Экологическое законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ инструментов экологической политики. Для этого были рассмотрены следующие вопросы: система экономических инструментов природопользования и охрана окружающей среды, система ресурсных и эмиссионных платежей, платежи за пользование природными ресурсами, платежи за загрязнение окружающей природной среды, экологические налоги, а так же экологическое законодательство стран ЕС и РФ.

Содержание

Введение……………………………….…………………………………………...….…. 3
Глава I. Система инструментов экологической политики…………...….…..…..... 4
1.1. Система экономических инструментов природопользования и охраны
окружающей среды и их сравнительный анализ с административно-
контрольными методами….………………....………………………….….……. 4
1.2. Система ресурсных и эмиссионных платежей……………………….........…… 8
1.2.1. Платежи за пользование природными ресурсами…….…………....….….. 8
1.2.2. Платежи за загрязнение окружающей природной среды….……....…....... 14
1.3. Финансирование природоохранных мероприятий. Экологические налоги….. 17
1.3.1. Финансирование природоохранных мероприятий……………………….. 17
1.3.2. Экологические налоги………………………………………...……….....… 20
Глава II. Экологическое законодательство................................................................. 26
2.1. Экологические программы ЕС………………………………………………...... 26
2.2. Экологическое законодательство стран ЕС и РФ……………………………… 29
Заключение...…………………………………………………………………………..... 35
Список литературы……………………………………………………………....…...... 37

Работа содержит 1 файл

Реферат Власюк.docx

— 64.32 Кб (Скачать)

1.2. Система ресурсных  и эмиссионных платежей 

1.2.1. Платежи за  пользование природными ресурсами 

        В России действует весьма  разветвленная система платежей  за пользование природными ресурсами  (ресурсных платежей). Их состав  и порядок применения уточняются  по мере обобщения накапливаемого  опыта, а также с учетом международной  практики. Для субъектов хозяйственной  деятельности (юридических и физических  лиц) платным является пользование  всеми основными природными ресурсами:  земельными, лесными, водными ресурсами,  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами  (прежде всего рыбными), месторождениями  полезных ископаемых.

        Плата за пользование землей  имеет налоговую форму. Она  взимается в виде земельного  налога. В случае оформления договора  аренды взимается арендная плата. 

        Плата установлена за пользование  сельскохозяйственной, городской, пригородной  землей, лесными землями, землями,  занятыми месторождениями полезных  ископаемых и землями других  категорий. Ставка земельного  налога является единой независимо  от того, находится ли земельный  участок в пользовании, владении  или собственности соответствующего  налогоплательщика. Таким образом,  земельный налог имеет фискальную  направленность, и средства, полученные от его взимания, поступают в бюджеты (от местного и регионального - до федерального). С учетом относительно высокого уровня ставок (прежде всего за городские земли) земельный налог выполняет и стимулирующие функции, способствуя рационализации землепользования.

        Земельный налог юридическим  лицам и гражданам исчисляется  исходя из налоговой базы (площади  земельного участка, облагаемого  налогом), утвержденных ставок земельного  налога и налоговых льгот. Ставка  земельного налога, как правило,  устанавливается и действует  в течение соответствующего календарного  года. Земельные налоги, как и  все прочие, изымаются из прибыли  (дохода) налогоплательщика (юридического  и физического лица), Средние для  субъектов Федерации ставки земельного  налога устанавливаются на единицу  земельной площади (га, кв. м) согласно Приложению № 1 Закона РФ «О плате за землю»[1].

        Для сельскохозяйственных угодий  ставки земельного налога дифференцируются  в зависимости от их вида (пашня,  многолетние насаждения, сенокосы, пастбища), кадастровой оценки и  местоположения земельного участка.  Кроме того, с учетом инфляции  и других факторов уровень  земельного налога периодически  индексируется. Коэффициент индексации, как правило, утверждается в  Федеральном законе о федеральном  бюджете на соответствующий год.  Аналогичным образом индексируются  и другие ресурсные и эмиссионные  платежи.  

