Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:48, научная работа

Описание работы

Правовая охрана окружающей среды - важный фактор обеспечения воспроизводства природных ресурсов и охраны здоровья населения. Окружающая среда издавна рассматривалась, во-первых, как естественное богатство средствами жизни (плодородие почвы, обилие рыбы в водах и т. д.), во-вторых, как естественное богатство средствами труда (водопады, судоходные реки, дерево, металлы, уголь и т. д.). Безусловно, во все времена взаимоотношения человека и природы являлись одним из факторов, определяющих вид цивилизации. Каждая эпоха добавляла как бы свой, штрих в эти взаимоотношения.

Работа содержит 1 файл

экол право.docx

— 48.46 Кб (Скачать)

Вместе  с развитием феодальных политических и социально-экономических структур общества развивалось регулирование  природоохранной деятельности. Конкретные ограничения и запреты были связаны  с правом собственности на природные  ресурсы (общинная, частновладельческая, царская, государственная) и с характером экономической деятельности (рыбная ловля, охота, использование лесных ресурсов, луговодство и др.). Регламентировались породы, размеры и количество выловленной! для царского обихода рыбы, годовой  объем добычи и переработки полезных ископаемых на государственных землях. Запреты на промыслах подразделялись на приостановочные сезонные, на временные (например, запрет рыбной ловли на конкретном водоеме на несколько лет) и полные. Оговаривались разрешенные. орудия промысла. Нарушители запретов подвергались различным наказаниям.

Принятие  в 1694 году Соборного уложения является вехой в истории природоохранною  законодательства России. Всего в |этот период (вторая половина XVII в.) насчитывалось  около 20 законов об охране природы.

Так, в  России впервые возникает природоохранительное законодательство в форме консервативной охраны природы, закладываются правовые основы рационального использования  природных ресурсов. В 1718-1719 гг. принимаются  акты о борьбе с загрязнением городских  водоемов и рек. В 1832 г. принимается  Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, который предусматривал наказания за действия, наносящие ущерб как общественному благоустройству, так и природной среде: засорение рек, каналов, источников и колодцев бросанием в них камней, песка и т. п. (ст. 52); за порчу воды в местах, где ее берут для внутреннего употребления (ст. 111); за проведение сточных труб в реки или каналы (ст. 53); за своз мусора, нечистот и палого скота не в назначенное для этого место (ст. 56). Много внимания уделялось охране лесных ресурсов. Ответственность предусматривалась за раскладывание огня или неосторожное обращение с огнем в близком расстоянии от лесов или кустарников, стоящего на корню или сжатого о хлеба, за курение в хвойных лесах в жареную сухую погоду, за употреблении при стрелянии в лесу для зарядов пакли или льна (ст. .95).

Новый этап в регулировании использования  и охраны природных богатств начался  во второй половине XIX в. после отмены крепостного права. Россия оставалась преимущественно крестьянской страной, в промышленности основную роль играли за-3 готовка леса и добыча полезных ископаемых. В этих условиях выработка  правил эксплуатации природных ресурсов, на которых держалась экономика  страны, становится важной государственной  задачей. Был принят новый Лесной устав, в разделе которого “О лесах  водоохранных” разъяснялось специальное значение лесов и обеспечивалась их охрана за счет казны. В России существовала достаточно разработанная система водного законодательства. Постановления о праве на воды и пользовании ими, распоряжения Правительства по вопросам судоходства, сплава, предупреждения потопов встречаются во многих документах, начинах с Соборною Уложения 1648 г. Так, в уголовном Уложении России 1903 г. (ст. 235-237) предусматривалась ответственность за использование собственником природных ресурсов в ущерб интересам общества, устанавливалось наказание за нанесение вреда минеральным источникам (ст. 384), надзор за которыми осуществляли горные инженеры. К началу 1907 г. в отдельных города” России существовали система очистки сточных вод: механическая - в Гатчине, Риге; биологическая - в Царском Селе, Ростове-на-Дону, Москве, Киеве и Одессе. Определенную деятельность в выполнении природоохранительного законодательства, обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляли органы полиции. Например, Уложение о наказании уголовных и исправительных (1903 г.) обязывало полицейских вести работы но предупреждению эпизоотии.

