Эффект дохода и эффект замещения. Перекрестная эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Понятие предельной полезности помогло объяснить основной закон убывающей величины спроса. Но в течение последних десятилетий экономисты разработали альтернативный подход к анализу спроса, в котором не используется это понятие. В этом альтернативном подходе используются «кривые безразличия», которые позволяют строго и последовательно сформулировать основные предположения о поведении потребителя. Этот подход помогает объяснить факторы, от которых зависит чувствительность величины спроса к изменению цены, то есть, ценовая эластичность спроса.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1Основные понятия ……………………………………………………………….5
1.1 Кривая безразличия ……………………………………………………...5
1.2 Закон замещения ………………………………………………………….5
1.3 Карта кривых безразличия ………………………………………………7
1.4 Бюджетная линия или бюджетное ограничение ..…………………………8
1.5 Равновесная точка касания …………………………………………………..8
1.6 Изменения дохода ………….…………………………………………...9
1.7 Нормальные и низкокачественные товары ………………………………11
1.8 Кривые Энгеля……………………………………………………………...12
2 Эффект дохода и эффект замещения ………………………………..……..14
2.1 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу………………………………....15
2.2 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому….………………………….18
2.3 Обобщение …………………………………….………………………….19
3 Перекрестная эластичность спроса по цене …………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

КР _Микроэкон _Эффект дохда и замещения.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

    Предположим, что потребитель имеет фиксированный доход. Скажем, он может потратить 6 долл. в день на потребление при неизменных ценах каждой единицы продуктов питания и одежды, которые составляют 1,5 долл. для продуктов питания и 1 долл. для одежды. Ясно, что он может израсходовать свои деньги, купив любую из множества возможных альтернативных комбинаций продуктов питания и одежды. В одной предельной ситуации он может купить 4 единицы продуктов питания и 0 единиц одежды. В другой предельной ситуации ему доступны 6 единиц одежды и 0 единиц продуктов питания. 

      Таблица 2

Альтернативные  потребительские наборы
M 4 0
  3 11/2
  2 3
  1 41/2
N 0 6
 

    На  рисунке 3 пятью точками отмечены альтернативные комбинации продуктов питания и одежды. Обратите внимание на то, что все точки лежат на прямой линии NM. Прямая бюджетная линия NM задает все возможные комбинации из двух благ, равных по ценности доходу потребителя. Наклон NM (опуская знак) равен 3/2, представляя собой отношение цены продуктов питания к цене одежды. Величина наклона говорит о том, что при заданных ценах всякий раз, когда потребитель отказывается от 3 единиц одежды (следовательно, спускаясь вертикально вниз по диаграмме на 3 единицы), он получает две единицы продуктов питания (то есть, сдвигается по горизонтали вправо на 2 единицы).

    Линию NM называют бюджетной линией или бюджетным ограничением потребителя.  
 

    1.5 Равновесная точка касания

    Мы  накладываем бюджетную линию NM на семейство кривых безразличия, как это показано на рисунке 4. Потребитель может свободно выбирать любую точку на линии NM. Точки, лежащие правее и выше NM, недоступны, так как им соответствует доход больший, чем 6 долл. Точки, лежащие левее и ниже NM не отвечают нашему условию о том, что потребитель тратит все 6 долл. своего дохода. 

    

    Рисунке 3. Доход как ограничение потребительских  расходов 
 

    Какую точку выберет потребитель? Очевидно, ту точку, в которой он получает наибольшее удовлетворение — а она лежит на кривой безразличия наиболее высокого из возможных уровня. В нашем случае подобной точкой является точка В. В точке В бюджетная линия только касается, а не пересекает кривую безразличия U3. Такая точка касания, в которой бюджетная линия лишь соприкасается, но не пересекает линию безразличия, соответствует наивысшему уровню полезности, доступному потребителю.

    Геометрически, потребитель достигает равновесия там, где наклон бюджетной линии (который равняется отношению цен продуктов питания и одежды) точно равен наклону кривой безразличия (который определяется отношением предельных полезностей двух благ). 

     
    1.6 Изменения дохода

    Последствия изменения уровня дохода можно проанализировать. Рисунок 5а показывает варианты потребительского выбора, который потребитель делает, когда распределяет фиксированную сумму дохода между продовольствием и одеждой, причем цена продовольствия составляет $1, а цен одежды — $2. Количество одежды измеряется по вертикальной оси, а количество продовольствия — по горизонтальной оси. Изменения дохода проявляются как изменения бюджетной линии.

