Экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Государство является основным институтом политической структуры общества. Первоначально, в условиях господства свободного рынка, государство практически не вмешивалось в экономику, ограничиваясь правовым регулированием некоторых сторон хозяйственной деятельности, прежде всего внешнеэкономической, и играло роль "ночного сторожа". К концу XIX века по мере развития процессов акционирования, монополиз

Содержание

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
1.1. Сущность, факторы и основные типы экономического роста…………………………………………………………………………………….5
1.2. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы………………………………………………………………………………....9
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РК
2.1. Государственное регулирование экономического роста в Казахстане……….12
2.2. Экономический рост РК: особенности, цифры и факты……………………….13
2.3. Главные приоритеты устойчивого экономического роста в РК……………………………………………………………………………………….18
III. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1.Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы…………………………………………………………………………………….21
3.2. Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана…………………………………………………………………………..…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..........31
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

грэ курсовая.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Известно, что, как и  в случае с другими странами СНГ, в начале 1990-х годов уровень  экономического развития Казахстана был  невысоким. Более того, в Казахстане на тот момент даже не было каких-либо зачатков рыночной экономики, что лишь осложнило начало системных преобразований. В этих условиях проведение рыночных реформ в стране стало осуществляться форсированными темпами.

Процесс реформирования экономики продолжается. Экономическая политика Казахстана постепенно акцентируется на поддержку собственных, экономически выгодных отраслей. Программой действий Правительства Республики Казахстан на ближайшую перспективу предусматривается максимальная поддержка отечественных товаропроизводителей, расширение внутренних и внешних рынков сбыта для казахстанских товаров.

«Если в 1994 году ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов, только 1 января 2011 года он вырос более чем в 12 раз и превысил 9 тысяч долларов США. Мы рассчитывали достичь такого уровня только к 2015 году. Мировой опыт показывает, что в первые 20 лет независимости ни одна страна не достигала такого результата. Например, ВВП на душу населения Южной Кореи за первое двадцатилетие суверенного развития вырос в 3 раза, Малайзии - в 2 раза, Сингапура - в 4 раза, Венгрии - в 5 раз, Польши - в 4 раза» [8].

В настоящее время  в республике создана комплексная  система регулирования социально-экономических  процессов, основанная на сочетании реализации кратко-, средне- и долгосрочных целей в рамках единой Стратегии развития. С повышением эффективности государственного управления в последние годы отмечается значительная положительная макроэкономическая динамика, что свидетельствует о выходе экономики на траекторию устойчивого роста.

Краткосрочный экономический  индикатор в январе 2011г., к январю 2010г. составил 106,9%. Расчет краткосрочного экономического индикатора осуществляется для обеспечения оперативности и базируется на изменении индексов выпуска по базовым отраслям: сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, составляющих 67-68% от ВВП.

Среднедушевые номинальные  денежные доходы населения по оценке в декабре 2010г. составили 44370 тенге. Прирост по сравнению с декабрем 2009г. составил 14,2% по номинальным и 6% по реальным денежным доходам (см. рис. 2.1.). Среднедушевые доходы в целом по Казахстану и областям отражены в Приложении №1.

 


 

 

 

Рис. 2.1. Среднедушевые номинальные денежные доходы населения

 

Численность безработных по оценке в январе 2011г. составила 486,3 тыс. человек. Уровень безработицы составил 5,7% к численности экономически активного населения (см. рис. 2.2.). Численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, на конец января 2011г. составила 44,1 тыс. человек или 0,5% к численности экономически активного населения. Уровень скрытой безработицы по оценке составил 0,6% от экономически активного населения (Приложение №2).

 

 

Дата

Уровень безработицы %

Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения

2010 год

   

1 квартал

6,2

0,9

2 квартал

5,8

0,8

3 квартал 

5,6

0,7

4 квартал

5,5

0,4

2011 год

   

январь

5,7

0,5


 

Рис. 2.2. Доля зарегистрированных безработных  и уровень безработицы

 

Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам в декабре 2010г. составила 97256 тенге. Прирост к декабрю 2009г. составил 17,5%. Индекс реальной заработной платы к декабрю 2009г. составил 109%.

Индекс потребительских цен в январе 2011г. по сравнению с декабрем 2010г. составил 101,7%. Цены на продовольственные товары возросли на 3%, непродовольственные – на 0,5%, платные услуги – на 1,2%. Цены предприятий-производителей промышленной продукции в январе 2011г. по сравнению с декабрем 2010г. повысились на 4,8%.

