Экологическое страхование и государственная экологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

Состояние окружающей природной среды в Российской Федерации в настоящее время характеризуется как кризисное и не только в силу чрезвычайных ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями. Вследствие интенсивного загрязнения большинства природных объектов площадь территорий с острой экологической ситуацией в несколько раз превосходит площадь всех государственных природных заповедников и заказников. Размер экономического ущерба от такого загрязнения составляет примерно половину национального дохода страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО 4
СТРАХОВАНИЯ
1.1. Виды экологического страхования 7
1.2. Объекты экологического страхования 10
1.3. Правовое регулирование экологического страхования 11
1.4. Страховые платежи и экологическая ответственность 11
1.5. Трудности и перспективы экологического страхования 13
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 15
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
2.1. Понятие и цели экологической экспертизы 15
2.2. Принципы экологической экспертизы 16
2.3. Объекты и субъекты экологической экспертизы 18
2.4. Финансирование экологической экспертизы 19
ГЛАВА 3. ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 21
3.1. Государственная экологическая экспертиза 21
3.2. Общественная экологическая экспертиза 24
3.3. Иные виды экологической экспертизы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая Экология 2012.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Лимит ответственности - это установление предельных сумм выплат страховой организацией страхового возмещения. Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску или серии исков, вытекающих из одного страхового случая.

Франшиза – это установленная договором доля участия страхователя в возмещении ущерба. Как правило, она устанавливается в определенной денежной сумме.

Обязательное страхование предусмотрено законом, согласно которому устанавливается круг подлежащих страхованию событий. При этом страховщик обязан страховать соответствующие объекты, а страхователи – вносить причитающиеся страховые платежи. Для введения обязательного государственного экологического страхования требуется разработка ряда законодательных актов, в которых определялся бы перечень объектов страхования, объем страховой ответственности, уровень страхового обеспечения и др. в законодательном порядке должна быть определена не только организация, которая будет осуществлять обязательное экологическое страхование , но и определен порядок образования и функционирования государственного страхового экологического фонда, что потребует привлечение значительных финансовых средств.

Закон, как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные страховые органы. Механизм внедрения государственного обязательного экологического страхования предусматривает проведение большой подготовительной научно – методической работы, включающей составление перечня отраслей и подотраслей, предприятия которых будут охвачены этой системой страхования, разработку ряда отраслевых методик по этим вопросам, создание банка статистических данных по экологическим бедствиям, авариям, катастрофам, определение приставок платежей с дифференциацией и по отраслям деятельности и объектам страхования.

Условия экологического страхования должны базироваться на нормах действующего законодательства. Страховщик предоставляет страховую защиту на случай предъявления претензий страхователю третьими лицами в соответствие с нормами и возмещение ущерба, причиненного им страховым событием, которое наступило в течение срока действия договора страхования. Одновременно следует определить круг событий, за последствие которых страховщик ответственности не несет (вытекающие из обычной деятельности страхователя, вызванные нарушением нормативных актов, причиненные в результате умышленных действий и т. д.).

 

1.5 Трудности и перспективы экологического страхования

 

23 мая 2006, в Совете Федерации прошли парламентские слушания, на тему обеспечение системного подхода к решению проблем обеспечения экологической безопасности, применения страховых и иных финансовых гарантий для предотвращения и ликвидации последствий вреда, причиненного окружающей среде, развития нормативно-правовой базы экологического страхования. Опыт реализации положений нормативных правовых актов федерального уровня в части возмещения экологического вреда, предоставления финансовых гарантий на случай нанесения такого вреда, говорит о том, что экологическое страхование в случае его эффективного развития является наиболее универсальным и перспективным инструментом гарантии возмещения вреда окружающей среде.

С целью повышения ответственности хозяйствующих субъектов в сфере обеспечения экологической безопасности и формирования единых подходов к возмещению вреда, причиненного окружающей среде, необходимо принятие федерального закона об обязательном экологическом страховании, который станет основой построения единой системы предупреждения, ликвидации последствий и восстановления окружающей среды. Развитие российского законодательства в этом направлении подтверждается и международной практикой. С конца 70-х годов в США и странах Европейского Союза действует специальная система страхования экологических рисков, имеется развитая законодательная база, эффективная система юридической и судебной ответственности за нарушения в сфере охраны окружающей среды.

