Материальные ресурсы предприятий торговли: анализ и оценка эффективности их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания дипломной работы является осуществление анализа состояния и эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия с целью разработки мероприятий по повышению эффективности их использования.
В соответствии с целью данной дипломной работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность, виды и показатели использования материальных ресурсов в предприятиях торговли;
дать организационную и экономическую характеристику конкретного торгового предприятия;

Содержание

Введение
1. Материальные ресурсы как основной элемент ресурсного потенциала предприятия торговли
1.1 Материальные ресурсы предприятий торговли: понятие, состав и отличительные особенности
1.2 Основные фонды торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.3 Оборотные средства торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.4 Показатели эффективности использования материальных ресурсов предприятия торговли
2. Анализ состояния материальных ресурсов предприятия торговли
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.3 Оценка состава и структуры материальных ресурсов торгового предприятия
2.4 Анализ состояния и движения основных фондов торгового предприятия
2.5 Анализ состояния материальной части оборотных средств торгового предприятия
3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов и пути ее повышения
3.1 Расчет и анализ показателей эффективности использования основных фондов торгового предприятия
3.2 Расчет и анализ показателей эффективности использования материальной части оборотных средств торгового предприятия
3.3 Выявление резервов роста эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск.
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 754.00 Кб (Скачать)

Для этого был проведен опрос экспертов, с помощью которого из наиболее определенных сторон были выбраны наиболее выраженные. Эксперты оценили данные компоненты, используя балльный метод, т.е. была установлена балльная шкала (от 1 до 10 баллов), в пределах которой каждый эксперт оценил компоненты SWOT-матрицы.

Таблица 2.8 Анализ влияния факторов внешней среды на деятельность торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск»

 

Факторы среды

Баллы

Влияние на организацию

 

А

Б

В

 

Анализ внешней среды

 

 

 

СТЕП - факторный анализ

 

 

 

Социальные факторы:

- Жизненный уровень и покупательная способность населения

- Демографические процессы (рост численности)

- Увеличение слоя малоимущего населения

4

3

1

+ изменение спроса на товар организации

+ увеличение объемов продаж

- незначительное сокращение реализации товаров

 

Технологические факторы:

- Внедрение нового более совершенного оборудования

- Использование прогрессивных форм и методов продаж

- Внедрение прогрессивной системы товароснабжения предприятия

2

3

5

+ сокращение затрат оборудования на обслуживание

+ длительное сохранение качественных характеристик товаров

+ ликвидация сбоев в работе

+ повышение эффективности деятельности

+ увеличить товарооборот предприятия

+ обеспечение бесперебойной реализации

 

Экономические факторы:

- Снижение уровня денежных доходов населения

- Увеличение уровня цен

- Рост производительности труда

- Несовершенство налоговой системы

- Кризис в экономике страны

4

5

4

4

4

- снижение приобретения более качественных и дорогостоящих товаров

- сокращение товарооборота за счет сокращения физического объема

+ увеличения продаж и максимизации прибыли предприятия

- снижение чистой прибыли и рентабельности организации

- нестабильность работы

- сдерживание экономического развития фирмы

 

Прочие факторы:

- Психологические факторы

- Высокая репутация магазина

- Нестабильная политика государства

3

5

3

+ стремление людей преобритать экологически чистые двери и фурнитуру

+ увеличение посещаемости магазина

- не постоянное законодательство

 

Непосредственное окружение

 

 

 

Потребители:

- Географическое местоположение

- Социально-психологические характеристики

- Уровень информированности покупателя

5

3

4

+ высокая пропускная способность

+ привлечение социальных групп с различным уровнем дохода

+ доступность продукции

+ увеличение заинтересованности в посещении магазина

 

Поставщики:

-Пунктуальность и выполнение своих обязательств

-Увеличение звенности канала товародвижения

5

5

+ отсутствие сбоев в работе предприятия

- рост уровня товаров

 

Конкуренты:

-Низкое качество обслуживания по сравнению с другими торговыми предприятиями

-Широкий ассортимент

-Завышение цены на товары

5

5

5

+неудовлетворенность покупателей

+ увеличение привлекательности для покупателей

+ удовлетворение спроса

- преимущество конкурентов за счет более низких цен на товары

 

