Шведская модель как образ третьего пути развития капитализма в 60-е – 70-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Швеция — государство в Северной Европе, расположенное в восточной и южной части Скандинавского полуострова и занимает приблизительно 60% его площади. По площади (449 964 км²) Швеция занимает третье место среди стран Западной Европы и пятое среди стран всей Европы. На западе Швеция граничит с Норвегией (длина границы 1619 км), на северо-востоке — с Финляндией (614 км), а с востока и юга её омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива. На юге проливы Эресунн, Каттегат и Скагеррак отделяют Швецию от Дании. В состав Швеции входят два крупных острова в Балтике — Готланд и Эланд. Несмотря на расположение в северных широтах, Швеция — страна умеренного климата, в основном, благодаря Гольфстриму. Северные, западные и восточные районы Швеции от атлантических ветров защищают Скандинавские горы, поэтому зимы здесь более холодные, а лето непродолжительное. Средняя температура января от −16 °C на севере до +1 °C на юго-западе, июля — от +2 °C в горах до +17 °C на юге страны. Абсолютный минимум температуры был зарегистрирован в Вуоггатйолме и составил −52,6 °C, абсолютный максимум был зарегистрирован в Молилле и Ултуне и составил +38,0 °C. Зимы здесь более теплые, а лето более продолжительное, но дождливое. Часть страны расположена за северным полярным кругом, где солнце не заходит ночью в летнее время, а зимой наступает полярная ночь. Воды Балтийского моря и Ботнического залива ещё более смягчают климат в восточных частях.

Работа содержит 1 файл

швеция мо.docx

— 49.15 Кб (Скачать)

     Впервые за последние десять лет премьер-министр  Швеции Фредрик Рейнфельдт посетил с визитом Россию, обозначив первые признаки потепления в отношениях Москвы и Стокгольма.

     Российский  президент и шведский премьер  встречались относительно недавно. В ноябре прошлого года Дмитрий Медведев приезжал к нашим балтийским соседям  для участия в саммите Россия-ЕС. В Кремле считают, что именно с  этого момента и началась перенастройка  отношений стран. Поводом же для  нее можно считать принятое прошлой  осенью шведским правительством положительное  решение по прокладке газопровода "Северный поток" через экономическую  зону Швеции в Балтийском море.

     Например, стороны, может быть, даже немного  неожиданно для себя нашли общий  интерес в деле модернизации экономик. "Когда мы были с визитом в  Швеции, возникла хорошая идея партнерства  для модернизации", - заметил российский лидер. Премьер-министр Рейнфельдт объяснил, что родилась она не на пустом месте. "Мы тоже обращаем внимание на модернизационную повестку, - подчеркнул он, ссылаясь на предложенный президентом Медведевым курс для России. - Это напоминает дискуссии, идущие сейчас в Швеции. Мы тоже хотим строить инновационную экономику".

     Есть  общие интересы и в энергетике. Вчера, в частности, стороны подписали  меморандум о сотрудничестве в этой сфере. Правда, ничего общего с обычными поставками сырья он не имеет. Документ предполагает сотрудничество в сфере  энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Как объяснил министр энергетики России Сергей Шматко, сроков и деталей он не предполагает. Страны условились создать пока что рабочую группу для выработки соответствующей "дорожной карты".

     А вот поддержку шведских компаний в дальнейшей работе на российском рынке Фредрик Рейнфельдт ждет именно от Москвы. Встретившись с главами крупнейших компаний-соотечественников, представленных в России, он услышал, что работать здесь можно. Хотя, конечно, кое-какие шероховатости, связанные со стабильностью правил игры, права и судебной системы России, еще предстоит убрать.

     Современные российско-шведские отношения строятся на принципах взаимовыгодного сотрудничества и обоюдной заинтересованности в  укреплении стабильности на Севере Европы. Двусторонние связи строятся на солидной договорно-правовой основе: действует  более 60 соглашений. В числе заключенных  в последнее десятилетие такие  важные документы, как соглашение о  взаимной защите и поощрении капиталовложений, о сотрудничестве в борьбе с преступностью. Король Швеции Карл XVI Густав посетил  Россию с государственным визитом  в октябре 2001 г. Помимо Москвы королевская  чета побывала в Санкт-Петербурге, Архангельске, на Соловецких островах и в Мурманске. В сентябре 2002 г. шведский монарх опять  побывал в Мурманской области, на сей раз с частной поездкой. В апреле 2003г. “Неделю Швеции”  в Санкт-Петербурге открывала крон-принцесса Виктория. В сентябре 2003г. в Санкт-Петербурге по делам Всемирного фонда детства находилась Королева Сильвия. На регулярной основе встречаются и обмениваются посланиями министры иностранных дел. Широкие, ориентированные на практическое взаимодействие контакты поддерживаются между отраслевыми министерствами и ведомствами. Интенсивно развивается двустороннее межпарламентское сотрудничество. Межгосударственные отношения находят все более прочную основу в торгово-экономическом сотрудничестве и прямых межрегиональных связях. Российско-шведский товарооборот возрос за последние десять лет более чем в два раза, составив в 2003 г. 2896 млн. долл. США при сохраняющейся тенденции к росту. Россия занимает 15-ое место среди торговых партнеров Швеции. 83,6% российских поставок составляют товары топливно-сырьевой группы. В импорте из Швеции более 94% приходится на готовую продукцию и полуфабрикаты. Швеция - в числе основных зарубежных инвесторов российской экономики. Объем шведских прямых инвестиций в Россию превысил 700 млн.долл. Швеция оказывает техническое содействие России в рамках правительственных “Стратегий сотрудничества с Россией” (в октябре 2002 г. одобрен очередной документ на 2002-2004 гг., предусматривающий выделение до 40 млн. шв. крон ежегодно), а также программ “Балтийский миллиард”, рассчитанных на поддержку шведского бизнеса в странах Балтийского региона.

