Эффективность повышения конкурентных преимуществ организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 04:49, дипломная работа

Описание работы

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект исследования и цель работы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты повышения конкурентоспособности продукции, методы оценки конкурентоспособности продукции. Во второй главе проведен анализ производственной деятельности «Хлебопекарни» Кяхтинского РАЙПО, дана оценка конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение
Глава I. Конкурентоспособность продукции как фактор экономической устойчивости работы «Хлебопекарни».
1.1. Понятие и критерии конкурентоспособности предприятия
1.2. Методы оценки конкурентоспособности продукции на предприятии
1.3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции
Глава II. Анализ конкурентоспособности продукции «Хлебопекарни» Кяхтинского РАЙПО
2.1. Краткая характеристика «Хлебопекарни»
2.2. Анализ производственной деятельности
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
Глава III. Методы повышения конкурентоспособности «Хлебопекарни» Кяхтинского РАЙПО

3.1. Повышение конкурентоспособности за счет снижения транспортных расходов
3.2. Производство полуфабриката как направление диверсификации деятельности «Хлебопекарни»
3.3. Проект создания цеха по производству макаронных изделий
Заключение
Список использованных источников


Приложение

Работа содержит 1 файл

АннотацияИвановЭффективность повышения конкурентных преимуществ организации.docx

— 627.82 Кб (Скачать)

     1. Изучение конкурентоспособности  с позиций сравнительных преимуществ.  В соответствии с законом сравнительных  преимуществ, предприятие специализируется  на производстве тех товаров,  которые ей обходятся относительно  дешевле. Обладание предприятием  преимуществами, позволяющими обеспечить  относительно более низкие издержки  производства в какого-либо товара, является предпосылкой для завоевания данным товаром сильных рыночных позиций, т. е. для его конкурентоспособности. 

     2. Метод равновесия фирм и отрасли.  Под равновесием понимается такое  состояние, когда у производителя  не существует стимулов для  перехода в другое состояние,  т. е. для изменения объема  производства (изменения своей доли  на рынке). В условиях равновесия  производителя (при достижении  максимально возможного объема  выпуска и сбыта товара при  неизменном характере спроса  и уровне развития техники  на данном рынке) каждый из  факторов производства используется  с одинаковой и одновременно  наибольшей производительностью.  Методы оценки конкурентоспособности  производителя на основе теории  равновесия и факторов производства, хотя и могут использоваться  в отношении фирм и отраслей  экономики, все же имеют существенные  ограничения в своем применении. Во-первых, теория равновесия производителя  была разработана для исследования  процессов развития отрасли в  условиях совершенной конкуренции.  Во-вторых, данный метод строится  на основе теории, которая предполагает, что отрасли в результате своего  развития должны прийти к состоянию  равновесия. 

     3. Структурно-функциональный метод.  Согласно структурному подходу,  оценка положения может быть  сделана исходя из знания уровня  монополизации отрасли, т. е.  концентрации производства и  капитала, и барьеров для вновь  вступающих на отраслевой рынок  компаний. Теория международного  маркетинга позволила изучить  влияние внешних условий на  конкурентоспособность фирмы. Выделяют  следующие факторы, которые оказывают  воздействие на интенсивность  конкуренции и тем самым влияют  на уровень конкурентоспособности  компаний: 
 

     - потенциал рынка (возможная емкость); 

     - легкость доступа; 

     - вид товара; 

     - входные барьеры (необходимые  инвестиции, государственное регу-      лирование); 

     - однородность рынка; 

     - структура отрасли пли конкурентные  позиции фирм; 

     - степень вовлечения фирм в  данную отрасль; 

     - возможность технологических нововведений; 

     - экономия на масштабе; 

     - диверсификация фирм. 

     Вторым  методом определения критерия эффективной  конкуренции служит функциональный подход. Главную роль здесь играют экономические показатели деятельности фирм: соотношение издержки-цены, загрузка производственных мощностей, объемы выпуска  продукции, норма прибыли и т.д.  

     4. Метод "профилей" и качества  Оценка конкурентоспособности производителя  по качеству продукции осуществляется "методом профилей". Он базируется  на положениях теории маркетинга  и используется консультационными  фирмами Западной Европы. Выявляются  различные критерии удовлетворения  запросов потребителей применительно  к какому-либо продукту, устанавливается  их иерархия и сравнительная  важность в пределах того спектра  характеристик, которые в состоянии  заметить и оценить потребитель,  проводится сравнение технико-экономических  данных продукта с другими  конкурирующими продуктами.  

     5. Матричный метод. Основан на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретической базой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технологии. Любой товар или технология с момента его появления на рынке и до исчезновения проходит определенные стадии жизненного цикла. В середине 70-х годов маркетинговая организация "Бостон консалтинг групп" разработала матричную методику оценки конкурентоспособности различных товаров, которая впоследствии применялась не только для анализа характеристик товаров, но и при изучении конкурентоспособности "стратегических единиц бизнеса" -товаров, сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей. О конкурентоспособности можно также судить по ряду экономических показателей, содержащихся в финансовой отчетности фирм:  

     - если стоимость реализованной  продукции растет быстрее, чем  ее физический объем, значит, спрос  на нее растет (при этом необходимо  учитывать фактор инфляционного  роста цен);  

     - отношение прибыли к объему  продаж (в случае увеличения может  означать повышение конкурентоспособности);  

     - отношение объема продаж к  стоимости материально-производственных  запасов;  

     - отношение объема продаж и  стоимости нереализованной продукции  дополняет два предыдущих и  в случае уменьшения означает  снижение спроса или перепроизводство  продукции;  

     - загрузка производственных мощностей;  

     - портфель заказов;  

     - объем и направления капиталовложений.  