        Важным является порядок централизации  в бюджетах различных уровней  средств, поступающих от внесения  земельного налога. Он различен  для сельскохозяйственных угодий  и городских земель. Процент централизации  в федеральном бюджете средств  от внесения земельного налога  за сельскохозяйственные угодья  утвержден в Ст. 5 Закона РФ «О плате за землю». Он различается по субъектам Федерации с учетом природно-географических факторов. Ряд отдаленных регионов, а также регионов со сложными природно-климатическими условиями, как и предусмотрено в законе, вообще не перечисляют средства от земельного налога в федеральный бюджет. Эти средства расходуются ими самостоятельно на цели социально-экономического развития соответствующих территорий, проведение почвовосстановительных мероприятий, разработку и ведение земельного кадастра и т.п.

        Налог на городские земли также  рассчитывается на основании  средних ставок и специальных  ко­эффициентов, приведенных в Приложении № 2 к Закону РФ «О плате за землю», которые далее диф­ференцируются по зонам градостроительной ценности территории городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории, генеральным планом города и другой градостроительной документации. Так, например, территория Санкт-Петербурга с учетом местоположения, уровня развития инженерной и социально-бытовой инфраструктуры, исторической ценности и состояния окружающей среды разделена на 19 градостроительных зон. В первой зоне градостроительной ценности, имеющей максимальную ставку земельного налога, расположена центральная часть города. Далее среднезональные ставки дифференцируются в зависимости от характера использования городских земель. Скажем, минимальный размер земельного налога за городские земли, занятые жилищным фондом, в 2000г. составлял не менее 14,4 коп. за 1 м2.

        Порядок централизации средств  земельного налога (как и арендной  платы) за городские земли,  как правило, определяется в  Законе о федеральном бюджете  на соответствующий год. В 2000 г. централизация этих средств  установлена в следующих долях: 30% от общей суммы средств зачисляются  в федеральный бюджет для финансирования  Государственной программы повышения плодородия почв и ведения земельного кадастра; 20% налоговых поступлений направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на централизованно выполняемые мероприятия в соответствии со Ст. 24 Закона РФ «О плате за землю» (землеустройство, ведение земельного кадастра, мониторинг, охрана земель, освоение новых земель и т.п., а также инженерное и социальное обустройство территории); оставшиеся 50% налоговых поступлений остаются в распоряжении местных органов власти и поступают в соответствующие бюджеты. Исключением является г. Москва, в бюджет которой поступают все 70 % (т.е. без разбивки на городской и районные бюджеты) средств от земельного налога.[2]

Платежи за пользование  недрами, акваторией и участками  морского дна устанавливаются в  соответствии с Законом РФ «О недрах». Они включают:

 §  платежи  за право пользования, разведку, добычу полезных ископаемых, строительство  подземных сооружений (не связанных  с добычей полезных ископаемых), захоронение вредных веществ; 

 §  отчисления  пользователей недр на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

 §  акцизные  сборы; 

 §  сборы  на выдачу лицензий на недропользование.

        Платежи за право пользования  недрами (роялти) устанавливаются  в зависимости от экономической  оценки и качества месторождений  полезных ископаемых и определяются  как процентная доля от стоимости  добытого минерального сырья  (точнее, валовой выручки). Эта процентная  доля дифференцируется. Для нефтяных  компаний она составляет от 6 до 16% при среднем уровне в 8%. Величина  платежей закрепляется в лицензионном  договоре.

        Плата за недра поступает в  бюджеты различных уровней. Порядок  централизации средств и их  распределения между бюджетами  зависит от вида недропользования. Например, при добыче так называемых общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий, глина, торф и т.п.) 100% роялти поступает в местные бюджеты. При добыче не общераспространенных полезных ископаемых пропорция распределения платежей между федеральным, региональным и местными бюджетами составляет, соответственно, 25, 25 и 50%. Платежи за пользование недрами континентального шельфа поступают в региональный бюджет (60% от общей суммы среды) и федеральный бюджет (40%).

        Отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы осуществляются  пользователями недр, добывающими  все виды полезных ископаемых, разведанных за счет государственных  средств. Эти от­числения тоже по сути имеют налоговую форму. Они устанавливаются по единым ставкам для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья, в процентах от так называемой чистой выручки (стоимость добытого сырья за минусом НДС и акцизов). Процентная доля может меняться в соответствии с вносимыми в законодательство изменениями. Так, в середине 90-х годов российские нефтяные компании вносили 10% от чистой выручки в виде налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются элементом издержек производства горнодобывающих предприятий и включаются в себестоимость их продукции. Отчисления направляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов Российской Федерации и используются по целевому назначению для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. С этой целью в составе бюджетов утверждаются соответствующие федеральные и региональные государственные программы.

