Материальные ресурсы предприятий торговли: анализ и оценка эффективности их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания дипломной работы является осуществление анализа состояния и эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия с целью разработки мероприятий по повышению эффективности их использования.
В соответствии с целью данной дипломной работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность, виды и показатели использования материальных ресурсов в предприятиях торговли;
дать организационную и экономическую характеристику конкретного торгового предприятия;

Содержание

Введение
1. Материальные ресурсы как основной элемент ресурсного потенциала предприятия торговли
1.1 Материальные ресурсы предприятий торговли: понятие, состав и отличительные особенности
1.2 Основные фонды торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.3 Оборотные средства торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.4 Показатели эффективности использования материальных ресурсов предприятия торговли
2. Анализ состояния материальных ресурсов предприятия торговли
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.3 Оценка состава и структуры материальных ресурсов торгового предприятия
2.4 Анализ состояния и движения основных фондов торгового предприятия
2.5 Анализ состояния материальной части оборотных средств торгового предприятия
3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов и пути ее повышения
3.1 Расчет и анализ показателей эффективности использования основных фондов торгового предприятия
3.2 Расчет и анализ показателей эффективности использования материальной части оборотных средств торгового предприятия
3.3 Выявление резервов роста эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск.
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 754.00 Кб (Скачать)

2. Анализ состояния материальных ресурсов предприятия торговли

2.1 Организационно-правовая характеристика торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск»

Торговое предприятие ООО «Альфа Строй - Красноярск» осуществляет свою деятельность на потребительском рынке г. Красноярска и по своей организационно-правовой структуре является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие является юридическим лицом, правовое положение которого определяется законодательными актами Российской Федерации и Уставом Общества. Оно имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет расчетный, валютный и иные счета, круглую печать, бланки со своим наименованием, собственный товарный знак предприятия и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Торговое предприятие ООО «Альфа Строй - Красноярск» было создано 15 октября 2000г., а начало свою деятельность с декабря 2000г., в соответствии с действующим на территории РФ законодательством. В своей деятельности оно руководствуется Уставом и Учредительным договором, а также соответствующими законодательными актами РФ об акционерных обществах.

В анализируемом ООО «Альфа Строй - Красноярск» три учредителя. Все учредители (заинтересованные лица) могут принять участие в управлении, что отвечает их интересам, с одной стороны, а с другой, соответствует целям самого партнерского предприятия - получить максимальную прибыль - за счет четкой структуры управления отдельным направлениям торговли.

ООО «Альфа Строй - Красноярск» осуществляет следующие виды деятельности:

Оптовая и розничная торговля дверей.

Оптовая и розничная торговля фурнитуры.

Общество вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством, направленные на достижение установленных целей.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с Уставом часть чистой прибыли, размер которой определяется Общим собранием (один раз в год), распределяется пропорционально количеству долей, которыми владеют участники. Порядок и сроки выплаты чистой прибыли определяется Общим собранием.

Общество не вправе выплачивать участникам прибыль, решение о распределении которой принято Общим собранием участников Общества:

если на момент выплаты Общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у Общества в результате выплаты;

если на момент выплаты стоимость чистых активов Общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате выплаты;

в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

При прекращении указанных обстоятельств, Общество обязано выплатить участникам прибыль, решение о распределении которой принято. Финансовый год совпадает с календарным годом.

Общество создает резервный капитал в размере 15% уставного капитала.

Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений до достижения фондом названных размеров. Размер ежегодных отчислений составляет не менее 5% от прибыли Общества.

По решению общего собрания участников в Обществе могут создаваться также:

фонд материального поощрения;

другие фонды, необходимые для деятельности Общества.

Убытки Общества покрываются за счет резервного фонда. При недостатке средств резервного фонда для покрытия убытков решение об источниках их покрытия принимает общее собрание участников Общества.

Режим работы данного предприятия ежедневно с 10.00 до 19.00 без перерыва на обед, в субботу с 10.00 до 17.00. Выходной день - воскресенье.

Предприятие имеет встроенное помещение в жилом доме по адресу: ул. 78 Добровольческой бригады, 14 «б» общей площадью 200 м, торговая площадь- 150 м. Предприятие арендует склад 500 м.

Анализируемое торговое предприятие имеет достаточно выгодное расположение (находится в Советском районе г. Красноярска), на пересечении автомагистралей, что способствует привлечению покупателей. Вместе с тем режим работы торгового предприятия не полностью удовлетворяет покупателей и является резервом дополнительного увеличения объема оборота розничной торговли.

Организационная структура торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск» представлена в виде схемы на рис.4.

Эта структура составлена, исходя из штатного расписания (приложение 5) исследуемого торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск» имеет линейно функциональный вид. В общем, на предприятии наблюдается эффективная структура управления, приводящая к поставленным целям.

В исследуемом торговом предприятии три уровня управления: I уровень - собрание учредителей, генеральный директор; II уровень - коммерческий директор, зам. директора по финансам, зам. директора по маркетингу; III уровень - начальник отдела продаж, главный бухгалтер. Каждый руководитель выполняет те функции, которые диктуются спецификой его должности.

Целесообразно рассмотреть полномочия и обязанности отдельных работников данного предприятия.

