Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона на примере Республики Дагестан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 13:42, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - охарактеризовать проблемы и наметить перспективы социально-экономического развития региона на примере Республики Дагестан.

Передо мной, как перед автором этой работы стоят следующие задачи:

1. Дать развернутую характеристику указанного региона;

2. Описать основные проблемы социально-экономического развития региона;

3. Наметить перспективы и стратегию развития региона;

4. Оформить работу согласно стандартам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Современное состояние социально-экономического развития Дагестана………………………………………………………………………….4

1.1. Общая физико-географическая характеристика…………………………...4

1.2. Экономический потенциал территории……………………………………5

1.2.1. Природно-ресурсный потенциал…………………………………………9

1.2.2. Промышленность…………………………………………………………10

1.2.3. Сельское хозяйство………………………………………………….……23

1.3. Характеристика населения………………………………………………...28

1.3.1. Демографическая ситуация……………………………………………...31

1.3.2. Уровень жизни населения…………………………………………….…32

Глава 2. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан…………………………………………………………….36

2.1. Современные проблемы, тормозящие социально-экономическое развитие…………………………………………………………………………..36

2.2. Перспективные направления социально-экономического развития Республики Дагестан…………………………………………………………….40

2.3. Государственная поддержка социально-экономического развития Республики Дагестан…………………………………………………………….54

Заключение………………………………………………………………………59

Список источников литературы………………………………………….……..60

Работа содержит 1 файл

Реферат по географии.Вика Шаршкова.docx

— 149.22 Кб (Скачать)

В больших городах  можно создать сеть оптовых плодоовощевых  рынков. Производители данной продукции  разных уровней при поддержке  государства, пользуясь услугами аграрных центров, получат возможность свободной  реализации товаров.

Эффективным может  стать форвардное кредитование зернопроизводителей  и предприятий животноводчества. Форвардные операции объединяют необходимые  для региона объемы производства и кредитные лимиты. При покупке  форварда-контракта предприятие-заемщик  получает безусловную гарантию на получение  кредитных ресурсов в будущему по обусловленной процентной ставке и  в определенном количестве. После  предоставления кредитов на производство конкретного вида продукции в  полном (необходимом на уровне совокупного  спроса) объеме банки прекращают кредитование этого вида продукции и будут  продолжать кредитовать по другим (по которым не будут исчерпаны лимиты). Как ценная бумага, форварда-контракт может быть перепродан другому юридическому лицу, но только по согласованию с банком-эмитентом, который определяет кредитоспособность этого лица.

Также для развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан можно осуществить организацию  открытого биржевого рынка с  прозрачным ценообразованием и обеспечением аграриев - участников биржевых торгов оборотными средствами.

В животноводстве для предприятий всех уровней  актуально использование собственной  кормовой базы с возможным применением  отходов перерабатывающих предприятий  и закупки концентрированных кормов. Связи животноводческих и перерабатывающих предприятий могут способствовать аграрные центры.

Перспективно  и строительство новых мощностей  для выращивания крупного рогатого скота, налаживание мясомолочного  производства, связанных с перерабатывающими  заводами и собственной системой логистики.

2.3. Государственная  поддержка социально-экономического  развития Республики Дагестан

Экономическая база функционирования местного самоуправления существенно дифференцирована по административным территориям и требует кардинальных мер как со стороны местных  органов власти, так и республиканских  на пути развития экономического потенциала самоуправляемых территорий.

Существующая  дифференциация неизбежно отражается на расширении ареалов депрессивности и бедности, дотационности местных  бюджетов, что значительно затрудняет проведение эффективной социально-экономической  политики.

Большинство муниципалитетов  не имеет на своих территориях  достаточно развитого производства, которое обеспечило бы им самостоятельное  выживание в условиях рынка, особенно это относится к горной и предгорной зонам. Слаборазвитая инфраструктура также крайне неблагоприятно сказывается  на становлении рыночных форм хозяйствования, что является главной причиной высокого уровня безработицы и, как следствие, оттока населения из горных районов, особенно молодежи.

Такая ситуация обуславливает необходимость:

- создания равных  условий экономического развития  городов и районов республики;

- развития экономических  основ местного самоуправления;

- поддержки местных  «точек роста», стимулирования местного  экономического развития;

- выработки рекомендаций, методик и технологий, способствующих  эффективному управлению бюджетным  процессом.