        На отдельные виды минерального  сырья, добываемого из месторождений  с относительно лучшими горно-геологическими  и экономико-географическими характеристиками, законодательством России предусмотрено  введение акцизов. В настоящее  время акцизы установлены в  частности на нефть, включая  газовый конденсат. Ставки акцизов  вводятся Правительством РФ с  последующей индексацией. Так,  акциз на природный газ впервые  был введен в 1993 г. в размере  15% от стоимости реализованного  раза газосбытовым предприятием непосредственным потребителям. С 1 сентября 1995г. ставка акциза была повышена до 30%. Акциз аналогичным образом взимается при реализации нефти и газового конденсата, а также природного газа на экспорт. Все разновидности акцизов поступают в бюджеты.

        Имеет определенные особенности  механизм платного недропользования для предприятий, осу­ществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» (1995 г., с изменениями и дополнениями от 7 января 1999 г.). Этот закон призван обеспечить правовые гарантии и стимулировать привлечение дополнительных инвестиций, в том числе иностранных, в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в пределах ее исключительной экономической зоны, а также в проведение природоохранных мероприятий. С этой целью в течение срока действия соответствующего соглашения инвестор освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, обязательных платежей по социальному и медицинскому страхованию, а также в Государственный фонд занятости населения РФ. Взимание этих налогов, сборов и платежей заменяется разделом продукции на условиях соглашения.  

        Платежи за пользование лесным  фондом в соответствии с Лесным  кодексом РФ имеют две основные  разновидности: 1) лесные подати; 2) арендная  плата. 

        Лесные подати взимаются при  краткосрочном пользовании участками  лесного фонда, арендные платежи  - в случае их аренды. Отметим  сразу, что в России пока  преобладают среднесрочные договоры  аренды на срок до 5 лет, что  не создает заинтересованности  в проведении арендаторами лесовосстановительных  мероприятий. Ставки лесных податей  устанавливаются либо за единицу  лесного ресурса, либо (по отдельным  видам лесопользования) - за гектар  находящихся в пользовании участков  лесного фонда. Арендная плата  определяется на основе ставок  лесных податей. При установлении  ставок платы за древесину,  отпускаемую на корню (лесных  податей), значительными правами  обладают субъекты Российской  Федерации. Централизованно Правительством  РФ определяются лишь минимальные  ставки этих платежей.

        Платежи за пользование лесным  фондом имеют, таким образом,  рентную природу. Они поступают  в бюджеты всех трех уровней  и используются, как это определено  законодательством, для финансирования  органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство  лесных ресурсов. Однако поскольку  законом лесным платежам не  придан статус целевых средств,  централизуемые в результате  их взимания средства могут  использоваться не по назначению. Это и происходит на практике, особенно в условиях бюджетного  дефицита, и приводит к хроническому  недофинансированию лесоохранных и лесовосстановительных работ.

        Одним из направлений налоговой  реформы, реализуемой в настоящее  время в России, является увеличение  в общей сумме налоговых поступлений  в бюджет платежей (налогов) за  природные ресурсы. Этим целям,  в частности, служит уточнение  ранее применявшегося порядка  платного природопользования и  введение ряда новых платежей. Так, с 1998 г. в России впервые  были введены платежи за животный  мир. Кроме того, Федеральным законом  «О плате за пользование водными  объектами» (1998) расширен перечень  ранее применявшихся платежей  за воду. В настоящее время  плата взимается за:

 §  в водные  объекты. забор воды из водных объектов;

 §  удовлетворение  потребностей в воде гидроэнергетики; 

 §  использование  акватории водных объектов для  лесосплава, добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения  плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений. установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ;

 §  осуществление  сброса сточных вод 

                                                                                                                                             При этом минимальные и максимальные  ставки платы за пользование  водными объектами по бассейнам  рек, озер, морям, экономическим  районам России устанавливаются  централизованно Правительством  РФ. Так, в настоящее время за  забор из поверхностных водных  источников 1тыс.м3 воды минимальная и максимальная ставки соответственно равны 30,0-176,0 руб. На этой основе законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются конкретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния и т.п. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Информация о работе Экологическое законодательство