Высшим органом управления Общества является общее собрание учредителей. Собрание проводится ежегодно и рассматривает показатели деятельности за год, вносит предложения по работе на следующий год и принимает решение о распределении общей прибыли предприятия. Единоличным исполнительным органом является директор, в подчинении которого находится коммерческий директор, зам. директора по финансам, зам. директора по маркетингу.

Генеральный директор - другими словами, руководитель предприятия имеет право без доверенности действовать от имени предприятия, представлять его интересы, распоряжается имуществом предприятия, установленных действующим законодательством и заключенным с ним контрактом, заключает договора, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы, дает указания обязательные для всех сотрудников предприятия. Руководитель самостоятельно определяет структуру администрации, аппарата управления, численность, квалификационный и качественный составы, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений и их заместителей, заключает с ними контракты, трудовые договора. Решения о реорганизации или ликвидации Общества так же входят в круг его полномочий.

Коммерческий директор ведет работу с поставщиками, также он ведет контроль торговли и ассортимента и проводит контроль реализации товара. Подчинение непосредственно генеральному директору.

Заместитель директора по маркетингу осуществляет стратегию развития и анализ конкуренции на рынке. Подчинение также непосредственно генеральному директору.

Заместитель директора по финансам - осуществляет ведение бухгалтерского и налогового учета в соответствии со стандартами и нормативными актами, действующими в Российской Федерации. Так же в его обязанности входит предоставление налоговой, финансовой и статистической отчетности в сроки и органы, установленные действующим законодательством и ежегодного отчета в органы правления обществом.

Главный бухгалтер осуществляет учет и отчетность, контролирует соблюдение финансовой дисциплины, обеспечивает строгое соблюдение кассовой дисциплины. Предоставляет бухгалтерскую, финансовую и иную отчетность о деятельности общества государственной налоговой инспекции другим органом в порядке, установленном законодательством и правовыми документами.

I

II

III

Рис. 4. Организационная структура торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск»

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Анализ внешней и внутренней среды считают обычно исходным этапом стратегического управления, так как он служит базой как для определения миссии и целей организации, так и для выработки стратегии поведения в окружающей конкурентной среде, позволяющей осуществить миссию и достичь целей.

Задача анализа среды любой организации состоит в том, чтобы дать ее руководству полное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития и о внешней среде, направлениях ее развитие и о месте, занимаемом в ней данной организацией. При этом и внутренняя, и внешнее окружение изучаются в процессе стратегического управления в первую очередь для того, чтобы вскрыть те возможности и угрозы, которые организация должна учитывать при определении своих целей и способов их достижения.

Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех средств: макрос кружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации.

Анализ макроокружения. Макроокружение создает общие условия нахождения предприятия во внешней среде. Степень влияния состояния макроокружения на ООО «Альфа Строй - Красноярск» очень велика и для изучения макроокружения целесообразно проводить СТЭП - анализ (табл.2.8).

Анализ внутренней среды осуществляется через анализ культуры и структуры организации (табл. 2.9). Анализируя внешнюю и внутреннюю среду предприятия нельзя не сказать о культуре организации, которая является своего рода «душой» организации, устанавливающей невидимые рычаги, направляющие действия членов организации.

На культуру организации влияют следующие факторы: происхождение, вид собственности, технология, яркие события.

Рассматриваемое предприятие ООО «Альфа Строй - Красноярск» было основано сравнительно недавно, и за непродолжительный промежуток времени получило признание на рынке товаров города Красноярска. Широкому кругу потребителей оно известно широким ассортиментом предлагаемой продукции, качеством, культурой обслуживания и многими другими качествами.

Проанализировав существующую культуру организации (приложение 6) с точки зрения собственной характеристики, мы получили следующие результаты: Общее число каждой формулировки:

Культура власти (1) - 42,

Культура роли (2) - 39,

Культура задачи (3) - 33,

Культура личности (4) - 20.

Очевидно, что в данной организации преобладает культура власти, однако не достаточно явно.

Одним из основных факторов, влияющих на культуру организации, остается размер предприятия. Так как численность исследуемой организации невелика, то для наибольшей эффективности культуры применяется именно этот тип. Неоспоримое влияние на культуру оказывает окружение экономическое, финансовое, юридическое, политическое, технологическое - которое требует культуры власти, хорошо приспосабливающейся к переменам во времени.

Таким образом, культура власти в ООО «Альфа Строй - Красноярск» вполне соответствует виду деятельности предприятия и желанию самих сотрудников.

Анализ структуры организации. Структура управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности организации, поэтому необходима постоянная ее диагностика, результатами которой является выделение существенных проблем структурного характера. К ним относят затратность, слабая мотивация, несвоевременное принятие решений, конфликтность в организации. Для диагностики целесообразно провести анкетирование.

Большинство опрошенных в процессе анкетирования считают (приложение 7), что структура организации ООО «Альфа Строй - Красноярск» является довольно эффективной.

Применяемый для анализа среды метод SWOT - является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.

Рассмотрим матрицу SWOT на примере ООО «Альфа Строй - Красноярск». Для составления матрицы SWOT необходимо определить сильные и слабые стороны предприятия, а также его возможности и угрозы. Определить основные компоненты SWOT-матрицы можно с помощью экспертного метода (приложения 8 - 11).

Информация о работе Материальные ресурсы предприятий торговли: анализ и оценка эффективности их использования