Задачи по экологическому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:42, задача

Описание работы

1. Задачей охватываются правоотношения в сфере гражданского и уголовного права.
2. Отношения, описываемые в данной задаче, регулируются нормами экологического, земельного и административного права.
3. В задаче рассматриваются отношения в сфере экологического и конституционного права.
4. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологического права, а также отношения по оспариванию нормативно-правовых актов.

Работа содержит 1 файл

Ekologia_Zadachi_Vse_2012.doc

— 846.00 Кб (Скачать)

 - норматив стоимости объекта  животного мира данного вида, определенный в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящей Методике, руб./экземпляр (Красный волк – 75000 рублей)

В соответствии со статьей 259 УК РФ «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации»

Уничтожение критических  местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, -

наказывается штрафом  в размере от трехсот тысяч  до пятисот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными  работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998г.

№14 «О практике применения судами законодательства об ответственности  за экологические правонарушения» вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 86 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

  1. К гражданину Н. может быть применена административная ответственность за нарушение

правил поведения  в зоопарке.

Возможна также вина работников зоопарка, обеспечивающих кормление животных. Не ясно, откуда взялся отравленный кусок мясо. Животное могло само его найти и съесть без помощи посетителей.

 

Задача 3

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере правового механизма охраны окружающей среды.
  2. ФЗ от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

Приказ МПР  от 25 декабря 2002 г. N 910 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ  ПОЛОЖЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ  «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ»

  1. Материалы судебной практики не использовала.
  2. С теоретических позиций в данной задаче необходимо установить режим на территории национальных парков.
  3. В соответствии с Федеральным закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об особо

охраняемых природных территориях" (ст. 15) на землях, включенных в границы  национального парка без изъятия  из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

По решению Правительства Российской Федерации в соответствующих  функциональных зонах допускаются  строительство, реконструкция и  эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. (ст. 15, Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об особо охраняемых природных территориях")

В соответствии со ст.95 "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 01.07.2011)):

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.

ст. 222, "Гражданский  кодекс Российской Федерации (часть  первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011):

Статья 222. Самовольная постройка

1. Самовольной постройкой  является жилой дом, другое  строение, сооружение или иное  недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную  постройку, не приобретает на  нее право собственности. Оно  не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в  аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка  подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме  случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Абзац утратил силу  с 1 сентября 2006 года. - Федеральный  закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ.

Право собственности на самовольную постройку может  быть признано судом, а в предусмотренных  законом случаях в ином установленном  законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может  быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права  и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни  и здоровью граждан.

В п.6.8.  Приказ МПР от 25 декабря 2002 г. N 910 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ»говорится, что на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной деятельности, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется Положением, утверждаемым МПР России по согласованию с Правительствами Москвы и Московской области.

П.9.1. Нарушение установленного режима или правил охраны и использования  окружающей природной среды и природных ресурсов на территории национального парка, а также его охранной зоны, влечет за собой применение мер административной ответственности.

9.2 Законодательством Российской  Федерации устанавливается уголовная  ответственность за нарушение  режима национального парка.

Для наступления уголовной  ответственности, предусмотренной  статьей  262. «нарушение режима особо  охраняемых природных территорий и  природных объектов» необходимо наступление последствий в виде причинения значительного ущерба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 10, Тема 8.

Задача 1.

1. В данной задаче затрагиваются отношения в области правового механизма охраны окружающей среды, а также вопросы привлечения к уголовной ответственности.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г.

ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Водный кодекс РФ от 3 июня 2006г. №74-ФЗ

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998г. №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»

4. С теоретических позиций  в данной задаче необходимо  рассмотреть вопрос о реализации  правового механизма охраны окружающей  среды и юридической ответственности  за экологических правонарушения.

5. 1) Чтобы понять имеется ли в действиях гр.Белобородова состав преступления ст. 250 УК РФ, необходимо рассмотреть все элементы состава.