Рынок рабочей силы:

- Обеспеченность квалифицированными кадрами

4

+ низкая текучесть кадров

+ отсутствие необходимости обучения и переподготовки работников

 

 

 

 

 

Таблица 2.9 Анализ влияния факторов внутренней среды на деятельность торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск»

 

Факторы среды

Баллы

Влияние на организацию

 

А

Б

В

 

Кадровый срез

5

- При приеме на работу нового работника естественно последнее слово остается за генеральным директором.

+ Но при этом, более компетентные в определенной области сотрудники могут давать ему рекомендации, для принятия более правильного решения. При приеме на работу бухгалтера присутствует главный бухгалтер и т. д.

+ Серьезных конфликтов между сотрудниками организации не наблюдалось. Естественно без небольших трений не обойтись, но в целом атмосферу социально-психологического климата на предприятии можно назвать здоровой.

 

Организационный срез

4

+ Всего, как говорилось ранее в штате организации работает 16 человек. + Организационная структура предприятия представлена в п. 2.1. данной дипломной работы. О иерархии подчинения и распределении прав и ответственности говорилось тут же, поэтому этот момент здесь будет упущен.

 

Маркетинговый срез

5

+ Основными товарами, которые реализует ООО «Альфа Строй - Красноярск» являются двери и фурнитура.

+ Стоимость этих товаров устанавливается исходя из стоимости приобретения их на фабрике - изготовителе, но в то же время является внутренним решением руководства компании.

+ Для улучшения реализации товаров, дирекцией организации было предпринято проведение различного рода рекламных акций: публикация объявлений в газетах, съемка двух видео роликов и показ их на телевидении, реклама на рекламных щитах по городу, что привело к желаемому результату.

 

Финансовый срез

5

+ За период функционирования предприятия, а именно с момента открытия (декабрь 2000 года) и по сегодняшний день ООО «Альфа Строй - Красноярск» получило выручку от продажи в размере 20735 тыс. руб. (см. приложение 2). И это с учетом того, что торговая площадь предприятия торговли составила в последние годы 150 м2.

+ В целом можно сказать, что уровень ликвидности и прибыльности изучаемого предприятия достаточно высок.

+ По поводу возможных инвестиций в данную компанию, также можно сказать несколько слов. На данном этапе ведутся переговоры с «Братским ОКБ» и др. банками по поводу привлечения денежных средств на расширение сфера деятельности.

 

Культура организации

4

+ Для наиболее точного выявления доминирующей культуры исследуемой организации было проведено анкетирование среди сотрудников торгового предприятия (см. приложение 6). На исследуемом торговом предприятии преобладает культура власти, т. к. численность работников предприятия невелика (16 человек).

 

 

 

 

 

На основе сводной таблицы ответов экспертов было отобрано три сильных стороны, набравшей наиболее высокий балл оценки (приложение 8). Эти факторы (широта ассортимента, грамотное управление цепочкой поставок, хорошая репутация у потребителя) являются наиболее значимыми, так как преимущественно за счет них предприятие достигает своей цели. С помощью этих факторов предприятия зарекомендовало себя на рынке дверей и фурнитуры г. Красноярска.

Таблица 2.10 Матрица SWOT анализа для ООО «Альфа Строй - Красноярск»

 

SWOT - анализ

Возможности:

1.захват большей доли рынка

2.выход на новые рынки

3.снижение затрат

Угрозы:

1.возможность появления новых конкурентов

2.возрастающее конкурентное давление

3.возрастание силы торга у покупателей и поставщиков

 

Сильные стороны:

1. широта ассортимента

2. хорошая репутация у покупателей

3.грамотное управление цепочками поставок

Поле СИВ

1.Стратегия концентрированного роста с усилением позиции на рынке с увеличением объемов продаж

2. Стратегия концентрированного роста с развитием рынка для привлечения новых покупателей

3.Стратегия концентрированного роста, направленная на увеличение объемов продаж за счет расширения торговой сети