     Цели  будут определять выбор тех или  иных показателей, характеризующих  фирму, которые ставит перед собой  предприятие при выборе иностранного партнера. Но наиболее важными факторами, которыми необходимо руководствоваться, являются репутация фирмы и качество ее продукции, надежное финансовое положение и платежеспособность, достаточный производственный и научно-технический потенциал [8].  

     1.3 Основные направления повышения 

     конкурентоспособности продукции 

     На  уровень конкурентоспособности  продукции влияет множество разноплановых  показателей. Достичь необходимого уровня конкурентоспособности, реализуемых  на соответствующих рынках товаров  можно разными способами, скоординированными во времени и пространстве. По содержанию и направлению их можно объединить в четыре взаимосвязанные группы: технические, организационные, экономические  и социальные. 

     Среди  технических способов повышения  конкурентоспособности продукции  определяющее место принадлежит  постоянному усовершенствованию проектирования, технико-технологической базы предприятия. Это обусловливается тем, что  необходимые основы технического уровня и качества изделий формируются  в процессе их проектирования. Именно в этом цикле происходит комплекс лабораторно-исследовательских и  конструкторских работ, направленных на обеспечение необходимых  технико-экономических  параметров образцов продукции.  

     Насущной  потребностью является разработка и  использование разнообразных форм и методов действующего социально-экономического влияния на всю цепочку процессов  формирования и обеспечения производства высококачественной и конкурентоспособной  продукцией. Формами и методами экономического влияния на эти процессы является, прежде всего, согласованная система  прогнозирования и планирования качества продукции, установления принятых для производителей и потребителей цен на отдельные виды товаров, достаточно мощная мотивация труда всех категорий  работников предприятия.  Формами  влияния социального является всесторонняя активизация человеческого показателя, проведение эффективной кадровой политики, создание необходимых условий труда  и жизнедеятельности . 

     Таим  образом, при повышении конкурентоспособности  предприятием должны осуществляться следующие  мероприятия: 

      - мониторинг, позволяющий проводить  своевременный анализ конкурентоспособности  производимой продукции; 

      -  анализ новых разработок  и расширение ассортимента продукции; 

      -  ситуационный анализ положения  предприятия на рынках сбыта; 

      -  совершенствование производства, в том числе путем внедрения  новых технологий; 

       - определение стратегических направлений  инновационной политики предприятия; 

      -  своевременное изъятие экономически  неэффективного товара из сбытовой  программы предприятия; 

      -  проникновение на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами; 

      - модификация выпускаемых товаров  в соответствии с новыми вкусами  и потребностями покупателей; 

      -  развитие и совершенствование  системы сервисного обслуживания  реализуемых товаров и системы  стимулирования сбыта в целом. 

     Особое  внимание следует уделить управлению инновационной деятельностью предприятия. Оформление и приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, профессиональная оценка интеллектуальной собственности и  ее использование в хозяйственной  деятельности — все это существенным образом влияет на конкурентоспособность  предприятия и его продукции.  

     Широкое распространение конкуренции под  воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса  подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных  товаров и новых рынков их сбыта. 

     Чтобы оценить конкурентоспособность  товара, необходимо решить широкий  круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех  рынках, где уже реализуется или  предлагается сбывать товар, о его  конкурентах. Анализу рынков уделяется  основное внимание. Особенно это относится  к оценке тех потребностей, которые  предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и  положительных свойств этого  товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует  ли в данный момент производимая продукция  по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность  его в результате комплексного исследования рынка. 

     Исходя  из оценки существующей и перспективной  конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике: 

      -  продолжать ли производство  данного товара и его сбыт;  

      -  провести ли модернизацию  производства; 

      - снять ли его с производства  и приступить к выпуску нового  товара; 

      - провести ли модернизацию для  превращения товара в товар  рыночной новизны; 

      - приступить ли к поиску нового  рынка сбыта, с учётом достаточности  финансовых ресурсов, наличия в  товаре проводящей и сбытовой  сети, возможностей обеспечения  сервиса проданного товара. 

     Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых  видов продукции. В современном  мире создание и производство новых  товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем  у конкурентов.  

     Выпуская  новую продукцию и расширяя ассортимент  предлагаемых товаров, фирмы стремятся  снизить зависимость от одного товара, который может в любое время  с учетом непредсказуемых изменений  рынка привести к банкротству. Известно, что значительное количество новых  товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают  возлагавшихся на них надежд изготовителей.  

     Основными причинами являются: недостаточное  владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное  время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика. 

     При выборе путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременным  решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации  товара. Решение о модификации  товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для  получения большей прибыли. 

Информация о работе Эффективность повышения конкурентных преимуществ организации