Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона на примере Республики Дагестан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 13:42, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - охарактеризовать проблемы и наметить перспективы социально-экономического развития региона на примере Республики Дагестан.

Передо мной, как перед автором этой работы стоят следующие задачи:

1. Дать развернутую характеристику указанного региона;

2. Описать основные проблемы социально-экономического развития региона;

3. Наметить перспективы и стратегию развития региона;

4. Оформить работу согласно стандартам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Современное состояние социально-экономического развития Дагестана………………………………………………………………………….4

1.1. Общая физико-географическая характеристика…………………………...4

1.2. Экономический потенциал территории……………………………………5

1.2.1. Природно-ресурсный потенциал…………………………………………9

1.2.2. Промышленность…………………………………………………………10

1.2.3. Сельское хозяйство………………………………………………….……23

1.3. Характеристика населения………………………………………………...28

1.3.1. Демографическая ситуация……………………………………………...31

1.3.2. Уровень жизни населения…………………………………………….…32

Глава 2. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан…………………………………………………………….36

2.1. Современные проблемы, тормозящие социально-экономическое развитие…………………………………………………………………………..36

2.2. Перспективные направления социально-экономического развития Республики Дагестан…………………………………………………………….40

2.3. Государственная поддержка социально-экономического развития Республики Дагестан…………………………………………………………….54

Заключение………………………………………………………………………59

Список источников литературы………………………………………….……..60

Работа содержит 1 файл

Реферат по географии.Вика Шаршкова.docx

— 149.22 Кб (Скачать)

- формирование  инвестиционного потенциала республики  для обеспечения устойчивого  экономического роста; 

- отработка новых  механизмов финансирования инвестиционных  проектов и мероприятий посредством  сочетания собственных и заемных  средств инвесторов и поддержки  за счет федерального и республиканского  бюджетов.

На указанных  этапах предстоит осуществить разработку новых и пересмотр существующих законодательных актов, нормативных  и методических документов, обеспечить информационно-аналитическое сопровождение  для контроля регулирования социально-экономического развития республики, организовать управление реализацией Программы.

Наряду с этим предусматривается осуществление  программных мероприятий по развитию инвестиционной инфраструктуры в республике, реализация группы первоочередных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью. Это  позволит создать необходимые предпосылки  для динамичного наращивания  инвестиционно-финансового потенциала республики - основы последующего финансирования инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в рамках Программы  на следующем этапе.

На третьем  этапе реализации Программы за счет предпосылок, созданных на первом и  втором этапах, роста инвестиционного  потенциала и привлекательности  республики для инвесторов продолжится  реализация второй очереди инвестиционных проектов с более продолжительным  сроком окупаемости, финансирование проектов социальной направленности.

Реализация высокодоходных проектов в качестве первоочередных позволит существенно нарастить  региональный инвестиционный потенциал. Предусматривается увеличение в  общем объеме доли средств частных  инвесторов. Бюджетные средства на третьем этапе будут привлекаться главным образом для финансирования инвестиционных проектов экологической  и социальной направленности (приложение 6).

Система программных  мероприятий направлена на преодоление  сложившихся диспропорций в экономике  республики, создание высокотехнологичного, конкурентоспособного производства, расширение ассортимента и увеличение потребления  товаров и услуг населением, повышение  качества продукции, развитие социальной инфраструктуры, удовлетворение государственных  и муниципальных потребностей в  товарах и услугах (приложение 7).

Мероприятия в  Программе сгруппированы с учетом их функциональной однородности и взаимосвязанности. Программа состоит из четырех  разделов. Первый - «Законодательное и  организационное обеспечение мероприятий  Программы», второй - «Развитие базовых  отраслей экономики», третий - «Развитие  социальной сферы и платных услуг», четвертый - «Развитие муниципальных  образований».

Первый раздел включает в себя совершенствование  имеющейся законодательной базы, принятие новых законов и нормативных  правовых актов, способствующих созданию благоприятной инвестиционной и  деловой среды для развития экономики  и социальной сферы республики.

Второй раздел предусматривает мероприятия, направленные на дальнейшее развитие основных отраслей и сфер народного хозяйства республики: агропромышленного комплекса, промышленности и энергетики, транспортного комплекса, малого предпринимательства.

Третий раздел предусматривает мероприятия, направленные на развитие телекоммуникаций и связи, коммунального хозяйства, строительство  и реконструкцию объектов рекреационного комплекса, образования, здравоохранения, культуры и спорта, жилищного строительства, охрану экологии и биоресурсов.

Четвертый раздел посвящен вопросам развития муниципальных  образований.

Первостепенной  задачей в социально-экономическом  развитии Дагестана является совершенствования  нормативной правовой базы республики.

Институциональные и законодательные преобразования должны быть направлены на:

- организация  открытых и стабильных правил  экономической деятельности, которые  бы стимулировали предпринимательскую  инициативу;

- выравнивание  условий конкуренции и действенную  антимонопольную политику;

- дебюрократизацию  экономики: определение и систематизация  регулирующих функций властей,  уменьшение влияния административных  методов на предпринимательскую  деятельность;

- повышение эффективности  управления имуществом государства;

- развитие финансовой  инфраструктуры, формирование инвестопроводящей  системы республики.

Пример ранее  принятых мероприятий по совершенствованию  нормативно-правовой базы приведен в  приложении 8.

Главной задачей  в области инвестиционной политики является создание максимально благоприятных  условий, способствующих активному  притоку инвестиционных капиталов  в экономику.