Со стороны  местных властей необходимо принимать  меры по:

- комплексному  социально-экономическому развитию  своих территорий;

- мобилизации  собственных возможностей и ресурсов;

- приоритетному  решению наиболее острых проблем  жизнеобеспечения населения;

укреплению собственной  финансовой базы, снижению дотационности  местных бюджетов;

- развитию социального  партнерства;

- формированию  рыночной инфраструктуры, созданию  благоприятных условий для развития  предпринимательства, привлечению  частных инвесторов;

- решению земельных  вопросов, оптимизации количества  муниципальных предприятий, формированию  класса эффективных собственников;

- созданию эффективной  системы взаимодействия органов  местного самоуправления с населением.

Каждое муниципальное  звено должно иметь ориентир социально-экономического развития своей территории или цель, в соответствии с которой должны быть поставлены определенные задачи.

Развитие местного самоуправления в республике позволит повысить эффективность реализации проводимой социально-экономической  политики.

Особенно важны  мероприятия, направленные на стабилизацию экономики территорий, способствующие увеличению занятости, в том числе  за счет развития самозанятости и  оказания поддержки малому предпринимательству, созданию налоговой системы, стимулирующей  развитие предприятий, совершенствованию  нормативной базы, предоставлению более  свободного доступа к капитальным  ресурсам. Действия, предпринимаемые  в этих целях, в конечном итоге  должны обеспечить постепенный выход  предприятий из «тени», что, в свою очередь, будет способствовать улучшению  собираемости налогов и увеличению доходов местных бюджетов.

Первым и важнейшим  рычагом государственной поддержки  социально-экономического развития является формирование нормативно-правовой базы экономики и общественной жизни.

В целях стабилизации социально-экономической ситуации Правительством Российской Федерации  было принято постановление от 12 августа 1998 г. № 931 «О Федеральной целевой  программе социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2001 года». Собрание законодательства Республики Дагестан №6, 2006.

Учитывая социально-экономическую  важность для республики агропромышленного  комплекса, за период 1998-2003 годов было принято 60 нормативных правовых актов. В частности, законы РД «О мелиорации земель», «О винограде и вине», постановление  Государственного Совета РД «О Концепции  развития агропромышленного комплекса  РД на 2003-2010 годы».

Принимались постановления  Правительства РД «О неотложных мерах  по государственной поддержке виноградарства и виноделия в РД», «О мерах  по увеличению производственного потенциала на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности РД», «О республиканской  целевой программе «Развитие  земельной реформы в Республике Дагестан на 2000-2002 годы», «О государственной  поддержке развития фермерства и  других субъектов малого предпринимательства  в сельском хозяйстве», «Об утверждении  Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета РД на государственную  поддержку птицеводства», «Об утверждении  Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета РД на государственную  поддержку садоводства», «О Программе  развития агропромышленного комплекса  РД на 2003-2010 годы», «Об организации  работы предприятий и организаций  рыбной отрасли в РД в 2003 году», «О Программе мелиорации земель РД на 2003 год», «Об утверждении Порядка  обеспечения агропромышленного  комплекса продукцией машиностроения и племенного животноводства на условиях финансовой аренды (лизинга)», «О ходе проведения земельной реформы в РД», «Об организации работ по разграничению государственной собственности на землю» и другие.

Для развития промышленности приняты законы РД «О народных художественных промыслах», «Об электроэнергетике  в РД», «О недрах». Принимались постановления  Правительства РД «О Республиканской  целевой программе развития производства и обеспечения населения республики простейшими товарами легкой промышленности за счет собственного производства на 2003-2007 гг.», «О Республиканской целевой  программе сохранения, возрождения  и развития народных художественных промыслов на период до 2003 года», «О ходе освоения углеводородных ресурсов недр шельфа Каспийского моря», «О Комплексной  программе развития электро- и радиосвязи в РД на 1996-2010 годы», «О Программе  развития сельской телефонной связи  в РД в 2001-2002 годы», «О дополнительных мероприятиях по развитию сельской телефонной связи в РД на 2003 год», «О Программе  развития предприятий оборонно-промышленного  комплекса РФ, расположенных на территории РД», «О строительстве малых гидроэлектростанций  в РД» и другие.