Объем валового внутреннего продукта, по отчетным данным, за январь-декабрь 2010г. составил в текущих ценах 21513,5 млрд. тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2009г. реальный ВВП вырос на 7%. В структуре ВВП доля производства товаров составила 44,2%, услуг – 52,8 %. (Приложение №3).

Динамика ВВП показана ниже на рис. 2.3. На графике видно, что ВВП в 2007 году резко снизился, так как это было ознаменовано кризисом экономики, и в 2008 году он составил 103,3% ВВП (изменение по сравнению с 2007 годом составило 5,6%). Но в 2010 году наблюдается повышение ВВП по сравнению с 2009 годом, т.е. идет «оздоровление» экономики после кризиса, и увеличение составило 5,8%. Это положительная динамика ВВП.       Национальный банк разработал основные направления денежно-кредитной политики Казахстана на 2011-2013 годы. Учитывая степень воздействия на экономику Республики Казахстан, ключевым критерием разделения на сценарные варианты при разработке денежно-кредитной политики на 2011-2013 годы был определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть. Были рассмотрены три сценария развития макроэкономической ситуации, которые предполагают уровень цен на нефть в 35, 65 и 80 долларов США за баррель. Согласно прогнозу Национального банка РК, в случае реализации первого сценария, при котором среднегодовая цена на нефть составляет 35 долларов за баррель, реальный рост ВВП будет отрицательным в размере 0,5%, текущий счет сложится в размере минус 7,2% ВВП, платежный баланс составит минус 1,9% ВВП. В случае реализации второго сценария (65 долларов за баррель) ВВП вырастет на 3,1%, текущий счет составит 0,9% ВВП, платежный баланс – 2,8% ВВП. При третьем сценарии – рост ВВП прогнозируется на уровне 4,7%, текущий счет – 1,6% ВВП, платежный баланс - 2,6% ВВП. Как подчеркивается в сообщении, Национальный банк Казахстана считает наиболее вероятным реализацию третьего сценария развития экономики.

 

Рис. 2.3.  Объем ВВП

 

Объем инвестиций в основной капитал в январе 2011г. составил 189,4 млрд. тенге, что на 4,3% больше, чем за аналогичный период прошлого 1075 года.

Объем розничного товарооборота за отчетный период составил 265,3 млрд. тенге (без оборота общественного питания) и увеличился на 11,1 % по сравнению с январем 2010г.

Объем оптового товарооборота за отчетный период составил 556,2 млрд. тенге и увеличился на 16,9% по сравнению с январем 2010г.

Объем услуг по предоставлению продуктов питания и напитков за отчетный период составил 11 млрд. тенге и увеличился на 5% по сравнению с январем 2010г.

Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-декабре 2010г. составил 88976,6 млн. долларов CША и по сравнению с январем-декабрем 2009г. увеличился на 24,3%, в том числе экспорт – 59216,6 млн. долларов США (на 37,1% больше), импорт – 29760,0 млн. долларов США (на 4,8% больше) (Приложение №4).

Объем промышленного  производства в январе 2011г. составил 1136 млрд. тенге в действующих ценах, что на 5,8% больше, чем в январе 2010г. В горнодобывающей промышленности и разработке карьеров производство

возросло на 5%, обрабатывающей промышленности – на 7,5%, электроснабжении, подаче газа, пара и воздушном кондиционировании – на 5,1%, водоснабжении, канализационной системе, контроле над сбором и

распределением отходов  – на 1,9%.

Объем валовой продукции  сельского хозяйства в январе 2011г. составил 54,4 млрд. тенге, увеличившись на 1,9% к январю 2010г.

Объем грузооборота в январе 2011г. составил 31,7 млрд. ткм (с учетом оценки объема грузооборота нетранспортными организациями и предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками) и вырос на 23,2% по сравнению с соответствующим периодом 2010г.

Количество зарегистрированных юридических лиц по состоянию на 1 февраля 2011г. составило 287515 единиц и уменьшилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 3,8%. Количество действующих юридических лиц составило 184933 или 64,3% к числу зарегистрированных.

Поступления государственного бюджета на 1 января 2011г. составили 4388,8 млрд. тенге, расходы - 4916,1 млрд. тенге, дефицит бюджета – 527,3 млрд. тенге. По сравнению с соответствующим периодом 2009г. поступления увеличились на 25% , расходы - на 12,4%.

