Управление финансами и финансовая политика. Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль в нашей стране, особенно актуален. За его нормальное функционирование, отвечает большое количество федеральных и региональных органов, которые занимаются его осуществлением на различных этапах деятельности государства или юридических лиц. Наиболее полно, контролируется и регулируется финансовая деятельность государства. Финансовый контроль осуществляемый государством относительно частного сектора экономики, заключается в соблюдении налогового законодательства, законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а так же соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения учетов и отчетности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1 Управление финансами………………………………….
1.1 Управление финансами Российской федерации…………
1.2 Управление финансами предприятий и организаций……………………………………….
2 Финансовая политика………………………….
2.1 Сущность финансовой политики………………………………………….
2.2 Финансовая политика государства и финансовая политика предприятий……………………….
3 Финансовый контроль………………………………..
3.1 Сущность финансового контроля…………
3.2 Органы, осуществляющие финансовый контроль………………

Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….…..

Работа содержит 1 файл

Управление финансами и финансовая политика.Финансовый контроль.docx

— 53.12 Кб (Скачать)

3 Финансовый контроль

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе, является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля, является финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечение процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах народного хозяйства.

Финансовый контроль, является формой реализации контрольной  функции финансов, которая и определяет назначение и содержания финансового  контроля. В зависимости от социально-экономического положения государства, содержание финансового контроля существенно  обогащается.

Финансовый контроль – это совокупность действий и  операций по проверке финансовых и  связанных с ним вопросов деятельности субъектов хозяйствования. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а так же специально созданными учреждениями. Предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, налог на добавленную стоимость, отчисление в различные фонды.

Так как финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов, финансовый контроль является многоуровневым и  всесторонним. Финансовый контроль призван  обеспечивать интересы и права как  государства и его учреждений, так и всех других экономических  субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий финансовой стабильности. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, а так же контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики, затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государство, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а так же соблюдение установленных правил  организации денежных расчетов, ведения учетов и отчетности. Финансовый контроль за деятельностью предприятий, включает так же контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль, проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов, анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционной деятельности, правильность и достоверность финансовой отчетности, контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

В Российской Федерации  с учетом мирового и отечественного опыта существуют и используются различные формы контроля. В зависимости  от регламента, финансовый контроль подразделяется на обязательный и инициативный.

Обязательный  финансовый контроль осуществляется в  соответствии с действующим законодательством  в установленные сроки. К нему относится проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств.

Инициативный  контроль инициируется самим хозяйствующим  субъектом.

По времени  проведения различают предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль (до совершения хозяйственных  и финансовых операций) проводится на стадии рассмотрения бюджетов, финансово-плановых документов. Основная его цель –  своевременно пресекать незаконное, нецелевое, нерациональное, неэффективное  использование средств.

Текущий контроль осуществляется в ходе совершения финансово-хозяйственных  операций. Выполняется на основе данных первичных документов оперативного и бухгалтерского учета. Он позволяет, при необходимости регулировать хозяйственные ситуации, предотвращать  потери и убытки.

Последующий контроль  осуществляется после совершения финансово-хозяйственных операции. Основное его содержание – проверка выполнения планов по количественным и качественным операциям, соблюдения финансового законодательства, законности управленческих решений.

В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его  виды: государственный, реализуемый через общегосударственный контроль (президентский, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных учреждений) и ведомственный (структурных подразделений министерств, госкомитетов и других органов государственного управления); негосударственный и внешний (аудиторский)

Государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; организацией денежного обращения; использованием кредитных ресурсов; состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственным резервами; предоставлением налоговых и финансовых льгот.

Внутриведомственный контроль выполняют специальный  структуры министерств, в отношении  подведомственных им организаций. Обычно это контрольно-ревизионные департаменты, управления, отделы центрального аппарата отраслевых министерств, а так же контрольные подразделения территориальных  органов исполнительной власти.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется внутри организации, финансовыми и экономическими подразделениями. Цели и задачи контроля формируются органами управления хозяйствующего субъекта. Главное его значение – непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, производственной, выявлением внутрихозяйственных резервов, обеспечение сохранности денежным и материальных средств.