Для укрепления социальной сферы приняты Законы РД «О вакцинопрофилактике населения  в РД», «О защите прав ребенка», «О культуре», «О потребительской корзине в  РД». Приняты постановления Правительства  РД «О мерах по борьбе с туберкулёзом в РД», «О Республиканской целевой  программе профилактики вирусного  гепатита «В» в РД на 1999-2001 гг.», «О Республиканской целевой программе  «Развитие культуры и искусства  Дагестана на 2001-2005 годы», «О Программе  развития общественных работ в РД на 2002-2005 годы», «О Республиканской  целевой программе «Развитие  государственной диагностической  службы в РД на 2002-2006 годы», «О Программе  содействия занятости населения  на 2002-2005 годы», «О дополнительных мерах  по уменьшению профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2002 г.», «О мерах по предупреждению и борьбе с онкологическими заболеваниями  в РД на 2005-2010 годы» и другие.

Для стимулирования жилищного строительства, создания системы, обеспечивающей его доступность  для средних слоев населения, принят Закон РД «О развитии ипотечного жилищного кредитования в Республике Дагестан», образована Правительственная  комиссия по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Дагестан, одобрена Программа долгосрочного  жилищного финансирования и ипотечного кредитования жилищного строительства  в Республике Дагестан, утверждена Республиканская целевая программа  «Обеспечение жильем молодых семей  в Республике Дагестан на 2003 - 2010 годы».

В целях дальнейшего  развития туристских и санаторно-оздоровительных  услуг Правительством Республики Дагестан принимаются меры по созданию условий  для развития индустрии отдыха и  оздоровления. Принят Закон РД “О туристской деятельности в Республике Дагестан”, на стадии рассмотрения проект закона РД «О санаторно-курортной деятельности», целевые программы “Развитие  туризма в Республике Дагестан”  и “Сохранение и развитие санаторно-курортного комплекса Республики Дагестан на 2003-2006 годы и на период до 2010 года”.

В области бюджетной  политики с целью увеличения собственных  доходов и оптимизации расходов были принято постановление Народного  Собрания РД «О некоторых мерах по совершенствованию бюджетной политики в РД», Указ Госсовета РД «О мерах  по оздоровлению государственных финансов РД», постановления Правительства  РД «О дополнительных мерах по обеспечению  доходной части республиканского бюджета  РД», «О работе администраций районов и городов по наращиванию налогового потенциала и сокращению дотационности местных бюджетов», «О дополнительных мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций РД».

В целях увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной  собственности Республики Дагестан, были приняты Закон РД «О приватизации государственного имущества Республики Дагестан», постановления Правительства  РД «О состоянии и мерах по увеличению поступлений в республиканский  бюджет РД и местные бюджеты от приватизации и управления государственной  собственностью», «О совершенствовании  управления ГУП и находящимися в  собственности РД пакетами акций  ОАО», «О Программе приватизации государственного имущества на 2003 год», «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества РД на 2004 год», «О состоянии  учета государственного имущества  РД и мерах по повышению эффективности  его использования».

В целях совершенствования  налоговой политики в республике были приняты законы РД «О земельном  налоге», «О недрах», «О плате за пользование  водными объектами», «О транспортном налоге» и другие.

Стимулированию  инвестиционного процесса способствовало принятие законодательных и нормативных  правовых актов по формированию Бюджета  развития Республики Дагестан - Закона РД «О Бюджете развития Республики Дагестан», постановлений Правительства  РД «Об утверждении Положения  об инвестиционных конкурсах в Республике Дагестан», «О порядке предоставления субсидий из республиканского бюджета  РД на выплату процентов по кредитам, выданным коммерческими банками  предприятиям и организациям на реализацию высокоэффективных и социально  значимых инвестиционных проектов».

Основу нормативной  базы по привлечению дополнительных инвестиций в экономику Республики Дагестан составляют: Закон РД «Об  инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан», постановление  Правительства РД «О мерах по реализации статьи 12 Закона Республики Дагестан «Об  инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан».

Реализация мероприятий  по поддержке малого предпринимательства  осуществляется в соответствии с  нормативной правовой базой: постановлениями  Правительства РД «Вопросы поддержки  и развития малого предпринимательства  в Республике Дагестан», «О Комплексной  программе по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан на 2002-2003 годы», «О Комплексной  программе по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан на 2004-2005 годы», «О Концепции  государственной поддержки и  развития малого предпринимательства  в Республике Дагестан», «О предоставлении льгот субъектам малого предпринимательства».

Информация о работе Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона на примере Республики Дагестан