Безработица и анализ рынка труда

Автор: q*********@icloud.com, 25 Ноября 2011 в 21:25, реферат

Описание работы

Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно-управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.

Содержание

Введение 3
1. Понятие рынка труда 5
2. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу 6
Неоклассический подход 6
Кейнсианский подход 7
Монетаристская модель 7
Институционалисты на рынке труда 8
Марксизм об особенностях рынка труда 8
Специфика рынка труда 8
Особенности российского рынка труда 9
3. Сегментация рынка труда 10
Основные сегменты рынка труда 11
Ослабление внутреннего рынка труда и усиление мобильности рабочей силы 11
Понятие рабочей силы и занятых 12
Отраслевая и профессионально-квалификационная структура 13
4.Безработица и ее измерение 16
Регулирование рынка труда 16
Сущность безработицы 16
Понятие естественной безработицы 17
Формы безработицы 18
Современные явления на рынке труда и в политике занятости 22
Политика государства на рынке труда 24
Основные направления государственного регулирования рынка труда 25
Концептуальные основы регулирования 26
Косвенное регулирование рынка рабочей силы 27
Биржи труда и частные посреднические фирмы 27
Заключение 30
Приложения 33
Библиография 34

Работа содержит 1 файл

1.Анализ рынка труда и безработица-экономическая теория.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

  Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

  Следует подчеркнуть, что в современных  условиях в развитых странах большинство  граждан трудоустраиваются не через  биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств. Крупнейшая в мире американская компания такого типа «Мэнпауэр» (Manpower); имея 1350 своих отделений в разных странах, содействует найму ежегодно 700 тыс. человек и обслуживает примерно 300 тыс. фирм.

     Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью  государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6—8 млн безработных. В России в 1995 г. в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 3,9 млн человек. Из них получили работу 1,1 млн безработных.

     Законодательство  большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице. В США максимальный срок его получения составляет 26 нед (в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 нед), средненедельное пособие по стране (при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 1994 г. равнялось 200 долл.

     Законодательное регулирование занятости и безработицы  в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

     В соответствии с российским законодательством  центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения гражданина по возможности пред-, дожить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

     В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено Пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

     Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости  не позже 11 календарных дней со дня  предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки.

     Решение о назначении пособия по безработице  принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

  — уволенным  с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня, пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

  — уволенным  с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы, пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

  — гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

     Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

  Государственное регулирование проблем занятости  и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику .в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

     Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров. 

 

Заключение 

Итак, на рынке  труда начало экономического подъема  сопровождается появлением большого количества новых экономически эффективных рабочих мест, преимущественно в производственном секторе.

Во-вторых, имеется  избыток дешевой и высокопроизводительной рабочей силы, то есть высок уровень  безработицы.

Наконец, рабочая  сила должна быть достаточно мобильной.

Ничего этого  на отечественном рынке труда  нет. Платежеспособный спрос со стороны  работодателей есть в основном в финансовом секторе и сфере услуг. Уровень безработицы в России такой, как в благополучной Швеции, а потенциально свободная рабочая сила привязана к своим экономически неэффективным рабочим местам подачками государства и невозможностью свободной миграции по стране.

 Конечно,  экономический подъем нельзя смоделировать  в кабинетах. Но есть вещи очевидные. Совершенно необходимо создать преобладание предложения труда над спросом. Подъем уровня безработицы неизбежен —- нерентабельные предприятия не имеют права на жизнь. Государству по силам снизить доходность «спекулятивного» сектора экономики, что автоматически снизит там уровень заработной платы. Одновременно нужно обеспечить достаточный уровень мобильности и большое количество экономически эффективных рабочих мест (прежде всего в реальном секторе). Последнее, пожалуй, самое трудное. Наше государство на это не способно — оно как раз самый неэффективный в экономическом смысле работодатель. Нужны люди, способные создавать новые эффективные рабочие места. И здесь от властей требуется просто не мешать обременительными налогами, неграмотным протекционизмом и излишним человеколюбием. Порочный круг «выпустим еще ГКО — выплатим задолженности по зарплате» должен быть разорван. Большинство населения любой страны способно лишь занимать готовые рабочие места — и только малая часть может открывать новые. Создатели  новых эффективных рабочих мест появлялись при любом экономическом подъеме. Вот портрет промышленника времен английской промышленной революции в изложении Фернана Броделя. ,,Задачи, которые они перед собой ставили, были следующими. Господствовать над самым главным в новых технологиях, держать в руках мастеров и рабочих, наконец, профессионально знать рынки, чтобы быть способными самим ориентировать свое производство,,. Капитанами индустрии называл этих людей Шумпетер. Именно они открывают новые рынки, загоняют в угол нерасторопных конкурентов и без тени сомнений выбрасывают тысячи рабочих на улицу. Но в отличие от Англии[ двухсотлетней давности сегодня капитаны индустрии — в основном наемные специалисты, а не собственники. Это профессиональные менеджеры и управленцы — типичные представители пресловутого среднего класса. Спрос на них со стороны элиты, уже раскупившей практически всю бывшую госсобственность, растет. Именно средний класс — союзник государства на рынке труда в ситуации экономического подъема (он-то его и обеспечивает). На средний, а не на рабочий класс делали ставку бразильское и южнокорейское правительства. Но чтобы представители среднего класса могли занять на рынке труда стратегическую   позицию,   старая постсоветская структура занятости должна быть разрушена.

 В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы). Для этого придется немало поработать прежде всего над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и в конечном счете уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей .силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.

 Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20°/о средней заработной платы — это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы, таких как США.

 Есть еще  одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная   мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой — более 20 раз, второй — 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.

 Здесь не срабатывают  в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, — даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для  внутренней миграции — субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает ,предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от балансе -миграции. Если этот баланс -жестко асимметричен, обмен становится практически не- возможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой -регион в поиске работы.  Другая половина населения — собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом. Но собственность на жилы все равно привязывает человека к месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере.

 

  

  БИБЛИОГРАФИЯ 

  1. Введение  в рыночную экономику. Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. - М.: ''Высшая школа", 1994
  2. Экономика. Под ред. Доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1997
  3. Экономика. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. - М.: "Дело ЛТД",1993
  4. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики. -  СПб.: ИД "МиМ" , 1997
  5. К.Сабирьянова. Микроэкономический анализ динамических изменений на рынке труда. // Вопросы экономики, №1, 1998
  6. И.Заславский. К новой парадигме рынка труда. // Вопросы экономики, № 2, 1998
  7. М.Дмитриев. Российский рынок труда силен неисполнением законов. // Эксперт, 9 февраля 1998 №5
  8. Д.Медовников, Т.Оганесян, А.Хазбиев. Труд и капитал. // Эксперт, 4 августа 1997 №29

Информация о работе Безработица и анализ рынка труда