Эффективность повышения конкурентных преимуществ организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 04:49, дипломная работа

Описание работы

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект исследования и цель работы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты повышения конкурентоспособности продукции, методы оценки конкурентоспособности продукции. Во второй главе проведен анализ производственной деятельности «Хлебопекарни» Кяхтинского РАЙПО, дана оценка конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение
Глава I. Конкурентоспособность продукции как фактор экономической устойчивости работы «Хлебопекарни».
1.1. Понятие и критерии конкурентоспособности предприятия
1.2. Методы оценки конкурентоспособности продукции на предприятии
1.3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции
Глава II. Анализ конкурентоспособности продукции «Хлебопекарни» Кяхтинского РАЙПО
2.1. Краткая характеристика «Хлебопекарни»
2.2. Анализ производственной деятельности
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
Глава III. Методы повышения конкурентоспособности «Хлебопекарни» Кяхтинского РАЙПО

3.1. Повышение конкурентоспособности за счет снижения транспортных расходов
3.2. Производство полуфабриката как направление диверсификации деятельности «Хлебопекарни»
3.3. Проект создания цеха по производству макаронных изделий
Заключение
Список использованных источников


Приложение

Работа содержит 1 файл

АннотацияИвановЭффективность повышения конкурентных преимуществ организации.docx

— 627.82 Кб (Скачать)

     По  мере своего развития каждое предприятие  сталкивается с определенными проблемами и задачами, преодоление и решение  которых осуществляются посредством  применения различных управленческих методик и технологий.  

     Первая  задача, которая возникает у предприятия, функционирующего в условиях рынка, это элементарное выживание или  способность оплачивать свои счета, т.е. обеспечение платежеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной  продукции, проведением ряда маркетинговых  мероприятий: анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения.  

     По  достижении платежеспособности возникает  естественная задача достижения прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые  меры необходимо дополнить мерами экономическими (анализ затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности производства, технологичности и т.п.).  

     После решения насущных текущих задач  возникают задачи другого уровня. Первой ключевой характеристикой на втором уровне является стратегия управления. Менеджмент компании после решения  текущих задач должен сосредоточить  свое внимание на более долгосрочных целях и задачах. Возникает задача понимания того, какой должна быть компания в средне- и долгосрочном будущем. Для ее решения разрабатываются  стратегическая концепция, стратегия  предприятия и, на основе SWOT-анализа  и бизнес-планов, стратегии для  каждого подразделения.  

     Следующей важной задачей для менеджмента  предприятия является структурирование и соответствующая этой проблеме характеристика — адаптивность системы  управления. Под адаптивностью системы  управления предприятием понимается соответствие организационной структуры, методов, принципов и механизмов управления предприятием целям, функциям и стратегиям предприятия и его подразделений. Система управления должна способствовать реализации стратегической концепции  компании. 

     Другой  актуальной проблемой для предприятия  становится обеспечение финансовой и управленческой прозрачности. Эта  ключевая характеристика подразумевает  наличие у предприятия финансовой структуры (выделение так называемых центров финансового учета и  ответственности), финансовой и учетной  политики, соответствующей международным  принципам и стандартам учета (GAAP, IAS). Обеспечение финансовой и управленческой прозрачности достигается также  своевременным и правильным использованием таких инструментов, как: финансовый анализ, бюджетирование (финансовое планирование, прогнозирование и принятие решений на основе составления планов), менеджмент привлечения заемных средств, менеджмент размещения свободных средств, управление портфелем инвестиций, антикризисное управление, лизинг, факторинг, страхование и др.  

     Настоящее время — время новых производственных и управленческих технологий, интернационализации  конкуренции, глобализации мировой  экономики, быстро меняющихся условий  внешней среды, широкого применения системного подхода в управлении — ставит перед менеджментом новые  задачи. В процессе своего развития предприятие сталкивается с так  называемыми проблемами роста. Симптомами проблем этого уровня могут быть следующие: усложнение информационных, материальных и иных потоков на предприятии, ухудшение финансового состояния, снижение общей организованности (повышение уровня энтропии предприятия как системы), сбои в основных бизнес-процессах предприятия и многое другое. Возникает задача, а вместе с ней очередная характеристика состояния предприятия — управляемость бизнеса.  

     Решение данных проблем на современном уровне предполагает применение тех или  иных управленческих методик, предлагаемых многими западными и российскими  консультационными компаниями, внедрение  современных информационных технологий, адекватных проблемам. При этом возникает  необходимость согласования и организации  интегрированного взаимодействия множества  финансовых и управленческих методик  и информационных систем, внедренных на предприятии.  

     Выполнение  этих двух условий должно запустить  сложные процессы самоорганизации  и адаптации бизнеса в меняющихся внешних и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества и повысить уровень управляемости  и конкурентоспособности предприятия.  

     Задача  выбора ресурсов, источников финансирования, форм и способов инвестирования является насущной для менеджеров каждого  предприятия. Причем зачастую привлекаются деньги не только российских акционеров и инвесторов, но средства, мобилизуемые на западных рынках капитала. Поэтому  предприятия постоянно сталкиваются с необходимостью обеспечения инвестиционной привлекательности — седьмой  ключевой характеристики состояния  предприятия. Обеспечение инвестиционной привлекательности — важная задача как для предприятий, акции которых  котируются на фондовом рынке, так и  для закрытых компаний. Решение ее позволит предприятию увеличить  свою капитализацию и, следовательно, повысить стоимость капитала, вложенного собственниками. 