    Первоначально доход потребителя составляет $10. При этом потребительский выбор, максимизирующий получаемую полезность, находится в точке А, в которой наш потребитель покупает 4 единицы продовольствия и 3 единицы одежды. 

    

Рисунке 4. Наиболее предпочтительный из доступных для потребителя потребительский набор находится в точке В. 

    Выбор 4 единиц продовольствия изображен также на рис. 4.2, б как точка Е на кривой спроса D1 Кривая спроса Dl это кривая, которая имела бы место, если бы сохраняли фиксированный доход в размере $10, но изменяли цену продуктов питания. Поскольку сохраняем цену продовольствия постоянной, мы будем наблюдать на этой кривой спроса только точку Е.

    Что произойдет, если доход потребителя увеличится до $20? Бюджетная линия нашего потребителя сдвинется наружу параллельно исходной бюджетной линии, позволив ему достигнуть уровня полезности, отражаемого кривой безразличия U2. Его оптимальный потребительский выбор теперь отображен в точке В, где он покупает 10 единиц продовольствия и 5 единиц одежды. На рисунке 5б его потребление продуктов питания изображено как точка G на кривой спроса D2. Кривая спроса D2 — это кривая спроса на продовольствие при фиксированном доходе в $20 и меняющихся ценах на продукты питания. Наконец, заметим, что если доход потребителя увеличится до $30, его выбор будет представлен точкой D, в которой потребительская корзина содержит 16 единиц продовольствия (и 7 единиц одежды), отображенной в точку H на рисунке 5б.

    Можно продолжать изменять доход, пока не рассмотрим все возможные варианты. На рисунке 5а кривая доход—потребление (income—consumption curve) объединяет комбинации продовольствия и одежды, относящиеся к каждому уровню дохода, при которых полезность достигает максимума. Кривая доход—потребление на рисунке 5 имеет положительный наклон, поскольку вместе с увеличением дохода увеличивается потребление как продовольствия, так и одежды. Каждая кривая спроса строится для определенного уровня дохода, всякое изменение в доходе должно привести к сдвигу самой кривой спроса. Таким образом, точка А на кривой доход—потребление с рисунка 5а соответствует точке Е на кривой спроса D1 на риссунке5б; точка В соответствует точке G на другой кривой спроса D2. Положительный наклон кривой доход—потребление подразумевает, что рост дохода вызывает сдвиг кривой спроса вправо — в нашем случае из положения D1 в положения D.2 и D3.

    

    Рисунок 5. Эффект изменений дохода 
 

    1.7 Нормальные и низкокачественные товары

    Когда кривая доход—потребление имеет положительный наклон, величина спроса увеличивается вместе с доходом. В результате эластичность спроса по доходу положительна. Чем больше сдвиг вправо кривой спроса, тем больше эластичность дохода. В этом случае товары рассматриваются как нормальные: в случае роста доходов потребители хотят покупать их в большем количестве.

    В некоторых случаях величина спроса падает по мере увеличения дохода: здесь эластичность спроса по доходу отрицательна. Мы рассматриваем такие товары как низкокачественные (inferior goods). Термин низкокачественные товары просто означает, что потребление этих товаров падает, когда доходы потребителей возрастают. Например, гамбургеры являются товарами низшей категории для некоторых людей: когда их доход увеличивается, они покупают меньше гамбургеров и больше бифштексов.

    Рисунок 6 показывает кривую доход-потребление для низкокачественного товара. При сравнительно низких уровнях дохода гамбургеры и бифштексы являются нормальными товарами. Однако по мере роста дохода кривая доход—потребление перегибается в обратном направлении (от точки В к точке С). Этот изгиб возникает из-за того, что гамбургеры становятся низкокачественным товаром — их потребление падает, когда доход увеличивается. 

      

    Рисунок 6. Низкокачественный товар 
 
 

    1.8 Кривые Энгеля

    Кривые доход—потребление могут использоваться для построения кривых Энгеля (Engel curve), которые представляют эффект изменения дохода в зависимости от количества закупаемого блага. Рисунок 7 показывает, как строятся такие кривые для двух различных товаров. Рисунок 7а, показывающий кривую Энгеля с положительным наклоном, выводится непосредственно из рисунка 5а. На обоих этих рисунках личный доход возрастает с $ 10 до $20 и до $30, а потребление продуктов питания нашим покупателем возрастает с4до 10и 16 единиц соответственно. Вспомним, что по вертикальной оси на рисунке 5а откладывалось количество одежды, потребляемой в месяц, а по горизонтальной оси — количество потребляемого в месяц продовольствия; изменения в доходе отражались как сдвиги бюджетной линии. На рисках 7а и 7б поместим на вертикальной оси данные о доходе. На горизонтальной оси по-прежнему находятся данные о продовольствии и гамбургерах.

