Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:12, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. В экологическом праве им уделяется повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим охраны с учетом особенностей их статуса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1 Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
1.2 Понятие и классификация особо охраняемых природных территорий
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников и заказников
2.2 Правовой статус национальных и природных парков
2.3 Правовое положение памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 90.99 Кб (Скачать)

     - государственные инспектора по  охране национального природного  парка (специалисты, ведающие  вопросами организации рационального  природопользования, лесники и егеря).

     На  службу охраны национальных природных  парков возлагается осуществление  мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Перечень работников службы охраны национальных природных  парков, относимых к государственной  лесной охране, утверждается государственным  органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

     Научно-исследовательская  деятельность в национальных природных  парках направлена на разработку и  внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных  и историко-культурных комплексов и  объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз  экологической обстановки в регионе.

     Просветительская  деятельность национальных природных  парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию  музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных  экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение  учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных  учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.

     Хозяйственная деятельность национальных природных  парков направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого  туризма и отдыха в природных  условиях.

     За  деятельностью национальных природных  парков осуществляется ведомственный  и государственный контроль.

     Ведомственный контроль за деятельностью национальных природных парков осуществляется государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные природные парки, а также иными государственными органами в пределах их компетенции.

     Государственный контроль за деятельностью национальных природных парков осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами.

     Национальные  и природные парки включаются в государственный кадастр особо  охраняемых природных территорий. Государственный  кадастр особо охраняемых природных  территорий (далее именуется - кадастр) является официальным документом, который  содержит регулярно обновляемые  сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.

     Итак, исходя из всего вышеизложенного, правовое положение национального парка  характеризуется двойственностью. С одной стороны, это государственное учреждение, выполняющее научные и туристические функции, занимающиеся просветительством. В этом качестве оно наделяется правами юридического лица и полномочиями субъекта права пользования землей, полученной из федеральной собственности. С другой стороны, это природный комплекс, изъятый из хозяйственного оборота, сочетающий в себе решение экологических, рекреационных и просветительских задач. 

     2.3 Правовое положение памятников  природы и иных особо охраняемых  природных территорий 

     В нашей стране взяты под охрану разнообразные памятники природы. Среди них участки леса с ценными  древесными породами, вековые деревья, кустарники, участки территории с  особо ценной растительностью, отдельные  виды исчезающих растений местной флоры, произведения садово-паркового искусства (сады, парки, дендрарии, аллеи и др.). Законом охраняются памятники неживой  природы (пещеры, валуны, скалы, обнажения  ледниковых отложений и коренных пород и др.), различные гидрологические  объекты (водопады, водные источники, озера, болота и др.) и другие достопримечательности  природы. Охрана устанавливается и  над природными объектами, имеющими культурное и историко-мемориальное значение.

     В соответствии с ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", памятники  природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные  комплексы, а также объекты естественного  и искусственного происхождения.

     Памятники природы могут иметь федеральное  или региональное значение в зависимости  от природоохранной, эстетической и  иной ценности охраняемых природных  комплексов и объектов.

     Эта категория особо охраняемых природных  территорий наиболее распространена на региональном уровне, памятников природы  федерального значения в России всего 28, общей площадью 19,351 тыс. га.

     Природные объекты и комплексы объявляются  памятниками природы федерального значения, а территории, занятые  ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению  органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Памятниками природы федерального значения объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении и нуждающиеся в особой охране государства.

     Памятниками природы не могут быть объявлены  природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных  природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а  также входящие в состав природных  комплексов, уже объявленных памятниками  природы. Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.

     Памятниками природы могут быть объявлены  участки суши и водного пространства, а также одиночные природные  объекты, в том числе:

     - участки живописных местностей;

     - эталонные участки нетронутой  природы;

     - участки с преобладанием культурного  ландшафта (старинные парки, аллеи,  каналы, древние копи и т.п.);

     - места произрастания и обитания  ценных, реликтовых, малочисленных  редких и исчезающих видов  растений и животных, в том  числе на границах их ареалов;

     - лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам  (породный состав, продуктивность, генетические  качества, строение насаждений и  т.п.), а также образцы выдающихся  достижений лесохозяйственной науки  и практики;

     - небольшие дендрологические парки;

     - природные объекты, играющие важную  роль в поддержании гидрологического  режима;

     - уникальные формы рельефа и  связанные с ними ландшафты  (горы, группы скал, ущелья, каньоны,  дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);

     - геологические обнажения, имеющие  научную ценность (опорные разрезы,  стратотипы, выходы редких минералов,  горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном  числе);

     - геолого-географические полигоны, в  том числе классические участки  с особенно выразительными следами  сейсмических явлений, а также  обнаружения разрывных и складчатых  нарушений залегания горных пород;

     - местонахождения редких или особо  ценных палеонтологических объектов;

     - участки рек, озер, водно-болотных  комплексов, водохранилищ, морских  акваторий, небольшие реки с  поймами, озера, водохранилища  и пруды;

     - природные гидроминеральные комплексы;

     - термальные источники, месторождения  лечебных грязей;

     - береговые объекты (косы, перешейки,  полуострова, острова, бухты, лагуны  и т.п.);

     - отдельные объекты живой и  неживой природы (места гнездования  птиц, деревья-долгожители и имеющие  историко-мемориальное значение, растения  причудливых форм, единичные экземпляры  экзотов и реликтов, вулканы, холмы,  ледники, валуны, водопады, гейзеры,  родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).

     Природные объекты и комплексы объявляются  памятниками природы регионального  значения, а территории, занятые  ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной  власти субъектов Российской Федерации.

     Органы  государственной власти Российской Федерации и органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье  ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным  органом Российской Федерации в  области охраны окружающей природной  среды.

     Объявление  природных объектов и комплексов памятниками природы производится, как правило, без изъятия земельных  участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев  и землепользователей, но допускается  и с изъятием занимаемых ими земельных  участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Отвод  земельных участков для заявленных целей допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном  порядке.

     В целях защиты памятников природы  от неблагоприятных антропогенных  воздействий на прилегающих к  ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

     В случае необходимости изъятия земельных  участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих  субъектов Российской Федерации  по согласованию с Правительством Российской Федерации.

     Распределение памятников природы и заказников в лесном фонде по профилю представляются в следующем виде: памятники природы  биологические – 40%, гидрологические  – 25%, геологические – 4%, комплексные – 31%, заказники биологические – 14%, гидрологические – 8%, комплексные – 78%.

     В памятниках природы и заказниках, находящихся под охраной органов  лесного хозяйства, установлен и  поддерживается режим невмешательства  в процессы естественного развития природных сообществ, исключающий  проведение рубок главного пользования, а в отдельных случаях и  рубок ухода.

     На  территориях, на которых находятся  памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение  сохранности памятников природы. В  частности, запрещается:

     1) предоставление садоводческих и  дачных участков;

     2) строительство федеральных автомобильных  дорог, трубопроводов, линий электропередачи  и других коммуникаций, а также  строительство и эксплуатация  промышленных, хозяйственных и жилых  объектов, не связанных с функционированием  особо охраняемых природных территорий;

     3) движение и стоянка механических  транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

     4) иные виды деятельности, запрещенные  федеральными законами.

     Например, общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Актив" обратилось к администрации  муниципального района Шигонский Самарской области, с. Шигоны Самарской области, с предложением заключить договор купли-продажи земельного участка общей площадью 67 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, район Шигонский, Муранский бор, б/о "Чайка". Администрация муниципального района от заключения договора отказалась, мотивируя тем, что данный земельный участок относится к особо охраняемым природным территориям. Общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд, считая, что спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения и особо охраняемой природной территорией не является. Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2009 в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий