Управление финансами и финансовая политика. Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль в нашей стране, особенно актуален. За его нормальное функционирование, отвечает большое количество федеральных и региональных органов, которые занимаются его осуществлением на различных этапах деятельности государства или юридических лиц. Наиболее полно, контролируется и регулируется финансовая деятельность государства. Финансовый контроль осуществляемый государством относительно частного сектора экономики, заключается в соблюдении налогового законодательства, законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а так же соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения учетов и отчетности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1 Управление финансами………………………………….
1.1 Управление финансами Российской федерации…………
1.2 Управление финансами предприятий и организаций……………………………………….
2 Финансовая политика………………………….
2.1 Сущность финансовой политики………………………………………….
2.2 Финансовая политика государства и финансовая политика предприятий……………………….
3 Финансовый контроль………………………………..
3.1 Сущность финансового контроля…………
3.2 Органы, осуществляющие финансовый контроль………………

Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….…..

Работа содержит 1 файл

Управление финансами и финансовая политика.Финансовый контроль.docx

— 53.12 Кб (Скачать)

- регулирование  внешнеэкономической финансовой деятельности государства и коммерческих фирм;

- развитие или  содействие развитию страхового  дела и страхования предпринимательского  риска

3) Микроэкономические  методы прямого административного  воздействия на финансовую деятельность  хозяйствующих субъектов:

- регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров исключительного ассортимента;

- финансовое  дотирование отдельных предприятий  и субсидирование производства;

- применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;

- установление  льгот по налогам, для субъектов  хозяйствования;

- применение  финансовых и других санкций,  в отношении нарушителей финансовой  дисциплины.

4) Прогнозирование  экономического и социального  развития, важнейших финансовых  показателей:

- долгосрочное прогнозирование финансовой системы в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны;

- разработка прогноза социально-экономического развития страны и ее регионов на стратегический период, и определение основных индикаторов макроэкономического развития, играющих решающую роль в формировании финансовых ресурсов и их распределении.

Так же, различают  некоторые виды управления финансами. Стратегическое и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении  финансовых ресурсов путем прогнозирования на перспективу, установления размера финансовых ресурсов на реализацию целевых программ (осуществляется Федеральным собранием, администрацией президента, Минфином, Минэкономразвития). Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы (Министерства финансов, финансовых органов субъектов РФ)

2.2 Управление финансами  предприятий и  организаций

Управление финансами  предприятий различных форм собственности  – финансовой менеджмент.

Основными задачами , решаемыми финансовым менеджмент, являются:

- планирование  и прогнозирование финансов предприятия;

- принятие целесообразных  решений при инвестировании;

- координация  финансовой деятельности фирмы со всеми ее службами;

- проведение  операции на финансовом рынке,  по мобилизации дополнительных  капиталов, реализации собственных  акции.

К основным видам  финансового управления относят: прогнозирование и планирование финансового состояния предприятия, налогообложения, самофинансирование, кредитование, систему расчетов, систему амортизационных отчислений и систему стимулирования.

Управление финансами, проводится как в финансовых компаниях, так и в  предприятиях коммерческого  и некоммерческого  типа. Управление в финансовых компаниях, которые  в свою очередь управляют финансами  других предприятий, осуществляется посредством  их ценных бумаг. Управление финансами  на предприятиях коммерческого и  некоммерческого типов, осуществляется путем проведения соответствующего управления, назначение которого –  перераспределить финансовые ресурсы.

Управляя финансами  на крупных, финансовые подразделения выполняют следующие функции:

- разработка  перспективных финансовых планов;

- анализ финансового состояния предприятия (состояние оборотных средств, платежеспособность предприятия, определение рентабельности)

- выявление резервов  роста прибыли, снижение издержек  производства;

- привлечение дополнительных финансовых ресурсов на основе расчета окупаемости средств;

- организация  выпуска ценных бумаг;

- размещение  временно свободных финансовых  ресурсов предприятия;

На небольших  и средних предприятиях, функции  финансового контроля выполняет  бухгалтерия.

На государственных  предприятиях и в организациях, управление финансами занимает особое место, так  как связано с постоянным финансовым контролем со стороны вышестоящих  государственных органов.

Управление финансами  на коммерческих организациях, осуществляется с помощью финансового плана. Финансовый план отражает  возможности соответствующего бюджета, привлечению соответствующих заимствований и финансировании расходов бюджета. Исходной базой, для формирования перспективного финансового плана, является бюджет на текущий год.

