Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО;
- рассмотреть совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО;
- выявить особенности кредитной политики Республики Беларусь;
- изучить кредитные отношения Республики Беларусь и международных организаций;
- рассмотреть кредитные отношения Республики Беларусь и МВФ.

Содержание

Введение 4
1 Особенности и перспективы институционального взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
6
1.1 Система МФО: базовые характеристики, структура, алгоритм взаимодействия
6
1.2 Организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
12
1.3 Совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО
18
2 Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями
25
2.1 Особенности кредитной политики Республики Беларусь 25
2.2 Республика Беларусь и международные организации 31
2.3 Республика Беларусь и МВФ 38
Заключение 41
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

3360_кредитные_отношения_РБ_с_международными_организациями_БГЭУ.doc

— 435.00 Кб (Скачать)

     Реализация  проекта, финансируемого Всемирным банком, началась в 2009 году и займет пять лет.

     Заем  на цели развития в размере 200 млн. долларов США 

     1 декабря 2009 г. Совет исполнительных  директоров Всемирного банка  утвердил проект по предоставлению  Беларуси займа на цели развития  в размере 200 миллионов долларов.

     3 декабря 2009 г. в Минске было  подписано вышеупомянутое Соглашение  о займе.

     ЗЦР предусматривает однотраншевый  заем, поддерживающий реформы в двух областях:

     - решение проблемы последствий экономического спада и проведения реформ за счет укрепления системы социальной помощи;

     - создание основ для восстановления устойчивого экономического роста за счет содействия развитию частного сектора и повышенияконкурентоспособности посредством либерализации экономики и ужесточения финансовой дисциплины.

     Заем  выделяется на 16 лет и предусматривает  отсрочку начала погашения на 6 лет.

     В 2009 году продолжалась подготовка нового кредитного проекта «Обращение с  твердыми бытовыми отходами в Республике Беларусь». Проект предполагает строительство  в Гродно производства для сортировки мусора и передачи вычлененных из него вторичных ресурсов на дальнейшую переработку. Общая стоимость проекта – около 70 млн. долл. США. Завершение данной работы планируется в 2010 финансовом году.

     В 2009 году делегации Республики Беларусь приняли участие в заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета СНГ.

     В рамках реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года Совет  глав правительств 22 мая 2009 года утвердил План мероприятий по реализации ее первого этапа (2009–2011 гг.). Документ подготовлен с учетом необходимости минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса и призван обеспечить координацию взаимодействия государств Содружества в экономической сфере, выработку взаимоприемлемых путей решения проблем экономического характера, создание реальных условий для устойчивого развития экономики.

     Республика  Беларусь выступила инициатором  рассмотрения вопроса о совместных мерах по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса.

     Итогом  предпринятых усилий стала разработка и утверждение Плана реализации совместных мер государств – участников Содружества по преодолению последствий  мирового финансово-экономического кризиса на 2009–2010 годы.

     Принятый  документ содержит меры, направленные на устранение барьеров во взаимной торговле, координацию усилий по защите внутренних рынков государств Содружества, расширение использования национальных валют  государств – участников СНГ во взаиморасчетах, что позволит экономикам стран Содружества более эффективно противостоять негативным последствиям мирового кризиса.

     Белорусская сторона принимала активное участие  в разработке новой редакции Правил определения страны происхождения  товаров (утверждена главами правительств 20 ноября 2009 г.), которая позволяет значительно упорядочить деятельность торгово-промышленных палат и организаций, уполномоченных выдавать сертификат о происхождении товара формы СТ-1, а также таможенных органов государств Содружества.

     В рамках реализации Решения об определении  энергетики ключевой сферой взаимодействия государств – участников СНГ в 2009 году разработан и утвержден перечень нормативных документов, необходимых  для практической реализации трансграничной торговли электроэнергией в государствах – участниках СНГ на первом этапе формирования общего энергетического рынка. Кроме того, утвержден базовый документ в данной сфере – Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в сфере энергетики [35].

