Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:12, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. В экологическом праве им уделяется повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим охраны с учетом особенностей их статуса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1 Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
1.2 Понятие и классификация особо охраняемых природных территорий
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников и заказников
2.2 Правовой статус национальных и природных парков
2.3 Правовое положение памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 90.99 Кб (Скачать)

     Государственные природные заповедники имеют  статус природоохранных, научно-исследовательских  и эколого-просветительских учреждений, в которых трудятся около 5 тыс. штатных  работников. История создания общегосударственных  заповедников насчитывает 80 лет, первый такой заповедник был создан еще  в конце 1916 г. – это знаменитый Баргузинский заповедник на Байкале, функционирующий и в наши дни.

     На  государственные природные заповедники  возлагаются следующие задачи:

     - осуществление охраны природных  территорий в целях сохранения  биологического разнообразия и  поддержания в естественном состоянии  охраняемых природных комплексов  и объектов;

     - организация и проведение научных  исследований, включая ведение Летописи  природы;

     - осуществление экологического мониторинга  в рамках общегосударственной  системы мониторинга окружающей  природной среды;

     - экологическое просвещение;

     - участие в государственной экологической  экспертизе проектов и схем  размещения хозяйственных и иных  объектов;

     - содействие в подготовке научных  кадров и специалистов в области  охраны окружающей природной среды.

     б) национальные парки;

     Национальные  парки в Российской Федерации  стали создаваться с 1983 г., на сегодняшний  день в России имеется 32 национальных парка (0,6% всей территории России). Практически все национальные парки находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и только два ("Переславский" и "Лосиный остров") находятся в ведении соответственно администрации Ярославской области и правительства Москвы.

     Неповторимость  системы заповедников и национальных парков России, их роль в сохранении природного наследия и биологического разнообразия признаны во всем мире. 18 российских заповедников имеют международный  статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 5 заповедников и 4 национальных парка  находятся под юрисдикцией Всемирной  конвенции о сохранении культурного  и природного наследия, 8 заповедников и 1 национальный парк подпадают под  юрисдикцию Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, 2 заповедника имеют дипломы Совета Европы.

     Конкретный  национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого  государственным органом, в ведении  которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным  органом Российской Федерации в  области охраны окружающей природной  среды. Вокруг национального парка  создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

     Национальные  парки являются природоохранными, эколого-просветительскими  и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и  объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования  в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и  для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

     - сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных  участков и объектов;

     - сохранение историко-культурных  объектов;

     - экологическое просвещение населения;

     - создание условий для регулируемого  туризма и отдыха;

     - разработка и внедрение научных  методов охраны природы и экологического  просвещения;

     - осуществление экологического мониторинга;

     - восстановление нарушенных природных  и историко-культурных комплексов  и объектов.

     в) природные парки;

     Это природоохранные рекреационные  учреждения, находящиеся в ведении  субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую  и эстетическую ценность, и предназначены  для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных  целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

     - сохранение природной среды, природных  ландшафтов;

     - создание условий для отдыха (в  том числе массового) и сохранение  рекреационных ресурсов;

     - разработка и внедрение эффективных  методов охраны природы и поддержание  экологического баланса в условиях  рекреационного использования территорий  природных парков.

     г) государственные природные заказники;

     Это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов  и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники  могут иметь различный профиль, в том числе быть:

     - комплексными (ландшафтными), предназначенными  для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

     - биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

     - палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

     - гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

     - геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

     В соответствии с земельным законодательством  создание государственных природных  заказников согласуется с собственниками, владельцами и пользователями участков земли и акватории, на которых  они расположены. На территории государственных  природных заказников постоянно  или временно запрещается или  ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным  комплексам и их компонентам.

     Собственники, владельцы и пользователи земельных  участков, которые расположены в  границах государственных природных  заказников, обязаны соблюдать установленный  в государственных природных  заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

     д) памятники природы;

     Это уникальные, невосполнимые, ценные в  экологическом, научном, культурном и  эстетическом отношениях природные  комплексы, а также объекты естественного  и искусственного происхождения.

     Собственники, владельцы и пользователи земельных  участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

     В случае непосредственной угрозы уничтожения  вновь выявленных уникальных природных  комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками  природы специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальные подразделения принимают решения о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.

     е) дендрологические парки и ботанические сады;

     Дендрологические  парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных  коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного  мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и  ботанических садов предназначаются  только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование  дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским  или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся  дендрологические парки и ботанические сады.

     Территории  дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в  том числе:

     а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

     б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

     в) административную.

     ж) лечебно-оздоровительные местности  и курорты.

     К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации  лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и  обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты  и условия). Лечебно-оздоровительные  местности и курорты выделяются в целях их рационального использования  и обеспечения сохранения их природных  лечебных ресурсов и оздоровительных  свойств.

     Хотя  в Федеральном законе "Об особо  охраняемых природных территориях" зеленые зоны городов и других поселений не выделены в качестве самостоятельного вида особо охраняемых природных территорий, по существу, они являются таковыми. В Законе об охране окружающей среды этот вид  включен в главу "Природные  объекты, находящиеся под особой охраной". Такие зоны выполняют  средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции. К природным объектам особой охраны относятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их охрана преследует главную цель сохранения биологического разнообразия.

     Развитие  системы особо охраняемых природных  территорий в России теснейшим образом  связано с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную  окружающую среду. Окружающую среду  можно считать благоприятной, если ее состояние соответствует установленным  в экологическом законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (не загрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.

     С учетом особой значимости особо охраняемых природных территорий законодательством  установлены специфические требования в отношении них. Так, Закон об охране окружающей среды запрещает  изъятие земель природно-заповедного  фонда, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены  природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное  и иное ценное значение и находящиеся  под особой охраной, не подлежат приватизации.

     Регулируется  режим особо охраняемых природных  территорий Федеральными законами "Об охране окружающей среды" (в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ), "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ) и "О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ), Земельным кодексом РФ, другими нормативными правовыми  актами.

     Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий