Эластичность и спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:49, реферат

Описание работы

Задачи курсовой работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
- дать понятие закона спроса;
- рассмотреть эластичность и неэластичность спроса;
- изложить единичную эластичность. Совершенно эластичный и неэластичный спрос;

Содержание

Введение
1 Понятие и экономическая сущность рыночного спроса
1.1 Рынок, закон спроса, кривая спроса
1.2 Изменение в спросе. Парадокс Гиффена
1.3 Спрос на ресурсы
2 Эластичность рыночного спроса
2.1 Эластичность. Виды эластичности
2.2 Ценовая эластичность
2.3 Эластичность спроса по доходу
2.4 Сравнение кратко- и долгосрочного коэффициентов эластичности
2.5 Применение теории эластичности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

эластичность и спрос.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

      Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса cместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

      Рассмотрим влияние неценовых детерминант:            

      1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

      2. Число  покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры:  японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем  самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

      3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода  более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.

      Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

      Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

      Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда.

      4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

      5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания  в будущем более высоких цен на  кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.

      Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта. 

 
 

         Рис.2 Изменение в спросе 

        Парадокс Гиффена.

      При росте цен на определенные товары наблюдался рост спроса, вместо

ожидаемого  уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка.

      Количество  блага должно было бы сократиться  с Q1 до Q2, но спрос возрос с Q1 до Q3. 

 

        Рис.3 Парадокс Гиффена 

        1.3 Спрос на ресурсы 

      Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую  с применением данных ресурсов. Иначе  говоря, последние удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Отсюда следует, что изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой — прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию.

      На  движение спроса на ресурсы влияет также производительность труда: если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продуктов — предельный продукт (в денежном выражении — предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы — предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на данные ресурсы растет, в противоположной ситуации — уменьшается. Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики изменения спроса по другим  ресурсам, то есть от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).

      При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый — эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй —  эффект объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал,  вызывающем  падение объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности.

      Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении. Сказанное означает, что производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.  
 
 
 

    2 Эластичность рыночного спроса 

     2.1 Эластичность. Виды эластичности 

     Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов  изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

     Эластичность  спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических  и социальных факторов, связанных  с изменением цен; спрос может  быть эластичным, если процентное изменение  его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

      Согласно  закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество продукции. Однако степень  реакции потребителей на изменение  цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

      Экономисты  используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции.

      Если  небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.                   

     

 

        Рис.4 Эластичный спрос 

      Если  существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

      Если  изменение цены не приводит ни к  какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.        

      Когда процентное изменение цены и последующее  изменение количества

спрашиваемой  продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью. 

 

        Рис.5 Неэластичный спрос 

     

 

        Рис.6 Единичный спрос 

      Если  изменение цены не приводит ни к  какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.        

      Если  самое малое снижение цены побуждает  покупателей увеличивать покупки  от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.  

     

 

         Рис.7 Совершенно неэластичный спрос

     

 

     Рис.8 Совершенно эластичный спрос 
 

     2.2 Ценовая эластичность 

     Формула ценовой эластичности

     Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed): 

Ed = (ΔQ /ΔР)* P/Q                                              (1)

где

ΔQ –  процентное изменение кол-ва спрашиваемой продукции,

ΔР –  процентное изменение цены.

    

      Процентные  изменения вычисляются  путем  деления величины изменения в  цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. 

Ed = ΔQ/Q*ΔP/P                                                 (2)

    

  Использование процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.

      Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

      Оценка  эластичности по показателю общей выручки.

      1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос  эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

      Если  спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки  в противоположном направлении.

      2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если  спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для  компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,

      Если  спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

      3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение  или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

      Факторы ценовой эластичности спроса.

      1. Заменяемость. Чем больше хороших  заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того,  насколько узко определены границы этого продукта.

      2. Удельный вес в доходе потребителя.  Чем больше места занимает  товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем  выше эластичность спроса  на него.

Информация о работе Эластичность и спрос