     Взаимосвязь выявленных ключевых характеристик  состояния предприятия с его  конкурентоспособностью и качеством  менеджмента представлена на рисунке 1.

     

     Рис. 1. Ключевые характеристики состояния  предприятия 

       

     Анализируя  ключевые характеристики состояния  предприятия и известные подходы  к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности  предприятий (рис. 2):  

     Задача  обеспечения конкурентоспособности  предприятия включает обеспечение  конкурентоспособности продукции  и собственно конкурентоспособности  предприятия.  

     Следует выделять разные критерии конкурентоспособности  предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии.  

     Основным  показателем конкурентоспособности  предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности  продукции.  

     На  тактическом уровне конкурентоспособность  предприятия обеспечивается его  общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным  показателем его состояния.

       

     Рис. 2.   Критерии конкурентоспособности  предприятия 

     На  стратегическом уровне конкурентоспособность  предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой  является рост стоимости бизнеса.  

     Конкурентоспособность продукции представляет собой важный показатель конкурентоспособности  предприятия, так как производство и сбыт конкурентоспособной продукции  обеспечивают наличие денежного  потока. Оценка конкурентоспособности  продукции осуществляется посредством 3-х основных методов: эвристического (экспертного), квалиметрического, комплексного (интегрального). Обеспечению, оценке и управлению конкурентоспособности продукции посвящено достаточное количество работ. 

     Существующие  методики комплексной оценки финансово-хозяйственной  деятельности предприятия позволяют  охарактеризовать конкурентоспособность  предприятия на тактическом уровне. Существует довольно большое количество методик оценки состояния предприятия. Стандартов же оценки, как и единой методики, не существует, так как  практически каждая консалтинговая (консультационная) компания в России и на Западе, да и немало предприятий, обладают собственными «уникальными» методиками оценки.

     1.2. Методы оценки конкурентоспособности  продукции на

     предприятии 

     В настоящее время в России общепринятой методики оценки конкурентоспособности  продукции нет. Зарубежный опыт в  этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая компания оценивает  свою конкурентную позицию по своей  методике, а суть и эффективность  ее применения не афиширует. 

     Оценка  конкурентоспособности продукции  представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению  наиболее значимых числовых показателей  конкурентоспособности и их интегрированию. Действительно, любой объект — это  не что иное как набор показателей качества, при изменении которых происходят количественные и качественные изменения объекта. Конкурентоспособность продукции является значимым показателем конкурентоспособности предприятия. 

     Большинство методов оценки конкурентоспособности  предприятий основаны на применении различных коэффициентов для  анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности  инвестиций и т.д. Так, Таран В.А. в  работе за основные показатели конкурентоспособности  фирмы  предлагает принимать:  

     - экономический потенциал и эффективность  деятельности (активы, основной капитал,  собственный и заемный капитал,  объем продаж, доля на рынке,  прибыль);  

     - уровень управления (формы организации  и опыт функционирования элементов  хозяйственного механизма с позиции  нововведений и ответственности);  

     - производственный и сбытовой  потенциалы, указывающие на возможность  фирмы производить и реализовывать  ту или иную продукцию в  требуемых количествах в необходимые  сроки (наличие сырьевой базы; производственные и сбытовые  мощности; объем и направления  капиталовложений, определяющих производственную  политику и т.д.);  

     - научно-исследовательский потенциал  (организация и направление научных  исследований, ежегодные расходы  на НИОКР, число патентов на  изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники и т.д.);  

     - финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия  кредитования, структура капитала  — отношение собственного капитала  к общей сумме активов и  т.д.);  

     - репутация фирмы, ее рыночная  стратегия, инновационная деятельность;  

     - состояние и квалификация трудовых  ресурсов.  

     Конкурентоспособность — это та особая зона, в которой  в известных пределах интересы производителей и потребителей сходятся. Следовательно, при оценке конкурентоспособности  учитываются не только совокупность показателей,  относящихся в основном к сфере заключения сделок и эксплуатации товара, но и другие критерии (комплекс условий его реализации, возможности  поставок, сервисного обслуживания, утилизации и др.), важные для потребителей конкретного  рынка.  

     Однако  прежде чем рассчитывать количественное значение показателя конкурентоспособности, необходимо провести ряд дополнительных исследований. 

     На  первой стадии проводится экспериментальное  определение или расчет всех характеристик  собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации (энергоемкость, требуемая периодичность смазывания или замены деталей). 

     На  второй — определяются цели оценки конкурентоспособности, которые зависят  от стадии жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития фирмы  и т.д. Перед тем как вывести  новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам и может  привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность товара может  либо повышаться, либо снижаться в  связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или  уходом с рынка старых конкурентов  и т.д. 

     На  третьей — методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование  целевого сегмента. Если таковых окажется несколько, то оценку конкурентоспособности  товара необходимо проводить для  каждого сегмента отдельно. 

     Рассмотрим  некоторые методы оценки уровня конкурентоспособности  производителя 

     1. Метод сравнительных преимуществ 

     2. Метод равновесия фирм и отрасли 

     3. Структурно-функциональный метод 

     4. Метод "профилей" и качества 

     5. Матричный метод 

Информация о работе Эффективность повышения конкурентных преимуществ организации