Поле СИУ

1.Стратегия концентрированного роста, направленная на укрепление своих позиций на данном рынке

2.Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции (выработка конкурентных преимуществ)

3.Стратегия центрированной диверсификации, направленная на удовлетворение потребительских предпочтений

 

Слабые стороны:

1. отставание в области маркетинга

2. недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами

3. вовлечение дополнительных средств в оборот

Поле СЛВ

1.Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, направленная на усиление контроля за маркетинговыми исследованиями

2.Стратегия повышение квалификации управленческого персонала

3.Стратегия сокращения расходов, направленная на высвобождение средств из оборота путем снижения затрат

Поле СЛУ

1. Стратегия развития рынка (поиск новых рынков для уже реализуемого продукта)

2.Стратегия концентрированного роста, направленная на усиление позиций на рынке (усиление контроля за деятельностью конкурентов)

3. Стратегия, направленная на привлечение инвесторов

 

 

 

 

 

Самыми слабыми сторонами организации (приложение 9) являются: недостаточные возможности сбыта, вовлечение дополнительных средств в оборот, недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами, что приводит к затормаживанию его развития. Данная информация о слабых сторонах организации поможет нам выявить причину торможения ее развития и в будущем поможет нам выработке стратегии для более мощного развития деятельности торговой организации в целом.

Как показал анализ, ярко выраженной возможностью (приложение 10) является захват большей доли рынка.

После выявления сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, ООО «Альфа Строй - Красноярск» наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT (табл. 2.10).

На основе созданной матрицы SWOT, мы определили ряд наилучших стратегий для деятельности торговой организации. Эти стратегии основаны на мнениях работников торгового предприятия, поэтому, анализируя их, можно составить представления о внутренней среде.

Следующим этапом после составления SWOT матрицы необходимо определить оптимальную стратегию, используя рейтинговую оценку, а именно построить матрицу оценки стратегий.

Таблица 2.11 Матрица выбора оптимальной стратегии

 

Стратегические направления

Цели

Баллы

 

 

Увеличение прибыли

Захват большей доли рынка

Улучшение благосостояния сотрудников

 

 

А

1

2

3

4

 

1. Стратегия концентрированного роста с усилением позиций на рынке с увеличением объемов продаж

5/0,11

5/0,1

3/0,07

1,26

 

2. Стратегия концентрированного роста с развитием рынка для привлечения новых покупателей

5/0,09

4/0,09

4/0,09

1,17

 

3. Стратегия концентрированного роста, направленная на увеличение объемов продаж за счет расширения торговой сети

5/0,11

5/0,12

4/0,18

1,87

 

4. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, направленная на усиление контроля за маркетинговыми исследованиями

4/0,08

4/0,08

2/0,06

0,76

 

5.Стратегия повышения квалификации управленческого персонала

4/0,07

5/0,07

5/0,1

1,13

 

6. Стратегия сокращения расходов, направленная на высвобождение средств из оборота путем снижения издержек

4/0,07

5/0,09

2/0,04

0, 81

 

Продолжение таблицы 2.11

 

 

 

 

 

А

1

2

3

4

 

7. Стратегия концентрированного роста, направленная на укрепление своих позиций на рынке

3/0,05

4/0,07

3/0,08

0,67

 

8. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции (выработка конкурентных преимуществ)

5/0,09

5/0,1

4/0,09

1,31

 

9. Стратегия центрированной диверсификации, направленная на удовлетворение потребительских предпочтений

5/0,1

4/0,07

3/0,07

0,99

 

10. Стратегия, развития рынка (поиск новых рынков для уже реализуемого продукта)

5/0,1

2/0,04

2/0,05

0,68

 

11. Стратегия концентрированного роста, направленная на усиление позиций на рынке (усиление контроля за деятельностью конкурентов)

3/0,06

5/0,09

3/0,08

0,87

 

12.Стратегия, направленная на привлечение инвесторов

3/0,07

5/0,08

4/0,09

0,97

 

 

 

 

 

 

 

В результате проведенного SWOT анализа была выявлена стратегия, за счет которой предприятие сможет реально повысить финансовые результаты, улучшить благосостояние персонала и увеличить свою долю рынка. Эта стратегия концентрированного роста и заключается в расширении торговой сети. Данная стратегия просто необходима, к тому же она соответствует состоянию и требованию окружения, потенциалу возможностей фирмы и имеет минимальный риск провала.