Ведущая роль во внутрихозяйственном контроле, принадлежит контролю, осуществляемому бухгалтерией организации в виде:

1) предварительного – на стадии рассмотрения первичных документов, поступающим главному бухгалтеру на подпись, связанных с расходованием материальных и денежных средств;

2) текущего – в ходе учетной регистрации хозяйственных операций;

3) последующего – на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации.

Муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления  при утверждении  местного бюджета его исполнении и при утверждении отчета о его исполнения. Глава местной администрации осуществляет местный финансовый контроль при исполнении  местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности.

Аудиторский контроль проводится аудиторскими компаниями в  соответствии действующим законодательством  и нормативными актами. В России, аудиторская деятельность – это  предпринимательская деятельность по независимой проверке финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности  финансовой отчетности аудируемых лиц  и соответствии порядка ведения  бухгалтерского учета законодательству РФ.

В ходе аудита финансовой отчетности должны быть получены достаточные  аудиторские доказательства, позволяющие  аудиторской организации с достаточной  степенью уверенности сделать выводы о соответствии:

- бухгалтерской  отчетности субъекта тем сведениям,  которыми располагает аудиторская  компания о деятельности экономического  субъекта; 
- бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухотчетности в РФ.

По методам  проведения финансового контроля, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, мониторинг, ревизии.

В процессе проведения проверок, на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются  отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются мера по устранению нарушений. Проверка носит выборочный характер. Например, тематическая проверка проводится по определенному кругу вопросов, путем ознакомления с отдельными участками финансово-хозяйственной  деятельности. Результаты проверки, оформляются  справками или докладными записками.

Обследование  в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемых экономических субъектов, для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  нормативов.

Анализ финансовой деятельности, как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности, с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансовой деятельности.

Мониторинг –  постоянный контроль со стороны кредитных  организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия  или клиента. Неэффективное использование  полученной ссуды и снижение платежеспособности, может привести к ужесточению  условий кредитований, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод  финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, целесообразности, эффективности. Ревизор  начинает свою работу с установления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам. Ревизии могут быть полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые, документальные и  фактические. Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а так  же различными государственными и негосударственными контроля.

Государственный и негосударственный финансовый контроль тесно взаимосвязаны и различаются лишь по субъектам контроля, а так же целями и методами. В первом преобладает правовая и количественная сторона контроля, а во втором – аналитическая. Государственный контроль направлен на отслеживание стоимостных пропорций распределения ВВП, движения во всех каналах денежных средств, связанных с формированием государственных финансовых ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и использования.

Негосударственный контроль, преследует цель сократить  отчисления в пользу государства  и другие издержки для того, что  бы повысить норму прибыли на вложенный  капитал. При этом государственный и негосударственный контроль, ограничены в рамках действующего законодательства. 

3.2 Органы, осуществляющие  финансовый контроль

Функции государственного финансового контроля распределяются между высшими органами государственного управления и органами управления финансовой и денежно-кредитной системой.

Высший уровень  государственного финансового контроля – парламент или соответствующие  ему органы, в составе которых  создаются специальные комитеты или комиссии по финансовым вопросам. На них возлагаются обязанности  контроля за соблюдением норм финансового законодательства, реализации финансовой политики государства.

Парламент осуществляет финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения проекта государственного бюджета на планируемый год и  отчета правительства  о его исполнении.

В РФ государственный  финансовый контроль осуществляют высшие органы государственной власти – Федеральное Собрание, Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата РФ, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию. Она проводит экспертизу федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и законодательных актов.

Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах  и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых  деклараций.

Важная роль в проведении финансового контроля отводится ФНС России и государственным  налоговым инспекциям, которые уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми юридическими и физическими лицами, подлежащим налогообложению.

Налоговые инспекции  обязаны:

- действовать  в строгом соответствие с законодательство;

- вести учет налогоплательщиков;

- проводить проверки  налогоплательщиков;

- ежемесячно  предоставлять финансовым органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей;

- информировать Минфин обо всех случаях неуплаты налогов;

- осуществлять  возврат излишне уплаченных налоговых  сумм;

Государственные налоговые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских  книг и других документов, связанных  с исчислением и уплатой в  бюджет налоговых и других обязательных платежей. Они могут требовать  необходимые объяснения, справки  и требования по вопросам, возникающим  при этих проверках и т.д.

Информация о работе Управление финансами и финансовая политика. Финансовый контроль