Значительную трудность для создания механизма экологического страхования, его нормативно-методического обеспечения представляет отсутствие необходимой статистики и утвержденных нормативно-методических документов по оценке экологического ущерба.

Для реализации цели парламентских слушаний их участники подготовили рекомендации, содержащие предложения Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе страхового надзора, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления субъектов Российской Федерации, страховым организациям.

Ряд законодательных актов федерального уровня предусматривает страхование ответственности на случай нанесения ущерба природной среде при осуществлении определенных видов хозяйственной деятельности. Однако в них лишь декларируется обязательность страховой защиты. В результате подобное страхование либо не осуществляется совсем, либо осуществляется без учета тарифной политики, разработанной адекватно ущербам. Условия и порядок страхования, о которых самостоятельно договариваются страховщик со страхователем, зачастую не отвечают целям реального страхования и сути экономических методов охраны окружающей среды в соответствии с требованиями закона «Об охране окружающей среды».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общая характеристика экологической экспертизы

2.1 Понятие и цели экологической экспертизы

 

Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus» - «опытный». Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а потому основываются на суждениях специалистов.

Г.С. Чегасов в свое время предлагал следующее определение экологической экспертизы: «Это обязательная процедура в системе принятия решения о социально-экономическом развитии отдельно рассматриваемой территории или страны в целом, с целью подготовки заключения о возможных экологических и других последствиях реализации предлагаемого решения»[1]. Однако такое определение не в полной мере отражает характер экологической экспертизы.

Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. экологическая экспертиза – «установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду»[2].

В отношении определения понятия экологической экспертизы существует две точки зрения. Во-первых, такое широкое определение экологической экспертизы позволяет сделать ее более комплексной, учесть не только экологические, но и тесно связанные с ними социальные, экономические, а также иные последствия. Во-вторых, включение в понятие экологической экспертизы требования о выяснении всех без исключений последствий реализации хозяйственной деятельности размывает предмет экологической экспертизы, делает ее неформализованной.

«Экологическая экспертиза должна иметь более формализованный характер, т.е. быть основанной на точных и четких требованиях законодательства, а также технических норм и нормативов. Вместе с тем в рамках ее проведения необходимо рассматривать не только экологические, но и иные последствия (социальные) реализации планируемой деятельности»[3].

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений предприятий, их деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Целью экологической экспертизы является обеспечение предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества.

Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. Экспертиза является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

 

2.2 Принципы экологической экспертизы

 

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

«презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы»[4].

Рассмотрим принципы экологической экспертизы более подробно.

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что «при оценке материалов, поступающих на экспертизу, эксперты исходят из возможности причинения вреда окружающей среде при реализации любого объекта и должны проверить, насколько учтены виды и масштабы возможного вреда, предусмотрены меры по его недопущению»[5].

Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы означает, что лицо, которое хочет реализовать объект экологической экспертизы, обязано предоставить документы и материалы органам, осуществляющим экологическую экспертизу до реализации этого объекта.

Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий «обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы»[6].

Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы заключается в необходимости соблюдения всех обязательных нормативных и технических требований, обеспечивающих экологическую безопасность в различных отраслях хозяйства.

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, обязывает лицо, которое хочет реализовать объект, подлежащий экологической экспертизе, предоставить достоверную информацию об объекте и при необходимости дать еще и дополнительную информацию.

Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу экспертов, их решения и заключения должны быть независимыми и достоверными.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы означает, что «заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, а содержащиеся в них суждения и выводы научно аргументированными. Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в данной области проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключение выводов по нему каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в целом. Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы означает, что если в процессе проведения государственной экологической экспертизы объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта»[7].

Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения «налагает на экспертный орган обязанности по информированию граждан, средств массовой информации, других заинтересованных субъектов о результатах конкретных экспертиз и о своей деятельности в целом, устанавливает порядок проведения общественной экологической экспертизы и правовой статус заключения»[8].

Информация о работе Экологическое страхование и государственная экологическая экспертиза