Субъектом данного преступления может быть любое лицо, достигшее 16 лет. Согласно п.9 Постановления Пленума  ВС РФ от 5 ноября 1998г. №14 к уголовной  ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие это преступление.

Объектом данного преступления являются отношения в области  охраны водных объектов. Правила охраны вод содержатся в многочисленных законодательных и иных нормативно-правовых актах: в Водном кодексе РФ, Законе "Об охране окружающей природной среды", правилах охраны вод от загрязнения, правилах, регулирующих определение и взимание платы и определяющих нормативы сброса загрязняющих веществ и размещение отходов, в санитарно-гигиенических и иных нормативах и т. д.

Субъективная сторона  указанного состава выражается в  форме косвенного умысла, когда лицо осознает противоправность совершаемых им действий, нарушающих установленные уголовным и иным законодательством запреты на загрязнение вод или запреты на превышение объемов сбрасываемых в воды веществ и продуктов, либо запреты на качественный состав сбрасываемых веществ, продуктов и т. п., допускает наступление указанных последствий либо относится к их наступлению безразлично. Директор знал о недостатках очистных сооружений, и о противоправном характере своих действий, но относился безразлично к наступлению последствий.

Объективная сторона данного преступления охватывает действия или бездействие, состоящие в нарушении экологических требований и правил в сфере водопользования и охраны вод, санитарных нормативов и требований к качеству вод, указанные в диспозиции статьи. Состав является материальным и предполагает наступление последствий. С точки зрения квалификации нам важна причинно-следственная связь между действием и наступившими последствиями.

В диспозиции статьи указано  несколько вариантов деяния. В  данной задаче имеет место загрязнение  вод. Под загрязнением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование или негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов (ст. 1 Водного кодекса), т. е. привнесение в воды инородных веществ, соединений, которые запрещено привносить в водные объекты либо на привнесение которых установлены особые ограничения (по количеству, качественному составу, времени и т. п.).

Объективная сторона состава выполнена, а также имеются негативные последствия в виде причинения крупного ущерба водным объектам и рыбным запасам, что необходимо для квалификации деяния по данной статье.

Можно сделать вывод, что в действиях Белобородова имеется состав преступления.

2) В действиях директора имеется состав преступления, предусмотренного статьей 250 УК РФ. Гражданин может быть привлечён к ответственности по ч.1 ст.250 УК РФ.

Также гражданин может быть привлечен  к ответственности по ст. 246 УК РФ. Рассматриваемое преступление имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые конкретными составами преступлений, содержащимися в главе "Экологические преступления". В противном случае возникает конкуренция общей и специальной  нормы  и применяется  последняя.

Общественная опасность  преступления состоит в причинении вреда отношениям в сфере обеспечения  экологической безопасности посредством  ухудшения качества природной среды. Преступление характеризуется как действием, так и бездействием.

Порядок реализации экологических  требований при размещении, технико-экономическом  обосновании проектов, при проектировании и строительстве объектов, при  приемке их в эксплуатацию также  подробно регламентируется в нормативно-технических документах, где предусматривает перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке. 
        Преступление считается оконченным, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Между деянием и последствиями необходимо установить причинную связь. 
О понятии массовой гибели животных см. комментарий к ст. 250. 
        Субъективная сторона преступления характеризуется умышленным или неосторожным нарушением правил охраны окружающей среды и, как правило, неосторожностью по отношению  к  последствиям. 
   Субъект преступления - специальный - лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации, лицо, выполняющее управленческие функции на негосударственном предприятии, в учреждении, и иные лица, ответственные за проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных, военных и иных объектов. Ответственность за данное преступление предусмотрена с 16 лет.

 

Задача 2.

    1. В данной задаче затрагиваются отношения в области правового механизма

охраны окружающей среды.

    1. ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

ФЗ от 24 апреля 1995г. №52-ФЗ «О животном мире»

УК РФ от 13 июня 1996г. №63-ФЗ

Информация о работе Задачи по экологическому праву