Материальные ресурсы предприятий торговли: анализ и оценка эффективности их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания дипломной работы является осуществление анализа состояния и эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия с целью разработки мероприятий по повышению эффективности их использования.
В соответствии с целью данной дипломной работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность, виды и показатели использования материальных ресурсов в предприятиях торговли;
дать организационную и экономическую характеристику конкретного торгового предприятия;

Содержание

Введение
1. Материальные ресурсы как основной элемент ресурсного потенциала предприятия торговли
1.1 Материальные ресурсы предприятий торговли: понятие, состав и отличительные особенности
1.2 Основные фонды торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.3 Оборотные средства торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.4 Показатели эффективности использования материальных ресурсов предприятия торговли
2. Анализ состояния материальных ресурсов предприятия торговли
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.3 Оценка состава и структуры материальных ресурсов торгового предприятия
2.4 Анализ состояния и движения основных фондов торгового предприятия
2.5 Анализ состояния материальной части оборотных средств торгового предприятия
3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов и пути ее повышения
3.1 Расчет и анализ показателей эффективности использования основных фондов торгового предприятия
3.2 Расчет и анализ показателей эффективности использования материальной части оборотных средств торгового предприятия
3.3 Выявление резервов роста эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск.
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 754.00 Кб (Скачать)

- по степени специализации (общетоварные, специализированные);

- по выполняемым функциям (подсортировочно-распределительные транспортно-перевалочные, для долгосрочного хранения запасов и т.д.).

В соответствии с п. 29 Положения по бухгалтерскому учету « Учет основных средств» утвержденного приказом Минфина России от 60.03.01. № 25н (ПБУ6/01), и п. 93 методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 № 33н с изменениями от 28.03.2000 № 32н, объекты основных средств могут быть списаны с баланса предприятия по следующим причинам:

- продажа объектов основных средств другому лицу;

- списание в случае морального и (или) физического износа;

- передача объектов основных средств в виде вклада в уставной капитал другой организации;

- ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

- передача по договору мены, дарения;

другие причины.

1.3 Оборотные средства торгового предприятия: сущность, виды и их классификация

Оборотные средства наряду с основными фондами представляют собой важнейшую часть материальных ресурсов предприятия торговли. Следует отметить, что в состав материальных ресурсов включается не все оборотные средства, а только их материальная часть, то есть Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации товаров.

В предприятиях торговли в соответствии с выполнением специфических функций в структуре оборотных средств, преобладают фонды обращения (70 - 80%), а оборотные средства занимают небольшой удельный вес. В промышленности же оборотные производственные фонды составляют наибольший удельный вес (свыше 70%) в общем объеме оборотных средств.

Оборотные средства обеспечивают финансовыми ресурсами приобретение товаров, способствуют бесперебойному процессу их реализации и своевременному расчету с партнерами. Наиболее рациональным является такой кругооборот, когда максимальный экономический эффект достигается при наличии на предприятии торговли минимального размера оборотных средств.

Большую часть оборотных средств составляют денежные средства, вложенные в фонды обращения, включающие в себя такие элементы, как товарные запасы и денежные средства на счетах, в кассе и в пути.

Под составом оборотных средств понимается совокупность элементов, образующих оборотные фонды и фонды обращения, то есть их размещение по отдельным элементам (рис. 2). Основным составными элементами оборотных средств торговых предприятий являются: запасы товаров, прочие активы (табл.1.3).

Оборотные фонды предприятий торговли включают в себя такие виды оборотных средств, как предметы труда (топливо, тара, упаковочные материалы и т. д.), средства труда, расходы будущих периодов, незавершенное производство.

Рис. 2. Состав оборотных средств предприятия торговли (материальная часть)

На величину оборотных средств предприятий торговли и скорость их оборота влияют следующие факторы:

масштаб деятельности предприятия (малые, средние или крупные);

характер деятельности (розничная торговля, оптовая торговля и т. п.);

длительность производственного цикла;

платежеспособность клиентов;

количество и разнообразие потребляемых видов ресурсов;

система расчетов за товары;

учетная политика предприятия торговли;

темпы роста реализации товаров;

уровень цен и инфляции и т. д.

Виды оборотных средств предприятий торговли можно классифицировать по ряду основных признаков:

по принципу организации планирования: нормируемые и ненормируемые;

по источникам формирования: собственные и привлеченные к ним,

привлеченные средства, заемные;

по характеру использования: запасы, денежные средства, прочие активы и дебиторская задолженность.

Таблица 1.3 Состав оборотных средств торгового предприятия (материальная часть)

 

Вид оборотных средств

Состав

 

А

Б

 

1. Запасы

1. Сырье, материалы и другие аналогичные ценности

 

 

2. Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные

 

2. Прочие активы

1. Тара платная, продажная, под товаром

 

 

2. Расходы будущих периодов

 

 

3. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

 

 

4. Материалы для хозяйственных нужд и т. д.

 

 

 

 

Важным признаком классификации оборотных средств является их деление на нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым оборотным средствам предприятий торговли относятся:

товарные запасы текущего хранения в торговой сети и на их складах;

запасы сырья и товаров на предприятиях общественного питания.

