Оценка экономического потенциала Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Литвы и Польши) и международными морскими водами. Площадь Калининградской области составляет 15,1 тыс. км. Численность населения на начало 2006 года составила 939,9 тыс. человек (около 0,7% от общего числа жителей России). Уровень урбанизации – 77,5 %. Наиболее крупные города: Калининград с населением 424,6 тыс. чел., Советск (43,2 тыс. чел.), Черняховск (41,7 тыс. чел.), Балтийск (33,2 тыс. чел.), Гусев (28,1 тыс. чел.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... 3
1. ОЦЕНКА ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ……..... 5
2. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ РЕГИОНА ………...……... 14
3. ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ………... 21
4. ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА …..…………………... 31
5. ОЦЕНКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНА …………... 37
6. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ….….……...…... 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………... 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КР Калининград1.doc

— 518.00 Кб (Скачать)

     Доля  безвозмездных поступлений из федерального бюджета в бюджет Калининградской области составила 28,7% объема доходов консолидированного бюджета.

     Расходы консолидированного бюджета исполнены  за 2008 год в сумме 36 335,7 млн. рублей. Основными направлениями расходов консолидированного бюджета области являются расходы на социальную сферу, региональную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство.

     Структура расходов консолидированного бюджета Калининградской области за 2008 год, млн. рублей:

Наименование показателей Консолидированный бюджет Областной бюджет Местный бюджет
сумма доля сумма доля сумма доля
Расходы бюджета 36335,7 100,0 23915,7 100,0 21193,9 100,0
в т.ч. на инвестиционные цели 9727,0 26,8 5694,8 23,8 4032,2 19,0
Расходы на экономику *) 6716,4 18,5 5071,4 21,2 1645,0 7,8
в т.ч. на инвестиционные цели *) 3938,2 10,8 3490,1 9,6 448,1 1,2
Жилищно-комунальное  хозяйство 5815,6 16,0 474,6 2,0 5341,0 25,2
в т.ч. на инвестиционные цели 2502,9 6,9 337,0 0,9 2165,9 6,0
Расходы на социально-культурную сферу 19467,5 53,6 7052,6 29,5 12414,9 58,6
в т.ч. на инвестиционные цели 3123,7 8,6 1759,1 7,4 1364,6 6,4
на зарплату и начисления в расходах отрасли 8147,6 41,9 685,6 2,9 7462,0 60,1
Образование 8470,0 23,3 1327,8 5,6 7142,2 33,7
на зарплату и начисления в расходах отрасли 5216,4 61,6 685,6 2,9 4530,8 63,4
Культура  и средства массовой информации 1450,2 4,0 699,4 2,9 750,8 3,5
на зарплату и начисления в расходах отрасли 572,9 39,5 186,0 0,8 386,9 51,5
Здравоохранение и спорт 4823,6 13,3 2525,9 10,6 2297,7 10,8
на зарплату и начисления в расходах отрасли 1634,6 33,9 466,4 18,5 1168,2 50,8
Социальная  политика 4723,7 13,0 2499,5 10,5 2224,2 10,5
на зарплату и начисления в расходах отрасли 723,7 15,3 356,4 14,3 367,3 16,5
Дефицит (-), профицит (+) 841,7 х 2373,7 х -1532,0 х

     За 2008 год по расходам консолидированный  бюджет сохранял социальную направленность. Расходы на социально-культурную сферу  составляют более половины расходов консолидированного бюджета - 53,6%, в  расходах муниципальных образований  –58,6%. Значительная доля расходов приходится на образование – 23,3%, в бюджетах муниципальных образований –33,7%. На расходы по здравоохранению, физической культуре и спорту направлено 13,3% расходов консолидированного бюджета, 10,8% – расходов бюджетов муниципальных образований.

     Значительна доля расходов направленных на социальную политику –13,0% расходов консолидированного бюджета. По-прежнему велика доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство: в  расходах консолидированного бюджета  – 16,0%, в расходах муниципальных  бюджетов – 25,2%.