В начале ХХ в. в России учреждаются первые государств венные заповедники, находившиеся в подчинении Департамента земледелия, создаются частные заповедники. Так, заповедник Аскания-Нова был образован еще в 1898 г. на землях, принадлежавших Ф.З.Фальц-Фейну. Примерно в это же время в имении графов Потоцких в Волынской губернии создается заповедник площадью семь тысяч десятин для охраны зубров, оленей, бобров. В 1907 г. был подготовлен законопроект “О санитарной охране воздуха, воды и почвы” с целью обеспечения санитарного благополучия населения через усиление мер по защите вод от загрязнения нечистотами населенных пунктов, т. е. в нем речь шла об экологической безопасное в современном понимании. В этот период под охраной природы в России начинают понимать не только усилия по защите отдельных объектов природы, но и деятельность, направленную на сохранение и восстановление природных взаимосвязей с учетом воздействия человека на природу в конкретных регионах.

В советский  период в российском экологическом  праве предпочтение отдавалось правовому  регулированию общественных отношений  применительно к отдельным природным  объектам, в специальном экологическом  законодательстве не предусматривались  экологическая сертификация и экологический  аудит.

Сегодня стратегические интересы России обусловливают  установление и строжайшее соблюдение норм экологического права. Необходимо четкое осознание всем обществом  и особенно аппаратом управления того, что безопасность России должна включать проблемы не только войны  и мира, стихийного подъема экономики, но и всеобщей экологической безопасности. Сбалансированное использование природных  ресурсов - это комплекс экономических, финансовых, организационных решений  и реальных действий, когда использование  одною природного ресурса не наносит  вред другому. Управление по охране окружающей среды должно базироваться на сильном законодательстве, облагать большими полномочиями и средствами, иметь право противостоять последствиям несбалансированной политики.

Недостаточная эффективность экологической правовой системы определяется некоторыми пробелами  в законодательстве и его запутанностью, недостатками правоприменения, правоохраны, не обеспечивающими требования законодательных и подзащитных актов, дублированием в системе органов экологического управления и контроля, отсутствием взаимодействия правоохранительных органов между собой и с акциями общественных объединений в процессе предупреждения и пресечения правонарушений. Отражаются на функционировании правовой системы социальный климат в обществе, состояние политической, правовой, экологической культуры, нравственности и правопорядка. Отрицательно сказывается на применении экологического законодательства ставка на “саморегулирующую экономику”, требующая дополнительных финансовых и экономических стимулов охраны природы: экологического страхования, экологического аудита, льготного налогообложения экологически чистой продукции и природосберегающих производств.

Неразвитость  федерального экологического законодательства открывает возможность для самостоятельного законотворчества субъектов Федерации  по тем вопросам совместного ведения, которые не получили закрепления  в федеральных законах. Следовательно, на уровне регионов должен быть закреплен  алгоритм управления охраной окружающей среды с учетом реалий. Разрабатывая экологические законы, региональные власти должны стремиться к более  обстоятельному раскрытию в них  статей Конституции РФ, имеющих непосредственно  экологический характер.

Необходимым условием эффективности законодательства является контроль за ее исполнением. Экологический контроль - это функция экологического управления, правовая форма экологической деятельности, гарантия работы экономического, организационного и правового механизмов обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального природопользования. Он заключается в проведении оценки воздействия на окружающую среду, регулярных экологических ревизий и оценки выполнения нормативов организаций и компаний, соблюдения юридических требований, предоставления соответствующей отчетности.

Существуют  государственный, производственный и  общественный экологический контроль.

Государственный контроль осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти, специально уполномоченными  на то государственными органами всех уровней и соответствующими администрациями  за соблюдением экологического законодательства, специальных норм, правил и нормативов, за проведением экологических мероприятий  всеми министерствами, ведомствами, организациями независимо от подчиненности и форм собственности.

