Бюджетное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса, а также реформирования бюджетного процесса (в части бюджетного планирования и прогнозирования).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть организацию бюджетного процесса;
- дать характеристику стадий бюджетного процесса и его участников;
- изучить процесс бюджетного планирования и прогнозирования;
- рассмотреть процесс реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. Бюджетный процесс5
1.1. Понятие и организация бюджетного процесса5
1.2. Характеристика стадий бюджетного процесса9
1.3. Характеристика участников бюджетного процесса15
Глава II. Бюджетное планирование и
прогнозирование19
2.1. Финансово-бюджетная политика19
2.2. Финансовое планирование и бюджетное прогнозирование22
2.3. Организация планирования доходов25
Глава II. Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации27
2.1. Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ27
2.2. Схема правового регулирования бюджетного процесса в свете бюджетной реформы31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ36

Работа содержит 1 файл

Бюджетное планирование.docx

— 68.78 Кб (Скачать)

     Органы  исполнительной власти Российской Федерации  вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов через Федеральное  казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Бюджетное планирование и прогнозирование

2.1 Финансово-бюджетная  политика 

     Выполнение  государством предусмотренных законодательством  функций и задач требует соответствующих ресурсов. Мобилизация этих ресурсов и их распределение связано с возникновением финансовых отношений между государством, налогоплательщиками и бюджетополучателями.

     Характер  организации этих взаимоотношений  определяется проводимой государством финансово-бюджетной политикой.

     Таким образом финансово-бюджетная политикаэто совокупность правовых норм, действий и мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления в области финансовых отношений для решения ими своих задач и функций.7

     Финансово-бюджетная  политика предполагает определение  цели и задач в области финансов, разработку механизмов мобилизации денежных средств, определение приоритетов в использовании бюджетных средств, управление финансами с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

     Основными инструментами финансово-бюджетной  политики в области кредитно-денежных отношений являются эмиссия денежной массы и учетная ставка Центрального банка РФ. К налоговым инструментам относятся виды и ставки взимаемых налогов, а также особенности налогового администрирования.

     Характер  финансирования социальной сферы, объемы и нормативы бесплатных или льготных для населения услуг, степень платности в социальной сфере также выступает одним из инструментов финансово-бюджетной политики.

     Финансово-бюджетная  политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, которое обнародуется согласно Бюджетному Кодексу не позднее марта месяца года, предшествующего очередному финансовому году.

     Послание  определяет для Правительства РФ ориентиры при формировании и исполнении бюджета на предстоящий финансовый год.

     Финансовый  год (бюджетный период) в России совпадает  с календарным годом.

     На  региональном уровне, в зависимости  от существующего законодательства в каждом конкретном субъекте РФ, могут предусматриваться бюджетные послания руководителей субъектов, но вместо посланий могут быть только направления бюджетной политики, прилагаемые в качестве одного из документов к проекту бюджета.

     Существенным  моментом в финансово-бюджетной  политике является определение органов и организаций, а также их функций в бюджетном

     Перечень  органов, наделенных бюджетными полномочиями, включает:

     - органы законодательной (представительной) и исполнительной власти;

     - финансовые и налоговые органы;

     - органы денежно-кредитного регулирования;

     - органы государственного финансового  контроля;

     - главные распорядители кредитов;

     - государственные целевые внебюджетные  фонды.

     Законодательные (представительные) органы – рассматривают  и утверждают бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении.

     Исполнительные  органы осуществляют сводное финансовое планирование, составляют проекты бюджетов, вносят их на рассмотрение законодательных органов, осуществляют исполнение бюджетов, готовят проекты отчетов об их исполнении.

     Денежно-кредитное  регулирование осуществляет Центральный  банк России, который совместно с Правительством Российской Федерации осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной политики государства. Через структуры Центрального банка на местах осуществляется обслуживание денежных счетов федерального казначейства, счетов государственных внебюджетных фондов.

     Главные распорядители бюджетных средств (министерства, государственные комитеты, федеральные службы и др.) – первые прямые получатели бюджетных средств, обладающие правом распределять средства между распорядителями и получателями. Главный распорядитель бюджетных средств готовит бюджетную роспись распределения денег по распорядителям и получателям бюджетных ассигнований8.

