банков,  в  процентах от ее дневного фонда рабочего времени Не ниже 99,5
 

     В 2010 году денежно-кредитная политика будет направлена на  поддержку  внешней  и  внутренней  сбалансированности  экономики  Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития. 

     В 2010 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.

     В области международного сотрудничества продолжится реализация мероприятий  по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств - участников СНГ, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.

     В 2010 году  увеличение  рублевой  денежной  базы ( включая  рефинансирование  банков)  оценивается  на  уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы – 35 – 42 процентов,  широкой денежной  массы – 34 – 42 процентов (приложение).  При этом  депозиты  физических  лиц возрастут на 5,6 – 7,2 трлн.  рублей,  депозиты  юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей.  Реализация мер денежно-кредитной,  налогово-бюджетной и экономической  политики  позволит  в 2010 году  увеличить  коэффициент  монетизации  экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой  денежной массе – до 26,6 – 27,2 процента.  Прогнозируется, что международные резервные активы в определении  Специального стандарта распространения данных Международного валютного  фонда за 2010 год увеличатся на 0,5 – 1,83 млрд. долларов США.   Денежно-кредитные  показатели  в 2010 году  рассчитаны  исходя  из  прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики  Беларусь.  При изменении в течение 2010 года  указанных параметров  монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.

     В целом в 2010 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения, отметили в управлении информации Нацбанка.

     В отчетный период экономическое развитие Республики Беларусь, как и других стран мира, протекало в условиях отрицательного воздействия глобального финансово-экономического кризиса. Для минимизации его последствий и укрепления устойчивости банковской системы проводилась жесткая денежно-кредитная политика. В результате этого обеспечены: стабильная стоимость корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых изменений; развитие и укрепление банковского сектора страны, рост его ресурсной базы, нормативного капитала; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Информация о работе Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями