Миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение международного и российского рынка труда.
Для выполнения указанной цели необходимо использовать статистические данные, научные исследования, аналитические статьи.
При изучении указанной темы мною были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть понятия трудовой миграции;
- Обозначить наиболее важные вопросы, подлежащие изучению на стадии проведения предварительного анализа миграции;
- Дать краткую характеристику состояния трудовой миграции в регионе.

Содержание

1. введение……………………………………………………………………3
2. Международный рынок рабочей силы и его регулирование……………………………………………………………..4
2.1. Международная трудовая миграция: причины, формы, современные тенденции…………………………………………………………………………4
2.2. Национальное и международное регулирование процессов трудовой международной миграции………………………………………………………9
2.3. Система межгосударственного регулирования миграционных процессов ……………………………………..11
3. Участие России в международном движении рабочей силы…………..14
3.1. Мониторинг рынка труда Краснодарского края……………………...16
4. Заключение…………………………………………………………………..24
5. Список литературы…………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Миграция рабочей силы.docx

— 65.90 Кб (Скачать)

2.2. Национальное  и международное регулирование  процессов трудовой международной  миграции

Миграционные процессы оказывают  многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

 Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

В промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.

Выделяют три направления иммиграционной политики.

  1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.
  2. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.
  3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Перечень желательных  иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к следующим категориям работников:

  • работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
  • специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
  • представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);
  • специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели);
  • крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Ограничительные инструменты иммиграционной политики

  1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании и стажа работы по специальности.
  2. Введение возрастного ценза для въезжающих.
  3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов.
  4. Ограничения политического характера.
  5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.
  6. Ограничение времени работы в стране.
  7. Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.
  8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции.
  9. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от спроса на рынке труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.

Выделяют следующие направления эмиграционной политики государств: стимулирование трудовой миграции; ограничение трудовой миграции; создание условий для реэмиграции; создание условии для адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

  • жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
  • лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;
  • проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам;
  • проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;
  • разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
  • выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья, выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

 

2.3. Система межгосударственного  регулирования миграционных процессов включает:

  • двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;
  • деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.

Ведущая роль в регулировании  процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п.

Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства  — от правительства, работодателей  и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

  1. разработка конвенций и рекомендаций о труде;
  2. оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки;
  3. обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Каждая страна-член МОТ  принимает на себя обязательства:

  • обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;
  • в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания;
  • обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам мигрантов;
  • содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двусторонние и многосторонние соглашения;
  • содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;
  • проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.

На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции.

 В функции MOM входит:

  • способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;
  • способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;
  • организовывать перемещение беженцев и др.

Большую работу по защите беженцев проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.

Во многих международных  организациях есть службы, которые  занимаются вопросами миграции. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — служба, занимающаяся разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) — служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Можно также выделить Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Систему постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), в Западной Европе — Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Одним из важных методов  наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных дву- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.

Таким образом, интенсивное  развитие межстрановой трудовой миграции и процессов ее регулирования  является одной из характерных черт развития МЭО в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Участие России  в международном движении рабочей  силы

 

Одним из важных и наиболее сложных аспектов интернационализации  хозяйственной жизни  является международная миграция рабочей силы. Эта проблема давно стала актуальной и для России. Так, с одной стороны, ее вхождение в мировое сообщество неизбежно связано с таким многогранным процессом, как международная миграция населения. С другой стороны, за счет международной миграции населения может быть изменена  демографическая ситуация, характеризующаяся снижением уровня рождаемости, превышением смертности населения над рождаемостью и, следовательно, увеличением масштабов абсолютного сокращения численности населения России.

Россия входит в пятерку  стран, принимающих самое большое  количество мигрантов в мире. На первом месте здесь находится  США, на втором — Россия.

Пик притока иммигрантов пришелся на 1994 г., и составил 900 тыс. человек, в 2007 г. эта цифра составила 180 тыс. человек. Наибольший приток мигрантов в Россию приходится на такие сферы экономики, как строительство, промышленность, транспорт. Особенно это стало актуальным в связи с недавним провозглашением о проведении Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 г., и началом большого строительства Олимпийских объектов. Наибольшее количество мигрантов прибывает в Россию из Казахстана, Украины, Узбекистана, устраиваясь разнорабочими , большинство из них находятся в стране нелегально.  Количество нелегальных мигрантов в России составляет 10—15 млн. человек.

Эмиграция из России определяется следующими факторами:

  • более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами;
  • этническими мотивами;
  • численность выезжающих ограничивается емкостью рынков труда принимающих стран и в целом невысоким уровнем квалификации рабочей силы РФ;
  • непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером и др.

В связи с этим выезжает преимущественно высококвалифицированная  и мобильная часть населения.

Главными направлениями  эмиграции являются страны дальнего зарубежья, особенно Германия, Израиль, США.

Таким образом, Россия в международной трудовой миграции является одновременно принимающей и направляющей страной. Разработкой и осуществлением российской миграционной политики занимается Федеральная миграционная служба России.

Дефицит государственного бюджета приводит к постоянному сокращению финансирования науки. Если общие расходы на науку в СССР составляли 4% от ВВП, то в 1990-х гг. в России их доля упала до 1%. Падение зарплаты ученых привело в итоге к «утечке умов». В настоящее время государством  ведется активная «молодежная политика», что позволяет каждому будущему молодому специалисту продемонстрировать свои знания, проекты; проводятся конференции и съезды молодежи с участием президента  РФ, председателя Правительства РФ, представителей крупнейших в России компаний. Это способствует отбору более грамотных, мобильных, предприимчивых работников, что будет вести к повышению уровня компаний. В этих условиях предприятия приобретают ценные кадры, обеспечивая им необходимые условия труда, финансовую поддержку, предоставляют базу для практической деятельности. Молодые специалисты имеют возможность реализовать себя в России, а не «утекать» за границу. Даже в условиях мирового экономического кризиса Правительство РФ направляет усилия, чтобы сдержать сокращения на предприятиях, а тому, кто все же стал безработным, оказывает материальную поддержку.

Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что начавшаяся интеграция российской экономики в мировое хозяйство сопряжена с дальнейшим развитием и совершенствованием всех форм МЭО и направлена на формирование потенциала ее экономического роста, на превращение РФ в равноправного члена мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Мониторинг  рынка труда Краснодарского края

 

Важным индикатором состояния  регионального рынка труда служит  средняя

продолжительность безработицы. Регионы с высоким УРБ  (уровень  регулируемой безработицы),  но  средней  продолжительностью  безработицы   представляются более благополучными, чем те,  где  средний  УРБ  сочетается  с  высокой  ее продолжительностью.   Если   доля длительно   безработных   невелика,   то безработица  даже  при  высоком  ее  уровне  может  носить   преимущественно функциональный характер. Но  как  только  эта  доля  начинает  расти,  можно  говорить,  что  такая  ситуация  на  региональном  рынке  труда   становится критической.

Информация о работе Миграция рабочей силы