Производственный  экологический контроль осуществляется структурными подразделениями организаций  за соблюдением экологических норм, правил и нормативов на производственных участках, за загрязнением природной  среды выбросами (сбросами) данной организации, за соответствием указанным нормам, правилам и нормативам выпускаемой  продукции, т. е. является составной  частью производственной и социальной деятельности.

Общественный  экологический контроль возложен на общественные объединения, трудовые коллективы и граждан за соблюдением экологических  норм, проведением экологических  мероприятий - референдумов или обсуждений, мероприятий, затрагивающих интересы населения, проживающего на данной территории. Общественность принимает участие  в государственных экспертизах, в оценке воздействия на окружающую среду и т. д. Общественный экологический  контроль выступает гарантией реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, участие в экологическом управлении, при принятии экологически значимых решений.

Для более  полного охвата территории нашей  страны всеми видами экологического контроля необходимы комплексная система  экологического просвещения, постоянное пополнение экологических знаний, привлечение  новых технологий и высококвалифицированных  специалистов для максимальной эффективности  экологического управления.

Проблема  качества окружающей природной среды  давно переросла национальные рамки  и вышла на уровень одной из глобальных проблем современности. Этим объясняется отнесение права  на благоприятную окружающую среду  к числу прав человека третьего поколения, т. е. коллективных прав человека.

Во многом реализация права на благоприятную  окружающую среду пересекается с  другими правами человека и гражданина. Так, личные права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества  от какого-либо незаконного вмешательства. Политические права выражают возможности личности на участие в осуществлении государственной власти, в частности, посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений или установления контроля за властью, например, путем судебного обжалования решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, а также лиц, нарушающих экологические права граждан. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

В объективном  смысле право на благоприятную окружающую среду представляет собой сложный  межотраслевой комплекс правовых норм, призванных регулировать отношения  между человеком, обществом и  государством в области окружающей среды с целью создания юридических  гарантий для реализации разнообразных  индивидуальных и общественных экологических  интересов.

По российскому  законодательству это право обеспечено, планированием и нормированием  качества окружающей природной среды; мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствии; социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных  и общественных фондов помощи; возмещением  в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;

государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства; привлечением к ответственности лиц, виновных в его нарушении.

Федеральными  законами предусмотрен ряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений в  области охраны окружающей природной  среды. Они включают право: участвовать  в собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, жалобами, заявлениями; требовать их рассмотрения, предоставления своевременной, полной и достоверной  информации от соответствующих органов  о состоянии природной среды  и мерах по, ее охране; отмены решений  в административном или судебном; порядке о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности организаций и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека; ставить вопросов привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Реализация  экологических прав населения неразрывно связана с преодолением экологической  безграмотности. Экологическое образование  и воспитание предполагают всеобщее, комплексное непрерывное повышение  экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов, охватывающие весь процесс дошкольною, школьною, вузовского образования и воспитания, повышение квалификации работников. Федеральное законодательство предусматривает  овладение минимумом экологических  знаний независимо от профиля учебного заведения, преподавание специальных  курсов по охране окружающей природной  среды и рациональному природопользованию, учет необходимой экологической  подготовки при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. Следует подчеркнуть важность распространения  эколого-правовых знаний в системе  экологического образования, которое  должно наряду с образовательными учреждениями осуществляться государственными органами, профессиональными союзами, общественными  объединениями, средствами массовой информации.

От экологической  грамотности и обоснованности действий всего населения и конкретных лиц во многом зависит реальность будущих поколений. Сохранение природы  и самого себя замкнулись на человеке, его умении взять под контроль и регуляцию основные процессы в биосфере. Сегодня только человек всей законодательно установленной экологопродуманной деятельностью может обеспечить нормальный круговорот веществ на Планете.

Информация о работе Экологическое право