В современных экономических условиях предприятием предоставлены широкие права в распоряжении оборотными средствами. Оборотные средства находятся в распоряжении предприятия и изъятию не подлежат. Предприятие могут продавать их или передавать другим предприятиям организациям, физическим лицам, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование (за исключением тех, которые не находятся в собственности или использовании предприятием).

Важной проблемой на предприятии является обеспечении сохранности оборотных средств. В процессе финансового планирования важно определить возможное наличие излишка или недостатка оборотных средств на начало планируемого периода. для этого составляется сумма ожидаемого (фактического наличия собственных оборотных средств предприятия - на начало планируемого периода, с его совокупной потребностью в оборотных средствах). Если плановая потребность превышает сумму собственных оборотных средств предприятия, возникает недостаток собственных оборотных средств. Предприятие, допустившее образования недостатка оборотных средств, могут выполнить его за счет собственных и временно за счет заемных средств.

Если же соотношение обратное, возникает излишек собственных средств, который может служить источником финансирования прироста оборотных средств.

Недостаток собственных оборотных средств может возникнуть вследствие причин, зависящих и не зависящих от деятельности предприятия.

Оборотные средства предприятий призваны обеспечивать непрерывное их движение на всех стадиях кругооборота с тем, чтобы удовлетворять потребности производства в денежных и материальных ресурсах, обеспечивать своевременность и полноту расчетов, повышать эффективность использования оборотных средств. Выделяют четыре основных источника финансирования оборотных средств:

1. Собственные средства (уставной фонд, чистая прибыль предприятия);

2. Приравненные к собственным средствам (задолженность по товарам, принятым на комиссию, минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям на социальные нужды);

3. Заемные средства (краткосрочные кредиты и займы);

4. Привлеченные средства (кредиторская задолженность и др.).

При образовании предприятия торговли формируется уставной фонд, предназначенный для финансирования как основных, так и оборотных средств. В дальнейшем пополнение собственных оборотных средств предприятий торговли осуществляется за счет фонда развития (фонда накопления), формируемого из чистой прибыли. Кроме указанных источников, торговое предприятие может направлять на финансирование прироста собственных оборотных средств и приравненные к собственным средства предприятия, которые называются устойчивыми пассивами (табл. 1.4).

Собственные средства играют главную роль в организации кругооборота фондов, так как предприятия, работающее на основе коммерческого расчета,

Таблица 1.4 Источники финансирования оборотных средств предприятия торговли

 

Виды источников

Состав источников

 

А

Б

 

1. Собственные средства

1. Уставной капитал (часть)

 

 

2. Чистая прибыль (фонд развития)

 

2. Приравненные к собственным средства (устойчивые пассивы)

1. Минимальная задолженность по заработной плате

 

 

2. Минимальная задолженность по отчислениям на социальные нужды

 

 

3. Задолженность покупателям по товарам, принятым на комиссию и т. д.

 

3. Заемные средства

1. Краткосрочные кредиты

 

 

2. Краткосрочные займы

 

4. Привлеченные средства

1. Кредиторская задолженность

 

 

2. Прочие средства

 

 

 

 

должны обладать определенной имущественной и оперативной самостоятельностью с тем, чтобы вести дело рентабельно и нести ответственность за принимаемые решения.

Формирование оборотных средств приходит в момент организации предприятия, когда создается уставной фонд. Источником в этом случае служит инвестиционные средства учредителей предприятия. В процессе работы источником пополнения оборотных средств является полученная прибыль, а также приравненные к собственным средствам, так называемые устойчивые пассивы. Это средства, которые не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в его обороте. Такие средства служат источником формирования оборотных средств в сумме их минимального остатка. К ним относятся:

- минимальная переходящая из месяца в месяц задолженность по оплате труда работников предприятия;

- резервы на покрытия предстоящих расходов;

- минимальная переходящая задолженность перед бюджетом и внебюджетным фондам;

- средства кредиторов, полученные в качестве предоплаты за продукцию товары, услуги);

- средства покупателей по залогам за возвращенную тару;

переходящие остатки фондов потребления и др.

1.4 Показатели эффективности использования материальных ресурсов предприятия торговли (ресурсный и затратный подходы)

Наиболее полное использование основных фондов -- необходимое условие повышения эффективности производства и обобщения высоких темпов его развития. Улучшения использования основных фондов позволяет увеличить товарооборот без привлечения дополнительных инвестиций. При этом обеспечивается экономия не только капитальных вложений, но и текущих затрат.

При комплексной оценке эффективности использования основных фондов для более глубокого и качественного анализа необходимо использовать как ресурсный, так и затратный подходы.

В таблице 1.5 представлены показатели оценки эффективности использования основных фондов торговых предприятий на основе ресурсного подхода (т. е. на основе примененных ресурсов).

Второй подход (затратный) оценки эффективности использования ресурсов основан на использовании в расчетах показателей потребленных ресурсов (табл. 1.6).

Все имеющее оборудование на предприятиях торговли можно разделить на три категории: установленное, действующее и наличное.

К установленному оборудованию относится оборудование, сданное в эксплуатацию и закрепленное на рабочем месте, а также оборудование, находящееся в ремонте и модернизации, даже если оно демонтировано для проведения этих работ.

Таблица 1.5 Показатели оценки эффективности использования основных фондов торгового предприятия, рассчитанные на основе применяемых ресурсов (ресурсный подход)

Информация о работе Материальные ресурсы предприятий торговли: анализ и оценка эффективности их использования