Решение данной задачи можно осуществлять за счет:

- минимизации  вмешательства органов власти  в хозяйственную деятельность  инвесторов в законодательно  очерченных рамках;

- осуществления  защищенного и предсказуемого  правового режима хозяйственной  деятельности инвесторов, обеспечения  стабильности хозяйственных условий  для инвестирования;

- прозрачности  проводимой инвестиционной политики, открытости и доступности для  всех инвесторов информации, необходимой  для осуществления инвестиционной  деятельности;

- взаимной ответственности  и безоговорочного выполнения  обязательств со стороны как  республиканских органов исполнительной  власти, так и других участников  инвестиционного процесса.

Другой задачей  в данной области является повышение  эффективности инвестирования, приоритетность, прозрачность, тщательная оценка инвестиционных проектов.

Государственное инвестирование будет осуществляться на основе правил, способствующих эффективности  предоставления бюджетных кредитов и субсидирования части процентной ставки по кредитам коммерческих банков.

В числе мер  государственной поддержки законодательством  РД предусмотрены также налоговые  льготы (в рамках прав субъектов  РФ) для привлечения внешних инвестиций и реализации инвестиционных проектов на территории республики.

Критерием оценки эффективности инвестиционной политики является величина прироста инвестиций. По оценке, к 2010 году объем инвестиций возрастет в сопоставимых ценах  в 2,4 раза.

В условиях проведения экономических реформ, направленных на формирование полноценной рыночной экономики, существенно меняется и  стратегия государственной статистики.

Совершенствование статистической отчетности, создание информационных ресурсов для отслеживания реализации Программы предполагает наиболее полное отражение положения  дел в отдельных секторах экономики  и социальной сферы, обеспечение  расчетов важнейших макроэкономических и социальных показателей.

Перспективными  направлениями данной работы являются:

- дальнейшее  расширение объективной своевременной  информации о состоянии экономической  и социальной сферы;

- развитие научной  методологии статистических исследований;

- изменение в  методах сбора, обработки, хранения  и обмена информацией;

- совершенствование  административной информации республиканских  органов исполнительской власти;

- обеспечение  единства государственных статистических  информационных ресурсов, формируемых  федеральными и республиканскими  органами государственной власти, на основе применения единой  методологии и общероссийских  классификаторов технико-экономической  и социальной информации с  использованием стандартных программно-технологических  и технических средств создания  этих ресурсов.

Целесообразно создание республиканской информационной сети и упрощение процедуры обмена информацией между различными республиканскими органами исполнительной власти, использующими  современные информационные технологии.

Большую актуальность имеет официальная оценка скрытых  объемов экономики.

После решения  вопросов инвестирования и статистика на первый план выходят мероприятия, направленные на развитие сельского  хозяйства республики.

Приоритетным  является увеличение валовой продукции  сельского хозяйства в 2,5 раза, пищевой  промышленности в 2,7 раза. Для достижения поставленных задач необходимо обеспечить повышение уровня доходов производителей сельхозтоваров, рост объемов производства АПК за счет увеличения посадочных площадей, в том числе за счет развития горно-террасного земледелия, внедрения современных технологий, реконструкции действующих и  создания новых предприятий. Тоторкулов Ш.М. Теоретические вопросы управления социально-экономическим развитием  субъектов Федерации (на примере  Северного Кавказа): Монография. - М., 2003.

В частности, провести мероприятия по развитию виноградарства, садоводства, овощеводства, рисоводства, животноводства, птицеводства, пищевой  и перерабатывающей промышленности, повышению плодородия почв и мелиорации.

В виноградарстве предстоит значительно расширить  площади и увеличить продуктивность виноградников, обеспечив на этой основе многократный рост объемов производства винограда.

Для динамичного  развития отрасли необходимо реализовать  следующие мероприятия:

- производить  ежегодную посадку виноградников  на площади более 4,5 тыс. га  с выходом к 2010 году на 28,8 тыс.  га новых виноградников;

- приоритетно  осуществлять посадки в районах  неукрывной зоны республики, имеющей  благоприятные почвенно-климатические  и экономические возможности,  и в районах традиционного  выращивания винограда в укрывной  зоне;

- основные посадки  осуществлять комплексно-устойчивыми  и районированными сортами винограда,  дающими высококачественные марочные  и шампанские виноматериалы;

- провести модернизацию  существующих производств с применением  современных технологий выращивания  винограда и производства виноматериалов;

- создать условия  для привлечения негосударственных  инвестиций.

Реализация вышеперечисленных  мер может поспособствовать увеличению площадей виноградников, объемов производства и реализации винограда, создания новых  рабочих мест.

Для динамичного  развития садоводства необходимо осуществить  следующие мероприятия:

- увеличить довести  ежегодную посадку садов;

- развивать горно-долинное  садоводство с вовлечением всех  неосвоенных садопригодных склонов;

- осуществлять  посадки высокопродуктивных промышленных  сортов косточковых культур (в  структуре садов они должны  составить 75-80 %);

- создать условия  для привлечения негосударственных  инвестиций, использования новых  технологий производства и хранения  плодов.

Для укрепления зерноводства желательно увеличить  площади пашни за счет мелиорации засоленных почв, и ликвидации мелкоконтурности в землепользовании.

Для увеличения производства зерновых необходимо:

- применение  новых высокоурожайных устойчивых  сортов семян, адаптированных  к местным условиям;

- улучшение материально-технической  базы на основе финансового  лизинга (аренды) техники для производителей  сельхозтоваров;

- увеличение  посевных площадей и урожайности;

- поддержка семеноводства,  мелиорации и химизации;

- ежегодное увеличение  площадей под рисом; 

- завершение  строительства рисоперерабатывающего  завода мощностью 120 тонн в  сутки;

- использование  новых технологий выращивания  риса.

Информация о работе Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона на примере Республики Дагестан