Формы, виды и  содержание финансовых планов зависят  от организационно-правовой формы  субъектов хозяйствования, их отраслевой принадлежности, других факторов. Все  они предназначены для обоснования  кругооборота денежных средств учреждения или организации.

Некоммерческая  организация, должна иметь самостоятельный  баланс или смету доходов и расходов. Требования к составлению сметы доходов и расходов законодательно не определены.

В современных  условиях широкое распространение  получил бизнес-план, как форма  представления перспективных проектов. Финансовая составляющая бизнес-плана  представлена в виде функциональных бюджетов (бюджет фонда оплаты труда, бюджет материальных затрат, бюджет потребления энергии, бюджет амортизации, налоговый бюджет и т.д.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

2  Финансовая политика

 Финансовая  политика - совокупность целенаправленных  действий с использованием финансовых  отношений. Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Рассмотрим   содержание финансовой политики:

1) Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2) Создание адекватного финансового механизма.

3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования  финансов и предусматривают решение  главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим осуществляется выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачами финансовой политики является:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно  обеспечение ее взаимосвязи с  другими составными частями экономической  политики - кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная  часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации  финансовых отношений.

Элементы финансового  механизма:

- формы финансовых ресурсов;

- методы их формирования; ·

- система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

- организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. 

Финансовая политика осуществляется в соответствие с  поставленными задачами, и этими задачами могут быть:

- политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики

- экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне

- социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном  уровне:

- мировом

- региональном

- национальном

- на уровне отдельных регионов внутри страны

- на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)

- отдельного предпринимателя

- на уровне отдельного домохозяйства

 
 
 
 
2.2
 
 
 
 
Финансовая  политика государства и финансовая политика предприятий……………………….

Первой рассмотрим финансовую политику РФ. Под государственной  финансовой политикой понимается совокупность мероприятий в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач

К федеральным органам, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики относятся:

- Правительство РФ, обеспечивающее проведение в  России единой финансовой, кредитной  и денежной политики;

- Министерство финансов РФ, осуществляющее выработку единой государственной финансовой политики;

- Министерство экономического развития и торговли РФ, вырабатывающее государственную политику в сфере финансового оздоровления предприятий;

- Министерство иностранных дел РФ, участвующее в разработке и реализации государственной политики в области расширения финансовых связей РФ с иностранными государствами и международными организациями;

- Федеральное казначейство, совместно с ЦБ РФ принимающее участие в разработке и реализации кредитно-денежной политики.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач, подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия  представляет собой долговременный план, она отражается в программных  документах и включает в себя антиинфляционную политику и финансовую тактику.

Финансовая тактика  направлена на решение задач конкретного  этапа развития общества, она отличается гибкостью, подвижностью. Обычно задачи финансовой тактики, ограничены годом или нескольким больше.

Финансовые стратегия  и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов  с помощью тактики, приходится вносить  коррективы в стратегический курс. Финансовая политика это элемент  надстройки, а финансы элемент  базиса, поэтому нельзя проводить  финансовую политику, игнорируя или  отдавая предпочтение одному из видов  финансовой политики. 
Так же, финансовую политику государства можно разделить  на : 
- бюджетная политика

- налоговая политика

- инвестиционная  политика

-  страховая политика

- валютная политика

Наше государство  ведет политику по всем этим направлениям. Идет  всестороннее развитие.

Что касается финансовой политики предприятия, то она является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.

Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочный периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.

Концепции организации  финансовой деятельности предприятия  строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия  и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

Направления использования  финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения  предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование  и наращивание его финансового  потенциала.

Финансовая политика выражает целенаправленное использование  финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Например, усиление позиций  на рынке

товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов  и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности  баланса.

