Задачи по экологическому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:42, задача

Описание работы

1. Задачей охватываются правоотношения в сфере гражданского и уголовного права.
2. Отношения, описываемые в данной задаче, регулируются нормами экологического, земельного и административного права.
3. В задаче рассматриваются отношения в сфере экологического и конституционного права.
4. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологического права, а также отношения по оспариванию нормативно-правовых актов.

Работа содержит 1 файл

Ekologia_Zadachi_Vse_2012.doc

— 846.00 Кб (Скачать)
    1. Постановление Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998г. №14 «О практике применения

судами законодательства об ответственности за экологические  правонарушения»

    1. 1) Необходимо рассмотреть состав статьи 258 УК РФ.

Действия Следнева будут квалифицироваться как незаконная охота в следующих случаях:

- с причинением крупного ущерба;

- с применением механического  транспортного средства или воздушного  судна, взрывчатых веществ, газов  или иных способов массового  уничтожения птиц и зверей;

- в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

- на особо охраняемой природной  территории либо в зоне экологического  бедствия или в зоне чрезвычайной  экологической ситуации.

2) Крупным признается ущерб в зависимости от стоимости, количества добытого, распространенности животного, их отнесения  специальным категориям, например, редким и исчезающим видам.

Согласно статье 57 ФЗ «Об охоте  и сохранении охотничьих ресурсов» 

1. Лица, виновные в нарушении  законодательства в области охоты  и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В целях настоящей статьи  к охоте приравнивается нахождение  в охотничьих угодьях физических  лиц с орудиями охоты и (или)  продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

Статья 58. Возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам

Возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке  на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

В соответствии с Приказом Минсельхозпрода  РФ от 25.05.1999 N 399 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»: Лось – 50 МРОТ.

Крупный ущерб  – это оценочная характеристика в данном случае. Поэтому для однозначного ответа надо исследовать все обстоятельства дела. Скорее всего, 50 МРОТ – недостаточно крупный ущерб для привлечения лица к уголовной ответственности.

Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14  «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». При определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением и подлежащего возмещению, надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.

 

Задача 3.

  1. В данной задаче затрагиваются отношения в области правового механизма

охраны окружающей среды.

  1. ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Водный кодекс РФ от 3 июня 2006г. №74-ФЗ

УК РФ от 13 июня 1996г. №63-ФЗ

  1. Постановление Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998г. №14 «О практике применения

судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»

  1. 1) Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14

«О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические  правонарушения» под иными тяжкими  последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

2) В данном случае значение  судебной практики носит разъясняющий  характер; оно уточняет положение УК РФ. Формально оно не имеет обязательного характера, но фактически определяет правоприменительную деятельность судов. Но в данном случае следует деяние следует квалифицировать по ст. 8.12 КоАП РФ Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования, так как состав административного правонарушения имеет формальный состав, а состав преступления – материальный. В данной задаче не указаны наступившие последствия.

 

Задача 4.

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в области правового механизма

окружающей  среды.

  1. ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Водный кодекс РФ от 3 июня 2006г. №74-ФЗ

Санитарные правила для  животноводческих предприятий. Утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 31 декабря1987г. №4542-87

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14.
  2. Согласно п.6 ст. 60 Водного кодекса при эксплуатации водохозяйственной

системы запрещается:

1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В данном случае имело место превышение допустимых концентраций в водах, которые  стекали в ручей. Происходило  это из-за того, что к ним примешивался навоз, который не был убран с  той площади, откуда стекала вода.

Согласно статье  68 ВК лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п.9  Постановления Пленума  ВС РФ от 05.11.1998 N 14 указано, что эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части статьи 250 УК РФ.

К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие это преступление.

Чтобы наступила ответственность  по статье 250 необходима причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Согласно части 1 статьи 250 последствия  могут быть выражены в виде причинения существенного вреда рыбным запасам, в данном случае загрязнение повлекло массовую гибель рыб.

Налицо противоправное деяние и последствия. Также было доказана причинно-следственная связь между ними. Массовая гибель рыб произошла именно из-за попадания навоза в водный объект.

Возмещение причинённого вреда:

Согласно п.2 ст. 69 ВК привлечение  к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Согласно Методикам расчётов возмещения причинённого вреда исчисление размера  вреда водному объекту исходя из фактических затрат осуществляется на основании данных о стоимости основных видов работ и (или) фактически произведенных расходах по основным мероприятиям и работам.

Исчисление размера вреда производится с учетом факторов, влияющих на его  величину и к которым относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект.

Организация должна принять меры не только по восстановлению рыбных запасов, но и по очистке водных объектов от загрязняющих веществ, а также принять должные меры по постройке и созданию сооружений для хранения навоза, а также очистных сооружений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8. Занятие 11

Задача 2.

    1. В данной задаче затрагиваются отношения в области правового механизма охраны окружающей среды.
    2. ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

ФЗ от 24 апреля 1995г. №52-ФЗ «О животном мире»

    1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14.
    2. 1) Согласно п. 1 ст. 1079 ГК РФ: «Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».

2) В данном случае речь не может идти о взаимодействии двух источников повышенной опасности. В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ: По смыслу статьи 1079 ГК РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.

3) Согласно ст. 4 ФЗ «О животном мире» животный мир является объектом государственной собственности, следовательно, ущерб будет взыскиваться в пользу государства.

 

Задача 3

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере правового механизма охраны окружающей среды, привлечении к ответственности за экологический вред.
  2. ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г.

  1. Материалы судебной практики не использовала.
  2. По п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с

повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии  высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается  на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или  праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

К экологически особо опасным  объектам относятся имущественные  комплексы, использование (эксплуатация) которых осуществляется на основании полученной разрешительной документации. К таким документам относятся получаемые юридическим лицом лицензии и разрешения на эксплуатацию, разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, положительные заключения государственной экспертизы, сертификаты, выдаваемые на используемое на предприятии оборудование и другие документы. Такая документация является основанием для использования (эксплуатации) особо объекта, с другой стороны, ее отсутствие влечет приостановление и прекращение такой деятельности и привлечение юридических лиц к установленной законом ответственности.

В случае если в аренду передается экологически особо опасный объект, арендатор должен получить все разрешительные документы, необходимые для его эксплуатации, либо арендодатель (балансодержатель) сам передает арендатору часть уже оформленных в установленном порядке документов, за исключением тех, которые необходимо получить непосредственно арендатором. Так, в качестве общего правила закон устанавливает, что права арендодателя, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, передаче арендатору не подлежат. Данное правило вполне объяснимо, поскольку условия лицензирования соответствующих видов деятельности предусматривают в равной мере требования как к имущественной базе лицензиата, так и профессиональной подготовке, стажу работы соответствующих работников, а также определяет иные условия, связанные с "личностью" арендодателя, которые арендатор зачастую не в состоянии выполнить. Вместе с тем арендатор всегда может решить вопрос о самостоятельном получении необходимых лицензий.

Информация о работе Задачи по экологическому праву