2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск»

Краткая экономическая характеристика торгового предприятия представлена в таблице 2.12. Дополнительные и расчетные данные можно получить, используя баланс и форму №2 «Отчет о прибылях и убытках» торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск» за прошлый и отчетный годы (приложения 1 - 4).

Таблица 2.12 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Альфа Строй - Красноярск» за анализируемый период

 

Показатели

Ед. изм.

2003 г.

2004 г.

Отклонение (+; -)

Отчетный год в % к прошлому году

 

Оборот розничной торговли

тыс.руб.

17712

20735

3023

117,07

 

Торговая площадь

м2

150

150

-

100,0

 

Оборот розничной торговли на 1м2 торговой площади

тыс. руб./м2

118,08

138,23

20,15

117,06

 

Численность работников всего

чел.

15

16

1

106,67

 

В т.ч. работников торгово-оперативного персонала

чел.

6

7

1

116,67

 

Производительность труда одного работника

тыс.руб./ чел.

1180,8

1295,94

115,14

109,75

 

Производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала

тыс.руб./чел.

2952

2962,14

10,14

100,34

 

Фонд заработной платы

- сумма

тыс.руб.

469,872

489,6

19,73

104,2

 

- уровень

%

0,027

0,024

-0,003

Х

 

Среднемесячная заработная плата

тыс. руб.

2,61

2,55

-0,06

97,70

 

Средняя стоимость основных фондов

тыс. руб.

231,5

331,5

100

143,2

 

Фондоотдача

руб. /1 руб.

76,51

62,55

-13,96

81,75

 

Фондовооруженность

тыс. руб./чел.

15,43

20,72

5,29

134,38

 

Коэффициент эффективности использования основных фондов

 

0,29

1,21

0,92

-

 

Средняя стоимость оборотных средств (материальной части)

тыс.руб.

1413

3068

1655

217,13

 

Время обращения оборотных средств

дни

28,72

53,27

24,54

185,48

 

Коэффициент участия оборотных средств в каждом рубле оборота

 

0,08

0,15

0,07

-

 

Коэффициент рентабельности оборотных средств

 

0,05

0,13

0,08

-

 

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

тыс.руб.

15639

16004

365

102,33

 

Валовая прибыль

- сумма

тыс.руб.

2073

4731

2658

228,22

 

- уровень

%

11,7

22,82

11,12

X

 

Издержки обращения

 

 

 

 

 

 

-сумма

тыс.руб.

1880

4101

2221

218,14

 

- уровень

%

10,61

19,78

9,17

X

 

Прибыль (убыток) от продаж

- сумма

тыс.руб.

193

630

437

326,42

 

- рентабельность продаж

%

1,09

3,04

1,95

X

 

Проценты к получению

тыс.руб.

1

1

-

100,0

 

Проценты к уплате

тыс.руб.

13

13

-

100,0

 

Доходы от деятельности других организаций

тыс.руб.

-

-

-

-

 

Операционные доходы

тыс.руб.

-

-

-

-

 

Операционные расходы

тыс.руб.

92

92

-

100,0

 

Внереализационные доходы

тыс.руб.

-

-

-

-

 

Внереализационные расходы

тыс.руб.

-

-

-

-

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

- сумма

тыс.руб.

89

526

437

591,01

 

- рентабельность

%

0,50

2,54

2,04

Х

 

Отложенные налоговые активы и

тыс.руб.

-

-

-

-

 

Отложенные налоговые обязательства

тыс.руб.

-

-

-

-

 

Текущий налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

тыс.руб.

22

126

104

572,73

 

Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода

тыс.руб.

67

400

333

597,01

 

Рентабельность конечной деятельности

%

0,38

1,93

1,55

X

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Материальные ресурсы предприятий торговли: анализ и оценка эффективности их использования