     За  отчетный период на инвестиционные цели направлено в рамках консолидированного бюджета области 9727 млн. рублей или 26,8% расходов, расходы областного бюджета  на инвестиционные цели составили 5694,8 млн. рублей или 23,8%. Из федерального бюджета поступило на инвестиционные цели 7676,6 млн. рублей.

     Объем собственных доходов, поступивших  в консолидированный бюджет области  за 2008 год (с учетом доходов от предпринимательской  деятельности, учитываемых на единых счетах бюджетов), составил 72,9 % от объема произведенных расходов консолидированного бюджета.

     За  отчетный период консолидированный  бюджета исполнен с профицитом 841,7 млн. рублей. Причина: неисполнение отдельных  расходов бюджета в связи с  отсутствием заключенных договоров, актов выполненных работ и иных документов подтверждающих право расходования бюджетных средств, позднее поступление целевых средств из федерального бюджета.

     По  предварительным данным в областной  бюджет в 2009 году поступило доходов  в объеме 32881 млн. рублей.

     В том числе налоговые и неналоговые доходы – в сумме 13896 млн. рублей и безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ и государственных организаций – в сумме 18990 млн. рублей. По расходам областной бюджет исполнен в 2009 году в объеме 29749 млн. рублей. Профицит областного бюджета составил 3132 млн. рублей. Итоги исполнения бюджета будут уточнены на сумму заключительных оборотов.

     Основные  характеристики областного бюджета  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

     Основные характеристики областного бюджета на 2010 год:

     1) общий объем расходов областного  бюджета в сумме 20119529,19 тыс.  рублей.

     2) общий объем доходов областного  бюджета в сумме 18196768,59 тыс.  рублей, исходя из:

     налоговых и неналоговых доходов в сумме 15417790 тыс. рублей;

     финансовой помощи из федерального бюджета в сумме 725647,5 тыс. рублей;

     иных  безвозмездных поступлений в  сумме 383039 тыс. рублей;

     доходов за счет средств, полученных от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности, в сумме 1670292,09 тыс. рублей;

     3) дефицит областного бюджета в  сумме 1922760,6 тыс. рублей;

     4) верхний предел государственного  долга Калининградской области  на 1 января 2011 года в сумме 10570500 тыс. рублей, в том числе по  государственным гарантиям Калининградской  области в сумме 7477630 тыс. рублей.

     Основные характеристики областного бюджета на 2011 и 2012 годы:

     1) общий объем расходов областного  бюджета на 2011 год в сумме 20410226,43 тыс. рублей, в том числе условно  утверждённые расходы в сумме  1163332,0 тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 22025027,89 тыс. рублей, в том числе условно утверждённые расходы в сумме 2486139,1 тыс. рублей;

     2) общий объем доходов областного  бюджета на 2011 год в сумме 19038567,95 тыс. рублей, на 2012 год в сумме  21152820,64 тыс. рублей, исходя из:

     налоговых и неналоговых доходов на 2011 году в сумме 17243120 тыс. рублей, на 2012 году в сумме 19254109 тыс. рублей;

     доходов за счет средств, полученных от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности, на 2011 год в сумме 1795447,95 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 1898711,64 тыс. рублей;

     3) дефицит областного бюджета на 2011 год в сумме 1371658,48 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 872207,25 тыс.  рублей;

     4) верхний предел государственного  долга Калининградской области  на 1 января 2012 года в сумме 9616000 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Калининградской области в сумме 4937310 тыс. рублей, на 1 января 2013 году в сумме 10800410 тыс. рублей, по государственным гарантиям Калининградской области в сумме 4960410 тыс. рублей.

     Инвестиции. Объем инвестиций в основной капитал за 2008 год составил 67040,8 млн. руб., что на 27,1% больше уровня 2007 года. Наибольший объем инвестиций в основной капитал (треть от общей суммы) направлен в обрабатывающие производства, а именно: в производство пищевых продуктов, включая напитки и табака. Более 20% от общего объема инвестиций в основной капитал направлены в отрасли транспорта и связи.