     В сентябре 2009 года состоялось первое заседание Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, в ходе которого рассмотрены вопросы формирования договорно-правовой базы СНГ в части развития приграничного и межрегионального сотрудничества, ратификации и наполнения конкретными мероприятиями Конвенции о приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ.

     Дополнительный  импульс получил процесс консолидации общего гуманитарного и научного пространства Содружества.

     Принято Обращение глав государств – участников СНГ к народам государств Содружества и мировой общественности в связи с 65-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Текст Обращения будет опубликован в средствах массовой информации и распространен в ООН в качестве официального документа.

     Кроме того, главами государств и правительств принят ряд решений по организации  празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. 2010 год объявлен в СНГ Годом  ветеранов Великой Отечественной  войны 1941–1945 годов.

     2010 год объявлен в СНГ также Годом науки и инноваций. Утверждены подготовленные белорусской стороной Основные направления долгосрочного сотрудничества государств – участников СНГ в инновационной сфере. Этот документ станет базовым для подготовки проекта межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества на период до 2020 года.

     Продолжена  реализация мероприятий, направленных на развитие взаимодействия в области  информации и печати, культуры, спорта, здравоохранения. При активном участии  Республики Беларусь разработан проект Программы совместных действий по борьбе с ВИЧ/СПИД (утверждена на заседании Совета глав правительств).

     В рамках практической реализации решения  об учреждении в СНГ института  Национального координатора в Республике Беларусь Национальным координатором назначен Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Кобяков А.В. Разработаны и утверждены регламент и план работыНационального координатора, проведены совещания по вопросам участия Республики Беларусь в деятельности СНГ, а также подготовки белорусских делегаций к заседаниям органов Содружества.

     Под председательством белорусской  стороны организована работа экспертов  государств Содружества по подготовке проекта Правил процедуры высших уставных органов СНГ. С 1 января 2009 года в Содружестве начало осуществляться сквозное председательство, позволяющее обеспечить преемственность в реализации поставленных задач.

     Продолжена  работа над проектом Протокола о  внесении изменений и дополнений в Соглашение о статусе Экономического суда СНГ. Республика Беларусь выступила за расширение компетенции Экономического суда. В настоящее время сторонами рассматривается вопрос о наделении Экономического суда СНГ полномочиями по рассмотрению споров в рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.

     28 мая 2009 г. в Минске подписано  Соглашение об условиях пребывания  Исполнительного комитета СНГ  на территории Республики Беларусь.

     В части политической проблематики СНГ  в 2009 году обеспечено участие представителей Беларуси в составе Миссий наблюдателей от СНГ на президентских выборах в Кыргызстане, на референдуме по внесению изменений в Конституцию Азербайджанской Республики, на парламентских выборах в Республике Молдова, на выборах в законодательную палату Республики Узбекистан.

     2.3 Республика Беларусь и МВФ 
 

     Республика  Беларусь является членом Международного валютного фонда (МВФ) с 1992 года. Членство в Фонде является важнейшим составным  элементом сотрудничества нашей  страны в рамках системы международных  финансовых и экономических организаций.

     Республика  Беларусь входит в состав страновой  бельгийской группы МВФ и Всемирного банка, которая представляет интересы нашего государства в бреттон-вудских  учреждениях.

     Председатель  Правления Национального банка  Республики Беларусь Прокопович П.П. является управляющим от Республики Беларусь в Фонде, Первый заместитель Министра финансов Амарин В.В. – заместителем управляющего от Республики Беларусь в МВФ.

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 Министерство финансов определено головным органом по работе с Фондом.

     В 1992 году в Минске открыто Представительство  МВФ. В марте 2009 г. для осуществления  регулярного мониторинга реализации программы stand-by и оперативного решения  вопросов взаимодействия Республики Беларусь и МВФ с согласия Национального банка и Правительства Республики Беларусь назначен Постоянный представитель Фонда в Республике Беларусь – Колядина Н.А.