Финансовый результат  крупных и средних предприятий за III квартал 2010г. определился как прибыль в сумме 1184,2 млрд. тенге, что 22,4% выше уровня аналогичного периода 2009г. Уровень рентабельности составил 26,9%. Доля убыточных предприятий среди общего числа отчитавшихся составила 36,3%.

Кредитные вложения банков второго уровня в отрасли экономики на конец декабря 2010г. составили 7596,5 млрд. тенге и уменьшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,6%. В общей сумме кредитов удельный вес долгосрочных кредитов составил 83,6%, кредитов в иностранной валюте – 42,3%. Объем депозитов в депозитных организациях составил 7397,9 млрд. тенге, что на 12,5% больше, чем в соответствующем месяце прошлого года, депозиты физических лиц составили 2194,9 млрд. тенге и увеличились на 15,9%.

 

2.3. Главные приоритеты устойчивого экономического роста в РК

В соответствии с Указом Президента РК от 30 марта 2006 года №80 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года»

одним из главных направлений  экономического развития страны определена – дальнейшая модернизация и диверсификация экономики Казахстана как фундамент устойчивого экономического роста.

Основными целями и приоритетами устойчивого экономического роста  являются:

1. Денежно-кредитная политика  и развитие финансового сектора.

Цели: Сдерживание инфляции, недопущение негативных последствий  «перегрева» экономики, поддержание необходимой гибкости реального обменного курса для снижения отрицательных последствий инфляции и стимулирования экономического роста, обеспечение стабильности финансового рынка.

2. Бюджетно-налоговая  политика, направленная на повышение  фискальной дисциплины и обеспечивающая устойчивый рост экономики.

Цели: Стимулирование диверсификации и развития несырьевых отраслей экономики, максимальное увеличение поступлений  в государственный бюджет без  увеличения налоговой нагрузки, совершенствование  управления долгом и межбюджетных отношений.

3. Эффективное управление  государственными активами.

Цель: Формирование государства  как эффективного собственника и  менеджера на основе создания прозрачной и четкой системы управления государственными активами.

4. Построение экономических взаимоотношений между государством и частным сектором на основе рыночных принципов.

Цель: Эффективное взаимодействие государства и частного сектора  путем внедрения информационных технологий, развития контрактных отношений, укрепления института частной собственности и защиты прав инвесторов.

5. Реализация конкурентной  и тарифной политики, направленной  на эффективное функционирование  рынков товаров и услуг.

Цели: Повышение эффективности  государственного регулирования в  сфере естественных монополий, развитие конкуренции и создание условий для динамичного функционирования рынков товаров и услуг.

6. Развитие предпринимательского  сектора как основного фундамента  рыночных отношений и конкурентоспособной  экономики.

Цель: Обеспечение качественного прорыва в развитии малого и среднего бизнеса, рост производительности и конкурентоспособности в этой сфере.

7. Территориальное развитие, соответствующие потребностям сбалансированного развития экономики.

Цель: Территориальное  развитие, основанное на формировании конкурентоспособных специализаций в регионально и мировой экономике, с учетом рационального и эффективного использования экономического потенциала и трудовых ресурсов.

8. Развитие Астаны  как одного из крупных центров  международного взаимодействия в Евразии и города, соответствующего современным мировым стандартам развития.

9. Дальнейшее развитие  города Алматы в качестве регионального  центра финансовой и деловой  активности.

Цель: Становление города Алматы в качестве регионального  центра финансовой и деловой активности.

 К основным стратегическим  направлениям экономического роста Казахстана относятся:

  • Ускоренный экономический и социальный прогресс Казахстана;
  • Создание инновационной экономики и развитие несырьевого сектора;
  • Модель конкурентоспособной экономики;
  • Индустриально-инновационнное развитие;
  • Развитие малого и среднего бизнеса;
  • Развитие аграрного сектора;
  • Развитие финансового сектора.

Таким образом, одним  из стратегических направлений нашей  страны является динамичное развитие экономики в соответствии с требованиями глобализации и развития новых технологий с акцептом на развитие несырьевых секторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы

Разработчиками  программы  являются  Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, Министерство индустрии и новых  технологий Республики Казахстан.

Цель программы: Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение  ее конкурентоспособности

Задачи программы:

    • Развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности;
    • усиление социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализации инвестиционных проектов;
    • создание благоприятной среды для индустриализации;
    • формирование центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации экономического потенциала;
    • обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в процессе развития приоритетных секторов экономики.

Информация о работе Экономический рост