    Кривые Энгеля имеют восходящий, или положительный, наклон, как на рисунке 7а, в случае любых нормальных товаров, как и кривые доход—потребление с рисунка 5 а. Заметим, что кривая Энгеля для одежды имела бы аналогичную форму (потребление одежды увеличивается с 3 до 5 и 7 единиц по мере роста дохода).

    Рисунок 7б, выведенный из рисунка 6, показывает кривую Энгеля для гамбургеров. Мы видим, что потребление гамбургеров увеличивается с 5 до 10, когда доход возрастает с $10 до $20. Когда доход увеличивается еще больше, с $20 до $30, их потребление падает до 8 штук. Часть кривой Энгеля, которая имеет отрицательный наклон, отражает тот сегмент дохода, при достижении которого гамбургер рассматривается как низкокачественный товар. 
 

    

    Рисунок 7. Кривые Энгеля 
 
 
 
 
 

    2 Эффект дохода и эффект замещения

    Снижение цены товара повлечет два эффекта:

  1. Потребители будут склонны покупать в больших количествах тот товар, который стал дешевле, и в меньших — тот товар, который теперь является относительно более дорогим. Эта реакция на изменение в относительных ценах товаров называется эффектом замещения (substitution effect). Если цена кофе растет, а цены остальных товаров не растут, то кофе становится относительно дороже. Если кофе стал более дорогим средством стимулирования, то его будут покупать меньше, а чая и кока-колы купят больше. Аналогично, при снижении цены видеокассет по сравнению с ценой билетов в кино мы потратим большую долю свободного времени на дешевое развлечение. Вообще, согласно эффекту замены (замещения) потребители при росте цены блага будут стремиться заменить относительно дорогое благо другими благами для того, чтобы удовлетворить свои потребности более дешевым способом. В этом случае, потребители действуют так же, как поступают фирмы, которые при росте цены ресурса заменяют дорогой ресурс дешевым. Такой процесс замещения позволяет фирмам производить тот же объем продукции при наименьших общих издержках. Точно так же, когда потребители заменяют дорогие блага дешевыми, они получают то же удовлетворение при меньших затратах.
  2. Поскольку один из товаров теперь стал дешевле, потребители выигрывают от увеличения реальной покупательной способности. Они улучшают свое положение, поскольку могут покупать то же самое количество товара за меньшие деньги и тем самым оставляют деньги для дополнительных покупок. Изменение в спросе, возникающее как результат изменения реальной покупательной способности, называется эффектом дохода (income effect). Кроме того, если денежный доход неизменен, то рост цен будет равнозначен сокращению «реального дохода», отражающего действительный объем товаров и услуг, которые можно приобрести на ваш денежный доход. Если цена некоторого блага возрастает при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителей падает и они, скорее всего, будут снижать потребление почти всех благ (включая благо, цена которого возросла). Это и есть эффект дохода, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на товары и услуги, которое имеет место из-за воздействия этого изменения на объем реального дохода потребителей. Так как понижение реального дохода обычно влечет за собой снижение потребления, эффект дохода будет, как правило, усиливать действие эффекта замены, приводя к появлению убывающей кривой спроса.

    Существуют два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж.Хикса и русского математика и экономиста Е.Е.Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов. Сначала рассмотрим версию, предложенную Хиксом, как более общую. Затем покажем особенности решения, предложенного Слуцким. 
 

    2.1 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу

    Разложение  общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу  показано на рисунке 8. Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам РX и РY. Ее касание с кривой безразличия U1U1 определяет оптимум потребителя Е1, которому соответствует объем потребления товара X в количестве X1. В случае снижения цены товара X до РX1, и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке Е2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2. 
 

    

    Рисунок 8.  Эффект замены и эффект дохода по Хиксу.  Цена X снижается. 
 

    Теперь  определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую* К'L', параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления товара Х3.

Информация о работе Эффект дохода и эффект замещения. Перекрестная эластичность спроса