     Контрольно-счетные  органы - представлены Счетной палатой  РФ, аналогичными контрольными органами в субъектах РФ, образуются представительными органами для осуществления контроля за расходованием средств в соответствии с законом о бюджете.

     Все перечисленные органы являются участниками  бюджетного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Финансовое планирование и бюджетное прогнозирование 

     Оборот  валового внутреннего продукта осуществляется в материально-вещественной форме (продукция, товары, услуги) и в стоимостной  форме. Финансовые отношения возникают при создании, распределении, перераспределении и потреблении финансовых ресурсов. Управление этими процессами происходит с помощью финансового планирования.

     Бюджетным кодексом РФ предусмотрено составление  перспективного финансового плана. Данный план представляет собой финансовый документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной год для каждого уровня бюджетной системы и содержащий данные о прогнозных возможностях соответствующего бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов.

     Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

     Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет. Следующие два года – плановый период, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

     Исходной  базой для формирования плана  является бюджет на текущий год. Перспективный план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

     Перспективный план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

     Для определения объемов финансовых ресурсов, которыми располагает соответствующий уровень бюджетной системы, в целях определения основных показателей разрабатываемого проекта бюджета, составляется баланс финансовых ресурсов.

     Баланс  финансовых ресурсов представляет собой  баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

     Баланс  составляется на основе отчетного баланса  финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории.

     Со  сводным финансовым планированием  тесно связано бюджетное прогнозирование.

     В отличие от сводного финансового  планирования осуществляемого, как  правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный  период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая  часть показателей сводного финансового  баланса включает ряд бюджетных  показателей, то при составлении  перспективного сводного финансового  баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

     Под прогнозом развития бюджета подразумевается  комплекс вероятностных оценок возможных  путей развития его доходной и  расходной частей.9

     Цель  бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий  и перспективных оценок разработать  и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.10 Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

     Расчет  прогнозируемых бюджетных показателей  основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и  квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических  и финансовых параметров, то при  определении прогнозных бюджетных  показателей, как правило, такой  возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Организация планирования доходов 

     Существующая  практика бюджетного прогнозирования  в увязке со сводным финансовым балансом не охватывает полный круг связей в  экономике. При этом не учитываются  внутренние взаимодействия всех секторов экономики и финансовые взаимоотношения  с внешним миром. Результатом  становится одностороннее отображение  экономического процесса, снижается  возможность регулирования и  управления текущей экономической  ситуацией и прежде всего движением  государственных финансовых потоков, эффективность бюджетного планирования. Учитывая изложенное, актуальной является разработка комплексного подхода к  движению финансовых средств в экономике.

     Целью прогнозирования государственных  финансовых потоков является выявление  условий формирования и оптимального движения финансовых потоков и на этой основе разработка и осуществление  системы мероприятий, обеспечивающих достижение стабильного экономического роста.

     Работа  по планированию доходов включает три  важнейших направления:

     1) Расчет прогнозируемых сумм мобилизации  контингентов всех видов доходов.

     2) Распределение регулирующих доходов  по уровням бюджетной системы.

     3) Определение взаимоотношений между  бюджетами различных уровней  в части предоставления дотаций,  субвенций, субсидий.

     Планирование  федерального бюджета осуществляется Министерством финансов совместно с Министерством по налогам и сборам (МНС). МНС прогнозирует поступление налоговых доходов, кроме таможенных платежей.

     Планирование  таможенных поступлений осуществляет Государственный таможенный комитет совместно с Министерством экономического развития.

     Расчет  контингентов доходов осуществляется в следующей последовательности: МНС доводит до Минфина обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов и других доходов за отчетный период, т.е. за предшествующий год и первое полугодие текущего года.

     Минфин  получает от Минэкономразвития прогнозируемые на очередной год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, определяющие расходы: объем валового внутреннего продукта, объем денежной массы, объем прибыли, размер фонда оплаты труда, индекс инфляции и дефляторы по отраслям народного хозяйства, объем розничного товарооборота, уровень цен на нефть. Центральный банк России представляет курсовое соотношение рубля к доллару США и к Евро.

Информация о работе Бюджетное планирование