В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой  налоговой и денежно-кредитной  политики государства многие предприятия  вынуждены проводить линию на выживание. Она выражается в решении  текущих финансовых проблем как  реакции на неопределенные макроэкономические установки государственных властных структур. Такая политика в управлении финансами порождает ряд противоречий между интересами предприятий и  фискальными интересами государства; ценой внешних заимствований  и рентабельностью производств; доходностью собственного капитала и фондового рынка; интересами производства и финансовой службы и пр.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие основные звенья:

1) разработку  оптимальной концепции управления  финансовыми потоками предприятия,  обеспечивающую сочетание высокой  доходности и защиты от коммерческих  рисков;

2) выявление  основных направлений использования  финансовых ресурсов на текущий  период (месяц, квартал) и на  ближайшую перспективу (год и  более длительный период). При  этом учитываются возможности  развития производственно-торговой  деятельности. Состояние макроэкономической  конъюнктуры (налогообложение, учетная  ставка банковского процента, нормы  амортизационных отчислений по основным фондам и др.);

3) осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей  (финансовый анализ и контроль, выбор способ финансирования  предприятия, оценка реальных  инвестиционных проектов и финансовых  активов и т.д.).

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансово политики, стратегическими задачами которой являются:

а) максимизация прибыли как источника экономического роста;

б) оптимизация  структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;

в) достижение финансовой открытости предприятия для инвесторов и кредиторов;

г) использование  рыночных механизмов привлечения капитала с помощью финансового лизинга, проектного финансирования;

д) разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.

При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникают  проблемы гармонизации развития интересов  предприятия, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности.

Исходя из продолжительности  периода и характера решаемых задач финансовая политика классифицируется на финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия  разрабатывается в соответствии с глобальными задачами социально-экономической  стратегии предприятия. Она представляет собой долгосрочную финансовую политику. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция использования, намечаются принципы финансовых отношений  с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками и др.)

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт и интуиция специалистов (менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиции стратегии формируются  конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются  оперативные управленческие решения.

К важнейшим  направлениям разработки финансовой стратегии предприятия относятся:

- анализ и оценка финансово-экономического состояния;

- разработка учетной и налоговой политики;

- выработка кредитной политики;

- управление основным капиталом и амортизационная политика;

- управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

- управление заемными средствами;

- управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

- ценовая политика;

- выбор дивидендной и инвестиционной политики;

- оценка достижений предприятия и его рыночной стоимости.

Однако выбор  той или иной стратегии не гарантирует  получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности состояния финансового  рынка, налоговой, таможенной, бюджетной  и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии являются перспективное  финансовое планирование, ориентированное  на достижение основных параметров деятельности предприятия: объем и себестоимость  продаж, прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика  направлена на решение более частных  задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации  финансовых связей, перераспределения  денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. При  относительно стабильной финансовой стратегии  финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения  на ресурсы, товары, услуги и капитал). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Финансовую политику на предприятиях должны осуществлять профессионалы - главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и  тактике организации.

Для принятия управленческих решений они используют информацию, приведенную в бухгалтерской  и статистической отчетности в оперативном  финансовом учете, которая служит главным  источником данных для определения  показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков.

Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку следующих оперативных документов (на месяц, квартал, год):

- бюджета доходов и расходов по предприятию в целом и по его филиалам, если они есть;

- бюджета по балансовому листу (прогноза баланса активов и пассивов по важнейшим статьям);

- капитального  бюджета.

Финансовый анализ включает следующие звенья:

1) оценку финансовых  возможностей для определения  стратегических целей;

2) распределение  и оценку эффективности движения  денежных потокам по сферам  деятельности (текущая, инвестиционная  и финансовая) исходя из стратегии  производства и продаж;

3) определение  дополнительной потребности в  финансовых ресурсах и каналов  их поступления (банковский кредит, лизинг, товарный кредит и т.д.);

4) трансформацию  денежных ресурсов в форму,  которая наглядно показывает  финансовые возможности предприятия,  что отражается в отчетности;

5) оценку эффективности  принятых финансовых и инвестиционных  решений через показатели финансовой  устойчивости, платежеспособности, доходности  деловой и рыночной активности организации.

Финансовую политику предприятия нельзя рассматривать  в отрыве от финансовой политики государства - совокупности мероприятий, направленных на аккумулирование финансов в целях решения общенациональных социально-экономических и политических задач. Внешняя, макроэкономическая среда организации всегда сильнее влияет на хозяйственную деятельность, чем внутренняя, микроэкономическая среда. Поэтому от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности в значительной степени зависит финансовая политика предприятия.

Государственная финансовая политика может создавать  более или менее благоприятные  условия для хозяйственного процесса. 

Информация о работе Управление финансами и финансовая политика. Финансовый контроль