Задачи по экологическому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:42, задача

Описание работы

1. Задачей охватываются правоотношения в сфере гражданского и уголовного права.
2. Отношения, описываемые в данной задаче, регулируются нормами экологического, земельного и административного права.
3. В задаче рассматриваются отношения в сфере экологического и конституционного права.
4. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологического права, а также отношения по оспариванию нормативно-правовых актов.

Работа содержит 1 файл

Ekologia_Zadachi_Vse_2012.doc

— 846.00 Кб (Скачать)

Статья 661 ГК РФ к обязанности  арендатора относит расходы, связанные  с эксплуатацией арендованного предприятия, если иное не предусмотрено договором. К эксплуатационным расходам могут быть отнесены и расходы по оформлению (переоформлению) документов, разрешающих эксплуатацию экологически опасного объекта, приобретению оборудования, снижающего негативное воздействие на окружающую среду (например, различных фильтров и другого очистного оборудования), внесению платы за загрязнение окружающей среды, налога на добычу полезных ископаемых, платежей по экологическому страхованию.

Арендатор не может быть привлечен к ответственности за вред, причиненный до заключения договора аренды, поскольку он не имел никаких правоотношений с арендодателем и не обладал объектом повышенной опасности. Также необходимо учитывать сроки давности привлечения к различным видам ответственности, поскольку они могли истечь с даты предполагаемого причиненного вреда. Более того, возможно включить в договор аренды условие о том, что всю ответственность за вред, причиненный предприятием до заключения договора аренды несет арендодатель, а также установить штрафные санкции на него в случае отказа от возмещения данного вреда.

 

Задача 4.

    1. В данной задаче рассматривается круг отношений в области правового механизма охраны окружающей среды.
    2. ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Водный кодекс РФ от 3июня 2006г. №74-ФЗ

Постановление Правительства  РФ от 30 июня 2004г. №400 «Об утверждении  Положения о Федеральной службе в сфере природопользования и  внесении изменений в Постановление  Правительства РФ от 22 июля 2004г. №370»

    1. Судебная практика не использовалась.
    2. 1) Легальное понятие вреда окружающей среде содержится в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды». Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

2)Согласно п.3 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей  среды» вред окружающей среде,  причиненный субъектом хозяйственной  и иной деятельности, возмещается  в соответствии с утвержденными  в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно п. 2 ст. 69 Водного кодекса РФ: Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство в своем  Постановлении от 04.11.2006 N 639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» поручила разработать эту методику Министерству природных ресурсов и экологии РФ.

 Методика исчисления  вреда определена Приказом Минприроды РФ от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства».

3) В соответствии с п. 9 Приказа Минприроды РФ от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»: Исчисление размера вреда производится с учетом факторов, влияющих на его величину и к которым относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект. Поэтому негативные изменения в состоянии водного объекта учитываются.

4) Полномочие на предъявление исков Росприроднадзором нигде не предусмотрено.

 

Задача 6

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере правового механизма охраны окружающей среды.
  2. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"

Гражданский Кодекс Российской Федерации

Требования по предотвращению гибели животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 997.

  1. Материалы судебной практики не использовала.
  2. С теоретической точки зрения необходимо решить вопрос о наличии оснований для освобождения от ответственности при причинении вреда животному миру при осуществлении производственных процессов.
  3. В соответствии с п. 5 Требований «юридические и физические лица, действующие во

всех сферах производства, обязаны  своевременно информировать специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного  мира и среды их обитания о случаях  гибели животных при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». В Требованиях также есть специальный раздел, посвященный правилам при строительстве и эксплуатации ЛЭП: «33. При проектировании и строительстве новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время пролета.

34. Линии электропередачи, опоры  и изоляторы должны оснащаться  специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими  птицам устраивать гнездовья  в местах, допускающих прикосновение  птиц к токонесущим проводам.

Запрещается использование  в качестве специальных птицезащитных  устройств неизолированных металлических  конструкций.

35. Для предотвращения  гибели объектов животного мира  от воздействия электромагнитного  поля линий электропередачи вдоль  этих линий устанавливаются санитарно-защитные полосы.

36. Запрещается превышение нормативов  предельно допустимых уровней  воздействия электромагнитных полей  и иных вредных физических  воздействий линий электропередачи  на объекты животного мира.

37. Трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и другими), предотвращающими проникновение животных на территорию подстанции и попадание их в указанные узлы и механизмы.

38. В местах массовой миграции птиц для предотвращения их гибели от столкновения с линиями связи рекомендуется замена воздушной проводной системы связи на подземную кабельную или радиорелейную».

Ответчик знал о том, что птицы часто гибнут таким  образом. Тем не менее, специальные птицезащитные устройства не были установлены.

В статье 56 ФЗ «О животном мире»  установлена ответственность юридических  лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде  их обитания: «Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды».

Существует Приказ МПР  РФ от 28.04.2008 N 107 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания". Приложением к этому документу являются нормативы стоимости таких объектов. Стоимость степного орла определена как 50 000 руб.

Однако организация не будет являться надлежащим ответчиком. В соответствии с ГК : Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и  граждане, деятельность которых  связана с повышенной опасностью  для окружающих (использование транспортных  средств, механизмов, электрической  энергии высокого напряжения, атомной  энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда  возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют  источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

2. Владелец  источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

3. Владельцы источников  повышенной опасности солидарно  несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия  этих источников (столкновения транспортных  средств и т.п.) третьим лицам  по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается  на общих основаниях (статья 1064).

 

Задача 7

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере правового механизма охраны окружающей среды, в частности вопросы регулирования загрязняющих веществ, их выбросы в атмосферу.
  2. ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г.

  1. Материалы судебной практики не использовала.
  2. Система норм, ре-гулирующих отношения по использованию природных богатств,

называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом.

Видом использования атмосферы  является выброс загрязняющих веществ  в атмосферу.

Специфические виды использования атмосферы, регулируе-мые Законом об охране атмосферного воздуха, — потребление ат-мосферного воздуха для производственных нужд и удаление за-грязняющих веществ в процессе функционирования общества.

Основными видами пользования животным миром в соответ-ствии со ст. 34 Закона о животном мире являются охота и рыбо-ловство, включая добычу водных беспозвоночных и морских мле-копитающих.

Важное юридическое значение имеет классификация приро-допользования  на общее и специальное. Ее критерием  являются основания возникновения права природопользования.

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует  в каждом конкретном случае особого  разрешения со сто-роны компетентных государственных  органов, а также юридичес-ких  или физических лиц, за которыми природные объекты за-креплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объ-ектами возникает непосредственно из законов или иных норма-тивных актов.

Закон о животном мире прямо  не предусматривает права об-щего пользования животным миром. Более  того, ст. 33 устанав-ливает, что объекты  животного мира могут предоставляться  юри-дическим лицам в долгосрочное пользование и гражданам  в  краткосрочное пользование. Однако Положением о лицензирова-нии деятельности по организации спортивного и любительского лова регулируется лицензионный порядок лова лишь ценных видов рыб, водных животных и растений. Спортивный и люби-тельский лов видов, не отнесенных к ценным, не в целях извлечения доходов осуществляется свободно.

Специальное пользование  землей, недрами, водами, лесам животным миром и атмосферой связано, как  правило, с удостоверением экономических  интересов общества, юридически физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем ем природопользовании, воздействиями на природу.

Специальное природопользование реализуется в формах:

• комплексного природопользования,

• специального пользования водами, недрами, объектами жи-вотного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природ-ного ресурса в пользование  используются в большей или меньшей  степени другие ресурсы либо на них  оказывается воздействие.

Информация о работе Задачи по экологическому праву