     Он  отметил, что стимул отношениям даст также Российско-шведская декларация о партнерстве во имя модернизации. В частности,  опыт шведов по науке  и производству, деятельности наукоемких кластеров. Россия и Швеция намерены особое внимание уделять также сотрудничеству в Арктическом регионе. РФ возобновляет работу Северного морского пути, время  навигации по которому постоянно увеличивается.

     Также возобновляется паромное туристическое  сообщение между Петербургом  и Стокгольмом. "Приняли решение  о том, чтобы наши партнеры могли  приезжать в Петербург на этом пароме без виз", — сообщил  Путин.

     Швеция  ведет активную деятельность в самых  различных направлениях внешней  политики страны. Сюда включаются и  экономический, и экологический, и  военный аспекты. В 1960–1970-х годах  в центре внимания шведских политиков  оказались внутренние проблемы страны. При этом во внешней политике Швеция в это время была сосредоточена  на помощи развивающимся странам, на что выделяется почти 1% ВВП страны, и глобальных экологических проблемах, а также на поддержке усилий по разоружению в рамках ООН и  мер по созданию доверия в Европе. Одним из основополагающих элементов  шведской внешней политики остаётся поддержка ООН и её Устава. Швеция традиционно проводит политику свободной  торговли и является сторонником  открытой многосторонней торговой системы, основанной на принципах ГАТТ и осуществляемой в рамках ВТО.

     В 1980-х гг. центральным элементом  внешней политики Швеции стала доктрина всеобщей безопасности, направленная на сокращение вооружений в Европе и поддержку идеи всеобщего и  полного разоружения во всём мире.

     Внутри  страны в начале 1980-х годов в  центре политических дебатов оказались  такие проблемы, как почти полное прекращение экономического роста, снижение конкурентоспособности Швеции на мировом рынке, влияние инфляции и бюджетного дефицита и появление  – впервые после 1930-х годов  – значительной безработицы (4% в 1982). Правительство Пальме, поддерживаемое профсоюзами, опубликовало свою программу  «третьего пути», среднего между  коммунизмом и капитализмом.

     В 1990 в политической жизни Швеции произошли  изменения, связанные с начавшимся экономическим спадом (самым тяжелым  после кризиса 1930-х годов) и распадом коммунистической системы в Восточной  Европе. Безработица, обычно державшаяся  на самом низком уровне среди европейских  стран, в 1993 превысила 7% (еще 8% населения  было занято на временных работах).

     Так как Швеция придерживается нейтралитета, то ее армия существует в целях  поддержания обороноспособности страны и помощи в урегулировании международных  конфликтов. Поэтому основная функция  шведской оборонной политики — сохранение мира при поддержании такой степени  готовности и военной силы, чтобы  потери и жертвы возможного агрессора  в результате попытки захватить  страну заметно превышали возможные  завоевания.

     Вооружённые силы Швеции включают Сухопутные силы, ВМС, ВВС. Ежегодно новобранцы в возрасте 18 лет призываются на основную подготовку сроком от 5 до 15 мес. Затем они призываются  на переподготовку каждые 4 года. В случае войны Вооружённые силы могут  мобилизовать до 850 тыс. чел. Полки Сухопутных войск в мирное время существуют только для подготовки.

     Швеция  не имеет постоянной армии, а воздушное  пространство и территориальные  воды находятся под постоянным контролем  ВВС, ВМС и береговой охраны. Военные  расходы составляют 2,1% ВВП. Вооружённые  силы, строящиеся на всеобщей воинской обязанности мужчин в возрасте от 18 до 47 лет, сокращаются. Принятое в 2000 решение риксдага означает сокращение числа военных подразделений  и одновременный рост их боеготовности  и мобильности. Большое значение придаётся военной авиации. Шведские подразделения находятся в постоянной готовности к участию в международных  акциях по урегулированию конфликтов. Более 60 тыс. шведских военнослужащих проходили службу в подразделениях ООН в различных частях мира. Швеция активно участвует в программе  НАТО «Партнёрство во имя мира» и  в миротворческих силах в бывшей Югославии.

     С Россией Швеция поддерживает дипломатические  отношения с 1924 г.

Информация о работе Шведская модель как образ третьего пути развития капитализма в 60-е – 70-е годы