     В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования наибольший удельный вес занимают привлеченные средства – 72,8% (за аналогичный период прошлого года – 69,76%), причем доля кредитов банков в обще сумме привлеченных средств занимает 32%, доля бюджетных средств – 31%. Собственные средства предприятий, направленные на инвестиции в 2008 году составили 27,2% от общей суммы инвестиций в основной капитал (против 30,3% в 2007 году).

     Развитие  банковского сектора в последние  годы способствовало тому, что постепенно сокращалась доля инвестиций в основной капитал предприятий за счет собственных  средств и увеличивалась доля заемных средств в структуре инвестиций в основной капитал.

     Структура инвестиций в основной капитал крупных  и средних организаций по источникам финансирования, %

  2005 2006 2007 2008
Инвестиции  в основной капитал, всего, в т.ч. 100 100 100 100
     собственные средства 36,3 37,4 30 27,2
     привлеченные  средства, в т.ч. 63,7 62,6 70 72,8
     кредиты банков 30,0 12,5 23,8 23,3
     бюджетные средства 18,3 21,4 14,1 22,6

     Кризис  банковской ликвидности, повышение  ставок по кредитам негативно скажутся на показателях инвестиций в основной капитал и усилят тенденции к спаду в течение 2009 года.

     Иностранные инвестиции. По состоянию на конец 2008 года накопленный иностранный капитал в экономике Калининградской области составил 724,0 млн. долларов США, что на 27,8% больше, чем на начало отчетного года.

     В 2008 году в экономику Калининградской  области поступило 376,0 млн. долларов США иностранных инвестиций (на 25,8% больше, чем в 2007 году), из них прямые – 160,3 млн. долл. США (снижение на 0,6%). Доля прямых иностранных инвестиций составила 42,6% от общего объема иностранных инвестиций (за аналогичный период прошлого года – 54%).

     Наибольшая  доля иностранных инвестиций направлена в обрабатывающие производства (63,2%), из них прямые – 30,3%. Основными странами-инвесторами  в 2008 году явились: Кипр (доля в общем объеме иностранного капитала – 21,1%), США (20,4%), Польша (19,2%), Дания (11,0%), Литва (8,7%).

     Иностранный капитал вложен в машины, оборудование, инструменты, инвентарь – 31,7% от общего объема использованных иностранных инвестиций, а также в погашение кредитов и займов – 37,7%. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Являясь единственным субъектом Российской Федерации, географически далеко выдвинутым на Запад относительно основной части  страны, Калининградская область  изолирована от нее территориями иностранных государств. Эти особенности геополитического положения оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на условия и возможности ведения предпринимательской деятельности в регионе, выступая внешними факторами конкурентоспособности калининградских предприятий.

     Месторасположение области, находящейся в географическом центре Европы, на пересечении традиционных торговых путей, вблизи от главных западно- и восточноевропейских рынков, предопределяет возможные экономические выгоды. Очевидные и бесспорные преимущества географического положения области с точки зрения возможностей для развития бизнеса включают близость ее территории к рынкам Западной и Восточной Европы, наличие непосредственных связей с общеевропейскими системами транспортной и коммуникационной инфраструктуры, наличие на территории области единственного принадлежащего России на Балтийском море незамерзающего портового комплекса.

     Эти преимущества, с одной стороны, обеспечивают достаточно простой (а, следовательно, и экономически привлекательный) выход западных товаров через территорию области на обширный российский рынок. Близость области к западным рынкам существенно облегчает развитие внешнеэкономических связей для российских (калининградских) предприятий. Действие этих факторов создает благоприятные предпосылки для использования территории области в качестве промежуточной производственной площадки – своего рода звена между иностранными производителями материалов и комплектующих и потребителями произведенной из них готовой продукции в России, и является конкурентным преимуществом по отношению к другим российским регионам.

Информация о работе Оценка экономического потенциала Калининградской области