     Беларусь  вступила в МВФ 10 июля 1992 года. Ресурсы  фонда до 2009 года страна использовала трижды для поддержки правительственных программ экономических реформ. В 1993 и в 1995 годах - по 70 миллионов долларов в рамках механизма финансирования системных преобразований. В 1995 году Беларусь получила 196 миллионов долларов - кредит stand-by.

     Управляющий в МВФ от Беларуси – Председатель Правления Национального банка  Беларуси г-н Петр Петрович Прокопович; заместитель управляющего – Министр  финансов г-н Николай Петрович Корбут.

     Данные  по квоте и числу голосов Беларуси в МВФ, пожалуйста см.: http://www.imf.org/external/np/sec/memdir/members.htm

     5 ноября 2001 года Беларусь приняла  обязательства в соответствии  со Статьей VIII (разделы 2,3 и  4) Статей Соглашения МВФ.

     Валютой Беларуси является белорусский рубль; его внешняя стоимость определяется «скользящим коридором».

     Можно определить 3 основных направления  деятельности МВФ в Беларуси важнейшим  из которых является сотрудничество с Правительством и Национальным банком Беларуси при подготовке программ экономической политики с акцентом на нижеследующие макроэкономические вопросы: налогово-бюджетная и денежно- кредитная политика, обменный курс и торговая политика с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса.  

     Начиная 1993 года Беларусь использовала ресурсы МВФ три раза (подробные данные приведены ниже) для поддержки правительственных программ.

     Наша  страна несколько раз использовала финансовые ресурсы МВФ:

     - по линии фонда системных трансформаций – 217,2 млн. долларов США (два транша кредита по программе системных трансформаций – в августе 1993 г. и в феврале 1995 г.);

     - в рамках механизма stand-by  – 77,4 млн. долларов США (один транш в 1995 году).

     Республика  Беларусь в 2004 году приняла решение  отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством и в феврале 2005 г. полностью погасила указанные кредиты МВФ.

     Новый этап взаимодействия между Республикой  Беларусь и МВФ начался в 2008 году. В октябре-декабре 2009 года в Беларуси находилась миссия МВФ по подготовке к подписанию финансовой документации для начала программы кредитования stand-by с использованием механизма исключительного доступа и чрезвычайного финансирования.

     Для получения финансирования в рамках программы stand-by Республикой Беларусь в 2008 году были выполнены предварительные условия: отменено решение по росту заработной платы в государственном секторе; установлен нулевой целевой показатель дефицита бюджета на 2008 – 2009 годы; проведена девальвация курса белорусского рубля; принято решение об увеличении уставных фондов четырех крупнейших государственных банков на 2 трлн. рублей для обеспечения их достаточной капитализации.

     12 января 2009 г. Совет Исполнительных  директоров Международного валютного  фонда одобрил выделение Республике  Беларусь финансовых ресурсов  по программе stand-by в объеме 2,46 млрд. долларов США сроком на 15 месяцев. Первый транш кредита в размере около 800 млн. долл. США поступил в Беларусь 15 января 2009 г.

     По  итогам первого обзора хода реализации программы, Республике Беларусь выделен  второй транш кредита на сумму 675 млн. долл. США и увеличен на 1 млрд. долл. США общий объем финансирования.

     21 октября 2009 г. МВФ объявил о  предоставлении Беларуси третьего  кредитного транша в размере  699,5 млн. долл. США. В декабре  2009 г. наша страна получила  очередной, четвертый, транш кредита МВФ в размере более 688 млн. долл. США. Поступление последнего транша планируется в марте 2010 г.

     В настоящее время размер ресурсов, предоставленных Беларуси по программе stand-by, уже достиг около 2,9 млрд. долл. США. Общая стоимость программы оценивается в более 3,5 млрд. долл. США.

Информация о работе Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями